1. Статьи
Заметки пользователей
08.02.2019 08:20
PDF
5984
0

Леонид Блинов: Провайдер должен быть незаметным

Уральская ассоциация операторов связи (УралАОС) - одно из самых активных профессиональных объединений на Урале. Ассоциация под руководством главы интернет-провайдера Convex Леонида Блинова успешно борется с произволом администрации Екатеринбурга и управляющих компаний, отстаивая права операторов в суде, и при этом всегда выражает собственную позицию по поводу тех или иных законодательных инициатив касающихся регулирования интернета в России. Мы поговорили с Леонидом Блиновым о том с какими вызовами сталкивается региональный интернет-провайдер сегодня и каково его будущее.

Ассоциация создана в 2013 году на фоне "кабельных" войн операторов связи с городской администрацией. С тех пор конфликт как-то потух. Администрация отказалась от своей идеи спустить всех операторов под землю? Или же нам стоит ждать продолжения этой истории в Екатеринбурге?

Конфликт не потух, а просто перешел в другую плоскость. Раньше администрации Екатеринбурга ничего не стоило просто так обрезать линии связи. Сейчас этого не происходит благодаря тому, что мы постоянными судебными исками и активной работой в правовом поле перевели эту борьбу в юридическое русло. Большую роль сыграло и активное освещение ситуации в СМИ. Одна из последних наших судебных тяжб с администрацией решилась в пользу операторов связи. Городским властям пришлось пойти на "мировую".

Леонид Блинов: Провайдер должен быть незаметным
Так администрация Екатеринбурга уничтожала оптику провайдеров.

Ситуацию со столбами мы уже практически урегулировали. Убрали бесхозный кабель, а остальные привели в надлежащий вид. ЕМУП "ТТУ" вернули операторам договора аренды, оставив цену аренды еще 2013 года. С "Горсветом" также удалось урегулировать вопросы. Во всяком случае, мы пришли к  договорной основе, на которую уже можно опираться. Думаю, что сейчас продолжение этого противостояния будет лежать в ценовом диапазоне. Уже были попытки повысить стоимость аренды столбов в 10 раз, но ФАС их пресекла.

Как по-вашему, с чем связаны сейчас эти попытки повысить цену? С желанием заработать больше или это прямое указание администрации?

Думаю, что это указание бывшей администрации Екатеринбурга. Понятие "чистое небо" за которое голосовали депутаты Гордумы в свое время настолько размыто, что когда мы начали доносить до парламентариев нюансы устройства интернет-сетей, до них начало доходить, что просто так взять и убрать все линии со столбов не получится. Все нужно делать постепенно, участок за участком. Операторам самим не выгодно, чтобы линии связи проходили по столбам, где их каждый может повредить. Под землей гораздо безопаснее и за пять лет мы проделали огромную работу по переносу кабеля под землю. Но сделать все это за два-три месяца, как изначально хотела администрация, просто нереально. Пока же я считаю, мы сумели прийти к какому-то консенсусу, который устраивает всех.

На волне всей этой борьбы с "воздушками" в городе даже создали компанию "Горсеть", которая должна была строить кабельную канализацию для операторов. Что с ней сейчас?

"Горсеть" сейчас функционирует в полурабочем режиме. В настоящее время у Convex даже подписан договор с "Горсетью" на аренду входов в несколько зданий. Насколько мне известно, прокладку магистралей в их канализацию никто не осуществляет. Поэтому, на какие деньги сейчас существует эта компания – мне непонятно.

Действительно ли объединения в некие ассоциации позволяет операторам отстаивать свои права? Шум сообщества вокруг, например, пакета Яровой никак не повлиял на решение властей о принятии закона…

Объединение в ассоциацию существенно помогает операторам отстаивать свои права, потому что любая борьба требует серьезных затрат, как человеческих, так и материальных, и консолидация усилий в таких случаях как нельзя кстати. Представители членов Уральской ассоциации операторов связи регулярно встречаются между собой, обсуждают какие-то текущие вопросы. Кроме того мы плотно сотрудничаем с другими региональными ассоциациями. На некоторых собраниях членов ассоциаций присутствуют депутаты, чиновники, которые благодаря таким встречам вникают в происходящее в отрасли.

На счет той же Яровой я не соглашусь. Как раз шум, поднятый сообществом вокруг законопроекта, и позволил внести в него множество правок и оттянуть его вступление в силу. Один из генералов ФСБ высказывал  мнение о том, что необходимости в "пакете Яровой" нет. Для выявления преступника нужна грамотная оперативная работа, а не тотальная слежка за всеми подряд.

Леонид Блинов: Провайдер должен быть незаметным
Митинги против принятия "пакета Яровой" в 2016 году.

Сейчас со стороны правоохранительных органов и вовсе идут разговоры о невозможности исполнения этого законопроекта, несмотря на то, что он уже вступил в силу. Поэтому за его неисполнение никаких дисциплинарных взысканий к операторам не применяется. По идее к 1 октября 2018 года у операторов должны уже были быть реализованы системы хранения трафика, но по факту ни у кого ничего не готово, потому как нет даже того самого отечественного оборудования, на котором должен храниться трафик. Сейчас есть рабочая система СОРМ. У спецслужб есть полный доступ к прослушиванию и слежке за абонентом, поэтому зачем нужна Яровая так и осталось неясным.

Расскажите немного о противостоянии с управляющими компаниями. Насколько я понимаю, УК делают неплохие деньги на операторах связи? Доступ в дома – это сформировавшийся рынок со своими ценами и правилами?

На сегодняшний день именно противостояние с управляющими компании – это основное препятствие в работе интернет-провайдеров. У управляющих компаний нет какого-то четкого понимания закона, но если с УК еще можно договариваться, то каждое ТСЖ – это небольшое царство во главе с председателем, который действует так, как ему вздумается. А значит и пустит в дом лишь того оператора, которого захочет. Например, у нас бывали случаи, когда нам прямо говорили, что мы какая-то непонятная местечковая компания, а вот "Ростелеком" серьезный федеральный оператор и работать в доме будет только он. С управляющими компаниями в этом плане понятней, поскольку они за доступ в дома собирают с операторов десятки миллионов рублей.

В целом взаимодействие с УК – это довольно щепетильная тема для операторов. УК действуют, как хотят, а государство это процесс пока что не регулирует. Хотя мы уже пятый год ждем появление закона о "Недискриминационном доступе в дома", но его лишь каждый год анонсируют, а дальше дело не двигается. Сейчас даже в городской администрации не в силах установить какие-то правила, назначить определенную цену за доступ в дома. Везде ценник разный и определяют их управляющие компании и главы ТСЖ.

Куда уходят деньги, которые операторы платят управляющим компаниям?

В городе уже было большое разбирательство на эту тему с одной из крупных управляющих компаний, когда огромные суммы, собираемые с операторов связи, уходили неизвестно куда. Вроде бы дело до сих пор рассматривается в суде. Конечно, эти деньги должны быть подотчетны, но на деле это не так.

Как построена работа оператора с УК? Есть ли в компаниях какие-то специальные службы, отвечающие за эту деятельность?

Да, у каждого крупного оператора связи есть специальный отдел, который отвечает за работу с управляющими компаниями. В Convex отдел состоит из восьми человек. Они договариваются с УК о стоимости доступа в жилые дома, регулируют какие-то вопросы, возникающие по ходу сотрудничества. Например, согласовывают прокладку сети, если есть необходимость идти через определенный дом. Эти вопросы нужно согласовывать. Работа с управляющими компаниями – это заключение различных договоров, юридическая работа, составление и согласование списков монтажников, которые должны получить доступ в дома.

Провайдеры очень часто устраивают настоящий хаос в общедомовых территориях. Например, кабельные ужасы в подъездах. В чем причина? В работе конкретных сотрудников или в целом небрежном отношении компаний? Как с этим дела обстоят в Convex и у других представителей ассоциации? Как по-вашему бороться с кабельным ужасом в подъездах?

На самом деле весь кабельный ужас сегодняшнего дня – это работа прошлых лет. Сейчас все изменилось, да и в Екатеринбурге осталось всего от силы десять более-менее крупных операторов. Я не говорю о "провайдерах одного дома", а о тех компаниях, в поле деятельности которых хотя бы более десятка многоквартирных домов. Ранее же действительно конкурирующих между собой за рынок компаний было около сорока. Рынок развивался стремительно, а государство в это дело не вмешивалось. Именно поэтому огромное количество линий связи повесили на столбы. Тоже самое и с подъездами домов. Компании подключали абонентов, затем исчезали с рынка, а инфраструктура оставалась. За ними приходили другие операторы, которые прокладывали собственные линии связи. Так и получались эти кабельные паутины, разбираться с которым теперь очень сложно и затратно. Кроме того чаще всего операторы для прокладки сети нанимают подрядчика, которому нет никакого дела до эстетики. Ему главное получить деньги за выполненную работу, а то, как качественно она сделана именно внешне, не имеет для них никакого значения. Здесь есть вина и управляющих компаний. На заре развития интернета в России управляющим компаниям также не было дела до того, кто, как и какое оборудование размещает в подъездах. Главное, чтобы за это исправно платились деньги.

Леонид Блинов: Провайдер должен быть незаметным
Такие виды в российских подъездах не редкость.

Конечно, все зависит, как от монтажников, которые плохо выполняют свою работу, так и от УК, которые должны контролировать этот процесс. А также воздействовать на тех операторов связи, чьи сотрудники не должным образом отнеслись к размещению инфраструктуры на общедомовом имуществе. Например, расторгать с такими компаниями договор на доступ в дома.

Сейчас же в большинстве своем управляющие компании осуществляют контроль за работой монтажников. Назначаются специальные сопровождающие люди, которые контролируют качество монтажа. Хотя, конечно, и сейчас инциденты с некачественной прокладкой кабеля не редкость. Кроме того, сейчас ведется планомерная работа по исправлению того, что некачественно было сделано ранее. Эта работа ведется совместно с управляющими компаниями.

В конце прошлого года было несколько сообщений о конфликте Convex и "Дом.ру" в нескольких районах Екатеринбурга? Судя по этим сообщениям "Дом.ру" ведет себя не совсем корректно, портят имущество конкурентов? Это стандартная ситуация, когда крупный федеральный оператор пытается захватить новые территории?

Было несколько конфликтов. Я даже встречался с главой екатеринбургского "Дом.ру" по поводу этой ситуации. По его словам, всю работу по подключению абонентов и прокладке сетей в некоторых районах города у них выполняют подрядчики, которые и резали наш кабель. Однако, после этого чудесным образом в жилых домах появлялись представители "Дом.ру" и предлагали услуги по интернету нашим же абонентам, которые остались без сети. Это называется недобросовестная конкуренция. Это происходит нечасто, но время от времени такие инциденты происходят. Не скажу, что это массовое явление, но "Дом.ру" этим славится. У них несколько агрессивная политика по захвату новых рынков, что они не брезгуют и такими методами.

Что думаете о законодательных инициативах связанных с рунетом за последние несколько лет: от пакета Яровой до "суверенного рунета". К чему идет российский интернет по вашему мнению? К китайскому варианту сети?

Ранее интернет никто не регулировал. В любой стране государство хочет регулировать любую отрасль. В России, наконец, добрались до интернета, но пытаться его контролировать на сегодняшний день практически невозможно. Попытались это сделать с Telegram – не вышло. Можно пойти по китайскому варианту, но этот вариант также не гарантирует надежности. Я не думаю, что наши власти идут по китайскому сценарию. Во всяком случае, наезд на Telegram был больше политическим, показательным. На самом деле у нас гораздо более демократическое государство, чем большинство стран Запада.

У нас же все ужесточение законодательства вокруг интернета сконцентрировано на борьбе с терроризмом. Но какой толк в тотальной слежке за пользователями, хранением всего трафика, если у нас банально сим-карты до сих пор раздаются на вокзалах без всяческой регистрации. Например, даже я до сих пор пользуюсь сим-картой, которую на себя несколько лет назад оформлял мой друг. Его уже нет в живых, а я продолжаю пополнять счет и использовать ее для интернета на даче. Тоже самое и с потенциальными террористами. Всю связь они могут осуществлять через сим-карты других людей, которых в том числе уже давно может не быть в живых. Пока государство не решит проблему хотя бы эту проблему с "симками", все ужесточение регулирования вокруг рунета бесполезно.

