1. Статьи
Заметки пользователей
17.01.2024 13:42
PDF
1606
0

Регуляторика 2024+: куда плывём дальше?

Деятельность Ассоциации Малых Операторов связи Регионов (АМОР)

АМОР, хотя и объединяет свыше 100 операторов связи со всех федеральных округов России, пока ещё совсем "грудное дитя" – ведь создана она 15.08.23.

Задачи ассоциации: помочь малым операторам связи сохранить бизнес во времена резкого "закручивания гаек" и наметившейся стратегии государства на сокращение количества операторов связи.

Давно понятно, что новых детей телекома не будет рождаться, но наметилась тенденция и на сокращение малых операторов. Если большинство микроОператоров связи работают нелегально и они, по сути, неинтересны Налоговой (выручка в зависимости от региона конечно разнится, но с мелкими много формальных процедур надо пройти, и часто там штрафов можно и не получить в бюджет из-за неплатежеспособности организации), то мелкие Операторы ищут кому продаться. Однако и у крупных Операторов связи тоже всё не гладко: например, СОРМ не реализован до конца (а именно: Система хранения Данных ( содержимого сообщений) по ФЗ «Яровой»).

В текущей атмосфере АМОР помогли нашим членам:

  • отбиться от запросов ФСТЭК по критической информационной инфраструктуре (КИИ),
  • подготовили пакет документов по воинскому учёту;
  • проконсультировали по Системе АнтиФрод, в т.ч. помогли отбиться от штрафов за неподключение,
  • простроили алгоритмы по входу в жилые многоквартирные дома;
  • получили около 10 решений различных органов и управлений ФАС России о необходимости снижения цены за доступ к опорам для размещения кабелей связи;
  • получили свыше 15 ответов от регуляторов, в т.ч. ФСБ России, Минцифры, Роскомнадзора, т.ч. по: СОРМ, КИИ, Антифроду, блокировке запрещенной информации, ТСПУ, недискриминационному доступу к инфраструктуре;
  • делаем Правовую экспертизу проблемных проектов Телеком НПА для Федерального портала проектов нормативных правовых актов;
  • ведем работу с поставщиками СОРМ;
  • ассоциацию включили в рабочую группу по подготовке Цифрового кодекса России.


16 января Верховный суд рассмотрит заявление членов Ассоциации об оспаривании норм п.39 правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (№ 2106 от 22.11.2022) в части отмены нормы о возможности взимания с Операторов связи платы за перенос ВОЛС при реконструкции/модернизации/ремонте опор, коллекторов, возникший по инициативе владельца инфраструктуры.

15 февраля планируем провести конференцию по регуляторике. Разослали приглашения всем регуляторам, часть уже откликнулись.

Что ждет телеком

1. СОРМ: великий и ужасный
 

С 01.01.2024: Один миллион рублей:

  • Штрафа за нереализацию СОРМ (ФЗ от 13.06.2023 N 223-ФЗ). Протокол составит куратор ФСБ. Дело рассматривает Мировой суд.
  • Госпошлины за 1 новую лицензию (ФЗ от 28.09.23 № 497-ФЗ), включая лицензию на Интернет (телематика), передачу данных ( с голосом и без), все виды телефонной связи (кроме таксофонов и СКД), каналы связи.


С 01.09.2024 из-за нереализации СОРМ добавляются следующие моменты:

  • Роскомнадзор имеет право приостановить лицензию на 3 мес. (п. 3 ст.37 ФЗ О связи в ред. ФЗ 04.08.23 N 473-ФЗ).
  • Непродление лицензии при отсутствии действующих акта /плана СОРМ (проект).
  • Не изменение территории действия, невключение использования радиоЧастот (проект).
  • Отказ в новой лицензии из-за несогласования ФСБ схемы (проект).


2. Построение Суверенного Интернета

Теперь новые Операторы, желающие начать оказывать услуги Интернет (лицензия на телематику), обязаны уведомить ГРЧЦ о начале оказания услуг (ППРФ № 2126 от 11.12.2023).

Вдобавок, с 01.09.2024:

  • Отказ в новой лицензии на Интернет из-за несогласования РКН схемы пропуска трафика через ТСПУ ( ч.7 ст.30 ФЗ «О связи»).
  • За непропуск трафика через ТСПУ – прекращение лицензии ( п.7 ч.1 ст. 39 ФЗ О связи).


По сути, путём построения российского аналога «Золотого Щита» продолжается отделение российского сегмента Интернет. Для этого ГРЧЦ в т.ч. консультируется с китайскими товарищами


3. Проверки Роскомнадзора

Плановые: отменены до 2030 г. ( ППРФ № 372 от 10.03.2023).

Внеплановые: ограничены причинением вреда жизни, здоровью и безопасности и проводятся только по согласованию Прокуратуры (ППРФ от 10.03.22 N 336 в ред. ПП РФ от 14.12.23 № 2140).
 

4. АнтиФрод (Телефония)

Местным телефонным операторам дали понять, что если до февраля 2024 года они не подключатся к гос. системе, будут большие штрафы (от 300 т.р на юрлицо, см.: ч.3 ст.13.2.1. КоАП РФ).
Также, хотят сократить количество лицензий, объединив передачу данных с голосом и без, в единую лицензии на передачу данных.
К 01.09.2025 хотят дать возможность пропускать голосовой трафик из Сети передачи данных в ТФОП только лицам, имеющим лицензию на Местную Телефонию и ПД.


5. Вход в жилые многоквартирные дома (МКД)

Пока законопроект Хинштейна принят только в 1 чтении, для легального размещения сетей нужно 2/3 собственности.
В текущей ситуации, когда Управляющие компании повышают плату за пользование, проходит много судебных процессов. По сути, если цена завышена, надо самостоятельную оценку или суд. экспертизу. Так можно добиться снижения стоимости. 
Потому как, по абз. 2 чт.3 ст.6 ФЗ «О связи» собственники вправе требовать соразмерную плату за пользование имуществом МКД.

Неизбежные итоги

  • Слияние / поглощение будет в ТОПах. 
  • Участятся случаи ухода в потребительские интернет-кооперативы или деятельности без лицензии.


Но "вода всегда дырочку найдёт".

 

Дмитрий Михайлович Галушко к.ю.н.,
Президент Ассоциации Малых Операторов связи Регионов (АМОР)
Генеральный директор ordercom.ru

 

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи