«Мультима»- один из самых молодых и агрессивных игроков красноярского рынка доступа в интернет. Компания, созданная на базе «Норильск Телекома» и поглотившая за 3 года около 10 провайдеров, не только не снижает темпов, но и готовится к новым приобретениям. О нынешнем состоянии и планах «Мультимы» рассказывает директор мультимедийного оператора, Олег Морозов.
Когда компания «Мультима» только заходила на красноярский рынок, вы говорили о планах занять около 30%. По-прежнему готовы подписаться под этим заявлением?
По нашим оценкам, всего за год (в коммерческую эксплуатацию Интернет был запущен в ноябре 2008-го) на тех территориях, где мы работаем, компании удалось занять около 15% рынка. Я думаю, что 30% - это вполне реальная цифра на ближайшие 2-3 года. Многое упирается в темпы строительства, которые не так высоки. Имея даже безумное количество денег, чисто технически в Красноярске невозможно построить сеть сразу во всем городе. Есть огромное количество административных сложностей, связанных с процессом строительства.
Вложения уже окупаются?
При существующих масштабах они, естественно, пока не могут себя окупить, потому что набор абонентов – это достаточно растянутый по времени процесс. Скажем, если проектные мощности рассчитаны на 100 тыс. абонентов, то при 5 тыс. абонентов они не окупаются. Большая часть магистральных сетей, проложенных нами, пока пустует. Но сейчас, когда мы стали подключать новые районы, эти мощности начинают загружаться.
Тогда о каких сроках возврата инвестиций идет речь?
Если говорить о так называемой операционной окупаемости, когда компания приносит доход от своей текущей деятельности, то они для нас уже наступают. Если говорить об инвестиционной окупаемости, когда мы вернем все вложения, этих сроков у нас нет вообще. Для нас не это показатель оценки собственной деятельности, а постоянный прирост абонентов и увеличение ARPU.
«Мультима» за свою недолгую историю поглотила довольно много интернет-провайдеров - покупали сети или абонентов?
Покупали абонентов. В большинстве случаев сети либо уже перестроили, либо будем перестраивать. Там, где это позволяют возможности, переключаем абонентов на свои сети, так как чисто технологически они значительно качественнее и быстрее.
Насколько дешевле было бы покупать эти же компании сейчас? Сегодня к вам обращаются с такими предложениями?
Не думаю, что сейчас приобретать эти же компании было бы значительно дешевле, чем прежде.
Да, к нам иногда обращаются с подобными предложениями. Но сейчас мы чаще всего не рассматриваем их, потому что первоначальный план уже выполнен. Мы приобрели имя, приобрели абонентов и сейчас строим свое развитие на том имидже, который нам удалось заработать. Теперь абоненты идут к нам сами: с помощью пассивных продаж мы подключаем значительно больше, чем с помощью активных.
У компании «Мультима» есть планы дальнейшей региональной экспансии?
В Красноярском крае планы мультимедийного холдинга «РусИнтерКом», в который входит и бренд «Мультимы», уже реализованы. Сейчас дочерняя структура компании есть в каждом более-менее крупном городе края. Планы развития в них ориентированы на расширение спектра услуг.
Что касается других регионов, да, мы планируем развитие и за пределами Красноярского края. Хотя пока трудно говорить о каких-то конкретных масштабах. Но, например, в Новосибирской области у нас уже есть один оператор, думаю, что в скором времени будет приобретен еще один.
Как вы оцениваете развитие красноярского рынка и свою роль на нем?
Все игроки красноярского телекоммуникационного рынка по большому счету делятся на две категории – федеральные (или крупные региональные) и местные, которые выросли из домашних сетей. При этом «местные» причисляют нас к федеральным, таким как «Сибирьтелеком» и «Билайн». А «Сибирьтелеком» и «Билайн» воспринимают нас как регионально-местных игроков. «Мультима» действительно находится где-то посередине, ведь мы выросли из компании «Норильск Телеком». В свое время именно «Норильск Телеком» приобрел операторов кабельного телевидения во всех хоть сколько-нибудь значимых городах региона, в том числе в Красноярске - компанию «Астрон». И в октябре 2008 года группа компаний «Норильск Телеком» была преобразована в мультимедийный холдинг «РусИнтерКом».
Параллельно с приобретением операторов кабельного телевидения три года назад мы начали создавать сети для предоставления широкополосного доступа в Интернет и построили магистральное кольцо пропускной способностью 10 Гбит/с, которое проходит через все основные районы Красноярска. Кроме этого, на стадии наладки находится узел цифрового телевидения. Думаю, что уже в декабре он будет запущен в тестовую эксплуатацию. Также сейчас мы получаем разрешительные документы для создания узла местной телефонной связи, и в скором времени абонентам «Мультимы» будет доступна услуга IP-телефонии с предоставлением городских номеров (для этих целей мы получили 10 тыс. городских номеров). Таким образом, мультимедийный оператор «Мультима» развивается в соответствии с изначально выбранным курсом на предоставление всех телекоммуникационных услуг.
То есть выстраиваете универсального оператора связи?
Можно сказать и так. В сущности, концепция холдинга «РусИнтерКом», который является нашей управляющей компанией, состоит в том, чтобы в каждом городе оператор предоставлял сначала одну услугу и со временем наращивал объем до всего комплекса TriplePlay. Это цифровое и кабельное ТВ, широкополосный доступ в Интернет, IP-телефония. Сейчас мы развиваемся в направлении базовых услуг, возможно, уделяя недостаточно внимания виртуальным сервисам (форумам, чатам, социальным сетям и т. д.). Однако всему свое время: у нас есть большое количество идей для работы в этих направлениях. К ним мы обязательно вернемся в ближайшем будущем.
Как вы оцениваете потенциал красноярского телекоммуникационного рынка?
Рынок по-прежнему растет, но уже не за счет новых игроков, а за счет того, что операторы увеличивают свои абонентские базы. Во многом развитие рынка ограничивает то, что люди пока еще не привыкли пользоваться Интернетом в тех масштабах, как это происходит, скажем, в Москве. Но постепенно количество компьютеров растет, а значит, растет и количество заинтересованных в Интернете. На мой взгляд, сегодня есть куда развиваться, но не за счет освоения новой территории, а за счет того, чтобы более тщательно прорабатывать существующую.
Красноярский рынок как-то отличается он новосибирского и от других городов?
Красноярский рынок изначально был почти лишен внимания «Сибирьтелекома». Городской рынок связи изначально был более свободным и более конкурентным, а проникновение Интернета в Красноярске оказалось даже выше, чем в том же Новосибирске. Сейчас в городе уже более 50 операторов домашних сетей, если считать лицензированных. В других городах электросвязь не дала вырасти такому количеству ярких конкурентов. Рынок там развивался вслед за МРК, и число домашних сетей, которые в последующем превратились в крупных операторов, было значительно меньше.
Как кризис отразился на телекоммуникационном рынке?
Кризис принес потерю денег и потерю ожидания будущих денег, но разным операторам кризис принес разные потери. Есть операторы, которые жили за счет своих денег, как мы, и которые пострадали меньше. Есть операторы, которые жили за счет привлеченных средств, - я, прежде всего, говорю о крупных федеральных операторах, - их планы пострадали гораздо серьезнее.
По вашим прогнозам, каких изменений стоит ждать на рынке?
Из-за кризиса точно не приходится ожидать какого-то технологического рывка в отрасли. Платежеспособность населения, а точнее та сумма, которую люди готовы отдать за услуги связи, упала почти в два раза. Мы находимся почти в той же ситуации, в какой несколько лет назад оказались сотовые операторы: что абоненту не предлагай, он все равно больше 300 руб. тебе не заплатит. Поэтому сейчас все упирается в повышение внутренней эффективности операторов связи, в том числе и за счет отказа от развития. Мы сейчас ищем те услуги, которые сможем предоставить с минимальной себестоимостью и которые действительно заинтересуют абонента. Времена громких заявлений о технических новинках ушли. Еще год назад мы говорили о том, что в качестве цифрового ТВ мы, скорее всего, предложим IP-TV. Сейчас ситуация такова, что абонент просто не купит IP-ТV. Поэтому пока мы откладываем его запуск и запускаем цифровое ТВ на базе кабельного. Для абонента это дешевле, доступнее и понятнее. Да, на базе кабельного нет ряда забавных «фишечек», например, виртуального чата, но, в сущности, большинство людей и не готовы сейчас за это платить. Не скрою, мы бы хотели, чтобы потребители платили, скажем, тысячу рублей в месяц за телевидение и тогда бы у них, с точки зрения услуг, все было бы гораздо интереснее — полный XXI век. Но сейчас это никому не нужно.
То есть IP-ТV – сегодня просто экономически не выгодно развивать?
IP-ТV – это замечательная вещь, но она замечательна только тогда, когда абонент готов платить за него не менее 500 рублей в месяц. Поэтому у нас IP-ТV останется игрушкой, которую запускают себе богатые операторы скорее в качестве некой имиджевой штуки. У холдинга «РусИнтерКом» IP-ТV есть в Норильске. Мы понимаем, как это работает, мы научились превращать IP-ТV в удобный потребительский сервис, мы постоянно занимаемся его развитием и, в принципе, готовы распространять это дальше по другим городам. Но не видим в этом никакого практического смысла, потому что людям это не нужно. Пока Москва - это, наверное, единственный город, в котором IP-ТV имеет коммерческие перспективы.
А какую роль вы отводите цифровому ТВ?
Цифровое ТВ – это часть бизнеса, связанная с удовлетворением потребностей нашего премиум-сегмента. Люди покупают плазменные телевизоры, а получают тоже качество, которое видели на обычном. Так вот, чтобы наши абоненты получали HD-сигнал и возможность выбрать то, что они хотят смотреть, мы запускаем цифровое ТВ. Да, мы рассчитываем на окупаемость, но это не генератор денег для нас, а просто одно из направлений работы.
В будущем вы по-прежнему видите себя розничным оператором, или вам также интересен и корпоративный сегмент?
Не так давно мы приобрели компанию «Крастелеком» (Красноярск), которая раньше специализировалась на предоставлении услуг юридическим лицам - мелким арендаторам в бизнес-центрах и офисных зданиях. Сегодня мы уже переключили всех этих абонентов на себя и планируем и дальше работать с юридическими лицами. Но наращивать этот сегмент мы будем со значительно меньшими усилиями, энергией и капиталовложениями, чем «розницу». Потому что крупные юридические лица, то, что называется b2b, – это совершенно особая сфера со своими принципами работы. К сожалению, в России получение крупного государственного заказа никак не связано с собственными конкурентными преимуществами. Если мелких юридических лиц можно привлечь имиджем и качеством работы, то среди крупных юридических лиц наиболее актуальным становится вопрос личных взаимоотношений. Для нас такие принципы работы совершенно неприемлемы.
-------
"Мультима" - бренд, под которым с апреля 2008г. мультимедийный холдинг "РусИнтерКом" начал оказывать телекоммуникационные услуги в Красноярске и городах Красноярского края (в Норильске мультимедийные услуги продвигаются под брендом НОРКОМ, в Новосибирске - "АкадемОрг" и ТВИК).
На данный момент "Мультима" - предоставляет услуги широкополосного доступа в Интернет и кабельного телевидения. В конце 2009-начале 2010 года "Мультима" начнет предоставлять услуги цифрового телевидения и IP-телефонии.
Компания является лидером в городе Красноярске по числу абонентов кабельного ТВ - почти 50 тыс. За полтора года работы к Интернету подключено около 4, 5 тыс. абонентов.
Холдинг "РусИнтерКом" реализует стратегию региональной экспансии - компания приобретает местных операторов кабельного телевидения и интернет-провайдеров. На данный момент в состав холдинга входят: "Астрон" (г. Красноярск), "ОптиксТел" (г. Красноярск), "Атлантик" (г. Красноярск), "Крастелеком" (г. Красноярск), "Норильск Телеком" (г. Норильск), "Первая Миля" (г. Новосибирск), "АкадемТВ" (г. Новосибирск), "Прима Телесеть" (гг. Ачинск. Зеленогорск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово), "Атлас" (г. Железногорск).
Ох-хо... Вот ведь так много рассказать, и ни одной цифры.
Ведь 4,5 тысячи абонентов для Красноярска - это хорошо если "ф десятке"...
Да и 50 тысяч пользователей КТВ - результат не особенно сильный.
«Мультима»- один из самых молодых и агрессивных игроков красноярского рынка доступа в интернет. Компания, созданная на базе «Норильск Телекома» и поглотившая за 3 года около 10 провайдеров, готовится к новым приобретениям.
Полный текст новости
А кто такая Мультима в Красноярске... это похоронное агентство денег имени "Морозова")))
Клиническое МБА.
по-моему мультима в красноярске займет свое место на рынке телекоммуникационных услуг. поживем увидим.
yota в сочи за 1 день 5 тысяч абонентов, ждите прихода по всей россии.
>кто такая Мультима
"дитя" Норильск-телеком
Думать нужно о клиенте, а не о себе. Неприятная статья. Особо не приятно что значение IPTV так недооценивается в плане потенциала и так переоценивается (за что 500 руб?! это грабеж!!!) в плане цены. "Я! Я! Я!" - скупил конторы и них!я...