Леонид Блинов: Провайдер должен быть незаметным
Незаконная торговля сим-картами в Екатеринбурге.

От представителя одного магистрального оператора из Санкт-Петербурга слышал мнение, что нынешнее регулирование в телекоме в конечном итоге приведет к тому, что всем региональным операторам придется попросту продаться крупным компаниям? Им просто не выжить на рынке? Как вы считаете, что ждет в перспективе десяти лет региональных операторов связи?

Слияния и поглощения абсолютно нормальные процессы на любом рынке. Провайдинг здесь не исключение. Но у нас слишком большая страна и на нее не хватит нескольких крупных игроков. Большие компании достаточно неповоротливы и эта их неповоротливость создает небольших региональных операторов, которые гораздо более открыты и близки пользователю. Небольшие компании проще перестраиваются под запросы клиента, быстрее реагируют на них. Поэтому региональные операторы всегда будут существовать.

Ваш товарищ по ассоциации – "Планета" – уже год подключает гигабитный доступ по оптике. Там уверены, что через несколько лет такие скорости для пользователя станут стандартом и они будут впереди всех. Свой гигабит активно рекламирует "Ростелеком". Почему другие провайдеры в Екатеринбурге, да и стране в целом, не идут по этому же пути? Не видят перспектив?

"Планета" вкладывает деньги в доставку гигабита до конечного потребителя. Но не совсем понятно, зачем их вкладывать сейчас. Считаю, что сейчас у потребителей просто нет потребности в такой скорости передачи данных. Convex также может подать гигабит отдельному абоненту, если ему это потребуется. Технически никаких препятствий к этому нет. Но мы не видим в этом потребности. Поэтому гигабитный интернет сейчас – это чисто маркетинг со стороны тех операторов, которые его предлагают.

Кража оборудования, как я понимаю, распространенная проблема. Как часто с воровством сталкиваются члены ассоциации?

Эта проблема существует, но распространенной я бы ее не назвал. Оптический кабель неинтересен ворам, так как его некому продать.  Теперь даже маргинальные личности, воровавшие раньше кабель, отлично разбираются в маркировке и легко отличают оптику от меди. Поэтому линии связи больше не страдают от вандалов.  Сейчас в основном воруют коммутаторы. Но такое оборудование продать очень сложно, тем более что в большинстве своем этим занимаются дилетанты. Профессионального воровства оборудования провайдеров нет. Мы сейчас маркируем наши коммутаторы, ставим на них эмблему компании. Такое оборудование очень сложно продать.

Леонид Блинов: Провайдер должен быть незаметным
Часто жертвами воров становятся коммутаторы.

Если говорить о возможных кражах среди сотрудников, то здесь просто необходим регулярный контроль. Правильно налаженный складской учет практически не оставляет шансов на противоправные  действия.

С какими серьезными вызовами сталкиваются провайдеры сегодня?

Слабое законодательство, особенно в части работы с управляющими компаниями. Также это высокая конкуренция и зависимая от экспорта и доллара экономика страны, что сказывается на рынке.

Каким вы видите интернет-провайдера в будущем? Чем он должен привлекать абонента и удерживать его? Качеством услуг или каким-то потенциально новым сервисом?

В моем понимании, когда практически все провайдеры предлагают примерно схожие пакеты услуг, будущее за тем провайдером, который будет незаметен для абонента. Вот вы, например, знаете какая компания поставляет вам электричество? Нет. А между прочим в Екатеринбурге несколько энергосбытовых компаний. Но все уже настолько привыкли к присутствию электричества в доме, что эта услуга стала, как бы сама собой разумеющейся. Тоже самое должно быть и с интернетом. То есть, интернет исправно работает, абонент платит и даже не помнит название своего провайдера. Я считаю - это идеально.


P.S. Спустя несколько дней после этого интервью, сразу ряд СМИ написали о возможной продаже Convex федеральному оператору "Эр-Телеком". Леонид Блинов отказался комментировать эти сообщения, назвав их слухами. Тем не менее, если подобная сделка все же состоится, то на карте интернет-провайдинга в России станет одним самобытным провайдером меньше.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи