Пальма первенства по доходу в сети связи общего пользования (далее – ССОП) уже давно принадлежит подвижной связи. Тем не менее, услуги фиксированной телефонной связи в структуре выручки занимают еще значительную часть. В первом квартале 2010 года их объем (местная, внутризоновая, междугородная и международная) составил 64 499 млн. рублей, оставив далеко позади услуги документальной электросвязи (в том числе и интернет) с 34 384 млн. рублей (по данным «Телеком в России»). Неуклонное снижение доли традиционных услуг налицо, и все-таки, игнорировать процессы, происходящие в этом сегменте, было бы крайне неправильно.
Весьма интересная обстановка складывается вокруг зоновых сетей альтернативных операторов и местных сетей операторов, занимающих существенное положение. Конфликты, возникающие в различных регионах России, похожи друг на друга, как близнецы:
Северо-Западный Телеком отказал в присоединении зоновой сети МТС;
Башинформсвязь прекратило пропуск трафика с зоновой сети МТС.
Это случаи, получившие свое отражение в прессе. Сколько других подобных случаев остается «за кадром» - можно только догадываться. Первая ласточка, получившая широкую огласку, прозвучала летом 2008 года: МГТС прекратила пропуск трафика Мегафона, присоединенного к Синтерре, на свою местную телефонную сеть. Дело Синтерры и МГТС, преодолевая разные инстанции, затянулось на два года.
Интересно и показательно, что с одной стороны конфликта к закону взывал человек, считающийся идеологом реформы телекоммуникационной отрасли, который в 2007 году покинул стены Министерства связи и принял бразды правления в Синтерре.
Будущее начало этим конфликтам было положено с первого дня Нового, 2006 года. Телекоммуникационная отрасль России стала жить по новым правилам: вступили в силу дополнительные правовые акты к принятому два с половиной года назад федеральному закону №126-ФЗ «О связи».
Постановление правительства РФ №161 от 28.03.2005 «Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» (далее - Постановление №161);
Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ №97 от 08.08.2005 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования» (далее – Приказ №97);
Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ №98 от 08.08.2005 «Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети общего пользования» (далее - Приказ №98).
В Российской федерации получила применение трехуровневая структура сети связи общего пользования, включающая в себя: местные телефонные сети (далее - МТС); зоновые телефонные сети (далее - ЗТС), в том числе и сети подвижной связи (далее – СПС); сети междугородней и международной телефонной связи (далее - МГ/МН). При этом зоновый уровень структуры ССОП был разделен на два типа:
1) фиксированные зоновые телефонные сети (далее – ЗТС) - обеспечивают пропуск трафика в субъекте федерации между местными телефонными сетями, сетями подвижной связи, действующих в этом же субъекте федерации и сетями МГ/МН телефонной связи;
2) сети подвижной связи – обеспечивают пропуск трафика между другими сетями подвижной связи субъекта федерации, фиксированными зоновыми телефонными сетями и сетями МГ/МН телефонной связи.
Операторы СПС, относящиеся по определению регулятора к зоновому уровню, до выхода Постановления правительства РФ №666 от 12.10.2007 «О внесении изменений в некоторые Акты Правительства РФ по вопросам связи» (Далее Постановление - №666) не имели право присоединения к сетям местной телефонной связи. Да и с 1 марта 2008 года, с момента вступления в силу изменений, присоединение СПС к МТС разрешается, но только для пропуска местного телефонного трафика в коде ABC (код географической зоны нумерации).
Схема трехуровневой структуры ССОП России
При старте реформы, статус фиксированных зоновых сразу получили только существенные операторы связи, в массе своей которые представлены в регионах макрорегиональными компаниями (далее - МРК). По правилам пропуска трафика, зоновая связь - это промежуточное звено между местной с одной стороны и дальней и сотовой связью с другой. Теперь любое соединение, выходящее за пределы, или входящее в пределы местных телефонных сетей, увеличивало выручку существенных операторов. Они стали контролировать и распределять денежные потоки, пропуская трафик через себя.
«Услуга зонового инициирования вызова в конечном тарифе для абонента у нас занимает примерно 50%...» - это слова Генерального директора ОАО «МТТ» (оператор МГ/МН связи) Элдара Разроева в статье «МТТ просит пересмотреть зоны» (Коммерсант №14 (4314) от 28.01.2010).
Пример оказания услуг оператором фиксированной зоновой телефонной сети (тарифы ЮТК)
С учетом приведенного уровня тарифов ЮТК, один поток E1 с загрузкой в операторском режиме (200 тыс. минут в месяц) и включенный на оператора СПС, при разных профилях трафика может приносить ежемесячную выручку от 140 до 300 тыс. рублей (маржа 33-77%).
Надо сказать, что до 2006 года доля услуг присоединения и пропуска трафика в общем доходе МРК была небольшой. В 2006 году, на примере ЮТК, доля этих услуг выросла на 244%, по отношению к 2005 году, и стала играть существенную роль в структуре выручки, составляя на тот момент 17,6%.
Через четыре года результат уже другой. По итогам деятельности ЮТК за первое полугодие 2010 года объем услуг присоединения и пропуска трафика составил 918 млн. рублей, что соответствует доли в 8,38% в структуре доходов общества за услуги связи. В 2009 году по аналогичному периоду, доля этих услуг составляла 9,54% с объемом 988,9 млн. рублей. Итоги деятельности Сибирьтелекома также говорят о сокращении услуг присоединения и пропуска трафика, с 1 840 млн. рублей в первом полугодии 2009 года до 1 743 млн. рублей за такой же период в этом году. Снижение также коснулось Волгателекома, Дальсвязи и Уралсвязьинформа.
Таблица: Выдержка из итогов деятельности ЮТК за период 2005-2009 годов. Источник…
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Присоединение и пропуск трафика, млн. руб. |
1 192,2 |
2 914,7 |
2 895,5 |
2 210,5 |
1 942,4 |
- доля услуг в структуре выручки, % |
6,67% |
17,60% |
15,30% |
11,03% |
9,25% |
- прирост натуральных показателей, млн. руб. |
1 722,5 |
-19,2 |
-685,0 |
-268,1 |
|
Внутризоновая телефонная связь, млн. руб. |
2 598,1 |
3 043,6 |
3 768,9 |
3 720,6 |
3 435,7 |
- доля услуг в структуре выручки, % |
14,54% |
18,38% |
19,91% |
18,57% |
16,36% |
- прирост натуральных показателей, млн. руб. |
445,5 |
725,3 |
-48,3 |
-284,9 |
|
Выручка от услуг связи, млн. руб. |
17 873,0 |
16 561,5 |
18 926,6 |
20 037,9 |
20 998,7 |
Примечание: Значительная доля в снижении услуг присоединения и пропуска трафика в 2008 году связана в основном с отменой компенсационной надбавки за услуги зонового инициирования вызова, призванной компенсировать в первое время «выпадающие» доходы существенных операторов за услуги МГ/МН связи при старте реформы.
Как видно из таблицы, тенденция снижения выручки МРК (на примере ЮТК) в сегменте услуг присоединения и пропуска трафика видна ярко. Если в 2007 году, потери, по сравнению с 2006 годом, составили всего 19,2 млн. рублей, то уже в 2009 году речь идет о значительной сумме в 268,1 млн. рублей к 2008 году (оценить показатели 2008 года к 2007 году сложно, в виду отмены компенсационной надбавки).
Второй источник дохода оператора зонового уровня – услуги внутризоновой связи. На примере ЮТК они также в последние два года показывали отрицательную динамику. В первом квартале этого года ситуация не изменилась: объем услуг внутризоновой связи в натуральных показателях снизился на 137 млн. рублей по отношению к аналогичному периоду 2009 года. Надо ли говорить, что по остальным МРК ситуация родственна?
Во-первых, следствием снижения выручки МРК является развитие альтернативных зоновых сетей. За четыре года с начала реформы, операторы успели отстроить свои сети, и в списке фиксированных зоновых телефонных сетей все реже и реже встречаются субъекты федерации с одним оператором. Тем более междугородние и сотовые операторы и сами активно реализуют вертикальную структуру своих сетей, вводя собственные фиксированные зоновые телефонные сети. Трафик стал передаваться существенному оператору на нижележащем уровне местных телефонных сетей с замещением более дорогой услуги зонового завершения на более дешевую, местную.
Во-вторых, наметилась тенденция «перемещения» внутризонового трафика из фиксированных сетей в сотовые сети. Играют аспекты удобства вызова абонентов, «забитых» в справочник телефонной трубки, а также активный маркетинг и реклама операторов СПС, предлагающих хорошие тарифные опции на исходящие вызовы на городские /стационарные телефоны. Есть мнение, что звонить «по зоне» уже выгоднее с мобильного телефона.
Интересно то, что конкуренция на этом поле будет в ближайшем будущем только нарастать, и при сложившейся практике - не в пользу существенного! Альтернативный оператор связи, строя фиксированную зоновую телефонную связь, размещает в субъекте федерации узел связи и организует точки присоединения в каждом муниципальном образовании. Правила никак не нормируют емкость, состав и расположение точек присоединения в населенном пункте. Достаточно арендовать от узла связи в каждое муниципальное образование канал с двумя тайм-слотами (2х64К, один для сигнализации, второй для голоса), и сеть можно сдавать в эксплуатацию. Точкой присоединения будет являться интерфейс арендованного канала на удаленном от узла связи плече.
Сеть фиксированной зоновой телефонной связи Эквант в Краснодарском крае, введенная в эксплуатацию летом этого года, построена на базе телефонной станции типа Si3000. Организовано 44 точки присоединения с пропускной способностью 128К на портах существующих систем передачи Эквант, ЮТК и Юг-Линк.
Телефонный трафик по своим свойствам имеет тяготение к крупным населенным и промышленным центрам. Реализуя минимум зоновой сети, присоединив ее к местным телефонным сетям в определенных населенных пунктах, а зачастую даже и не выходя за пределы административного центра субъекта федерации, альтернативный оператор связи «снимает» максимум возможного. Он пропускает через себя экономически выгодный тип трафика и весь остальной, невыгодный, предназначенный для депрессивных и удаленных населенных пунктов, где развивать присутствие своих сетей не имеет смысла, - передает в зону ответственности существенного.
Существенный же оператор позволить себе подобной гибкости не может. Вот и получается, что спасательный круг в виде фиксированных зоновых телефонных сетей, выданный существенным операторам при старте реформы, начинает «сдуваться». Неся в определенной степени социальную роль, он обязан дать телефонную связь во все населенные пункты: села, деревни, хуторы. Экономическая же целесообразность затрат на поддержание транспортной сети и коммутационного оборудования в удаленных и депрессивных районах субъекта федерации часто стоит под вопросом.
Вот и остается у существенного оператора всего два варианта:
1) ограничить пропуск трафика зоновых сетей альтернативных операторов к местным телефонным сетям и вернуть его обратно на уровень зонового завершения;
2) дифференцировать тарифы на присоединение и пропуск трафика к внутризоновой телефонной связи в зависимости от направления и с учетом окупаемости возникающих затрат.
И неизвестно, какой из этих вариантов будет сейчас лучше: последний однозначно внесет свою лепту в увеличении разрыва между уровнем жизни сельского и городского жителя, сейчас и так значительного. Есть ли третий вариант, который устроит все стороны, а не только операторов?
Материал:
Пальма первенства по доходу в сети связи общего пользования (далее – ССОП) уже давно принадлежит подвижной связи. Тем не менее, услуги фиксированной телефонной связи в структуре выручки занимают еще значительную часть. В первом квартале 2010 года их объем (местная, внутризоновая, междугородная и международная) составил 64 499 млн. рублей, оставив далеко позади услуги документальной электросвязи (в том числе и интернет) с 34 384 млн. рублей (по данным «Телеком в России»). Неуклонное снижение доли традиционных услуг налицо,и все-таки, игнорировать процессы, происходящие в этом сегменте, было бы крайне неправильно.
Полный текст
Довольно странно сравнивать коммерческие услуги рынка связи с узаконеным рэкетом. Вот если бы застройщиков обязали вкладывать в каждую продаваемую квартиру мобилы и интернет по социальным нормам (одна подключенная мобила + один порт интернета со скайпом на каждые 8 квадратных метров жилой площади?) - и это было бы хотя бы последнюю пару лет...
Кстати о принудительных контрактах: в соседней отрасли скандальчик. Охранная срамота.
Местные операторы должны научится гибкости, и предлагать другие услуги, кроме телефонной связи. Вон у нас Сибирьтелеком так изворачивается, как уж на сковороде - и то, и это, и еще вот тут почесать...Потому и держится еще. Без всякого саботажа, который по определению выглядит идиотизмом.
У нас с Вами, по всей видимости, разные "Сибирьтелекомы". :-)
Полагаю, что когда проводилась упомянутая реформа - никому и в голову не могло придти, что зона будет отстроена другими операторами. Вот по состоянию на 01.03.10 я насчитал только 21 регион, где зоновая сеть одна. Мда, за что боролись - на то и напоролись...
Давненько уже тому я писал, что реформа вообще и ППРФ 161 в частности - это как дождь над полем боя. Кому-то он даст преимущества, кому-то нет, но говорить, что именно из за дождя бой закончился именно вот так - неразумно. Соотношения сил и таланты полководца все же факторы более высокого порядка :)
ОПСОСы тоже зоновые по своей сути. Только им на местную фиксу прямо выходить не дают. Как в анекдоте про слона...
Мда, а мог бы один оператор при моем участии построить зоновую телефонную сети в МСК/МО.
Однако тот оператор не оказался таким умным.
Кстати, кто знает сколько зоновых сетей сейчас в МО?
А по ссылке сходить тебе вера не позволяет? :))) Там написано и сколько и кто :)
Не факт... По мере появления новых зоновых список просто не успевает обновляться :)) Что кстати, было одной из причин задержки, в свое время, ввода в эксплуатацию (читать получение кодов) сети дальней связи Голден Телекома. Построили, присоединились к зоновым, сдаемся... - а, нет, не получиться! Пока сдавались - появились еще одни зоновые, будьте добры к ним тоже присоединиться.... и-и-и-и так по кругу несколько раз, до конца насколько я помню 2006 года. Хотя сам Голден на «всех углах кричал», что все построено, и они готовы были оказывать услуги еще с начала реформы.