На рынке ЦОДов Санкт-Петербурга зарождается новый тренд – так называемые бюджетные дата-центры. Уже два проекта, - IT Сарай и IT Depo, - заявили о своей принадлежности к «low cost» дата-центрам, которые предоставляют минимальный арендный набор за минимальные же деньги. Идея создания нового вида ЦОДов в обоих случаях навеяна исключительно мировым финансовым кризисом. По мнению «родителей» нового сегмента рынка, снижение цен в 2 раза по сравнению с остальными ЦОДами позволит охватить клиентскую нишу малого и среднего бизнеса.
Владельцами IT Сарая являются частные лица, информация о которых не раскрывается. IT Депо принадлежит компании «Дженерал ДейтаКомм». Проекты роднит то, что, по словам их создателей, они запущены специально во время финансового кризиса.
«Идея сделать бюджетный дата-центр появилась в ноябре 2008 года, - вспоминает Валерий Домарацкий. - Главный толчок - экономический кризис. Кризис, в общем, и есть причина для старта проекта. Кризис для нас - положительное явление. Наш проект специально предназначен для всех, кто хотел бы сократить затраты в кризисное время». По словам Валерия Домарацкого, работа началась с подбора здания, в котором есть необходимая электрическая мощность. Дата-центр IT Сарай расположен в отдельном здании, которое находится в долгосрочной аренде. Общая площадь дата-центра составляет около 1200 кв. метров, электрическая мощность - 500 кВт.
Дата-центр начал работать в апреле 2009 года. Валерий Домарацкий рассказал, что пока была реализована первая очередь проекта, метражом 200 кв. метров, позволяющая сдавать в аренду до 40 стоек. «Среднее потребление 3-4 кВт на стойку, - добавил Валерий Домарацкий. - Потенциал для развития дата-центра - 1500 кв метров. «Класс надежности нашего дата-центра - Tier 1. Low cost-проект не может быть Tier3 или Tier4», - добавил Валерий Домарацкий. Система пожаротушения в IT Сарае состоит из «обычных огнетушителей». Автоматической газовой системы нет.
IP сеть компании построена на оборудовании Cisco. Подключение клиентов производится к портам 1 Гбит/с. Сеть имеет три соединения с операторами уровня Tier-1, выполненные портами 10 Гбит/с и 1 Гбит/с, и несколько десятков пиринговых соглашений. В компании придерживаются принципа «Carrier neutral», что означает возможность недискриминационного подключения к любым операторам связи. «В непосредственной близости от нашего объекта находятся точки присутствия таких операторов, как «Комстар», «Элтел», «Ранет», «Петерстар», «Голден Телеком», - пояснили в «IT Сарае». - При этом арендаторы могут подключиться не только к указанным операторам связи, но и «привести» за собой нового оператора».
Авторы проекта считают, что ниша бюджетных ЦОДов пока свободна. «Ниша еще небольшая, но она будет постоянно расти со временем, так как в условиях кризиса сокращение затрат будет все более актуальным для интернет-компаний», - считает руководитель проекта IT Сарай, Валерий Домарацкий. По его словам, бюджетность дата-центра заключается в предоставлении базового набора услуг за минимальные деньги.
В IT Сарае уточняют, что проект призван предоставить, например, множеству веб-ресурсов возможность сильно сэкономить на платежах за аренду стоек и электричество. «То, что минимально нужно для работы (размещение оборудования и подключение к Интернет), можно у нас купить сильно дешевле, в 2 и более раз ниже, чем это принято на рынке, - поясняет Валерий Домарацкий. - Это позволяет в условиях падения доходов от рекламы или выручки от клиентов продолжить бизнес и успешно преодолеть кризис».
«Мы начали строить продвижение своих услуг именно с сегмента ценовой конкуренции, - пояснил Валерий Домарацкий. - Чтобы выиграть в ценовой конкуренции, необходимо предлагать значительный бонус для клиента». В аренду предоставляется любое количество открытых стоек в общем зале для размещения серверного и телекоммуникационного оборудования формата 19". Стандартная глубина стоек 800 мм. Высота стойки - не более 42U. Тарифы IT Сарай составляют 15 тысяч рублей в месяц за одну стойку, две или больше обойдутся в 12 тысяч рублей в месяц.
По словам Валерия Домарацкого, основными клиентами бюджетного ЦОДа являются контент-проекты с большим трафиком, хостинг-провайдеры, файлообменники. На сегодняшний день в IT Сарае размещено 25 клиентов. «В ближайшее время запускаем услугу аренды серверов, - рассказал о планах Валерий Домарацкий. - Таким образом, нашими услугами можно будет воспользоваться из любого региона России без какого-либо перемещения оборудования».
Выгоду «бюджетники» планируют извлекать, играя на «неповоротливости» крупных игроков рынка ЦОДов в Петербурге. По мнению Валерия Домарацкого, в условиях кризиса и другие дата-центры могут снизить цены. «Они могут, но пока не хотят. Ведь массового оттока клиентов пока не было», - поясняет Валерий Домарацкий.
В IT Сарае признают, что в их работе все же имеется элемент предпринимательского риска, так как «будущее предсказать нельзя». Однако в компании все же «рассчитывают», что кризис и посткризисные явления продлятся еще 1,5 - 2 года. «Этого времени хватит, чтобы в процессе работы поднять проект на более высокий уровень», - считает Валерий Домарацкий.
По словам Валерия Домарацкого, бюджетные дата-проекты есть в России, но они не всегда широко афишируются. Модель своей работы в IT Сарае описывать отказались, сообщив, что уже и так в Петербурге появился их «клон».
«Клоном» в IT Сарае считают ЦОД под названием IT Depo, собственником которого является компания «Дженерал ДейтаКомм». Бюджетный дата-центр IT-Depo на 50 стоек компания планировала запустить в середине июля этого года, однако пока старт отложился на несколько недель, из-за согласований по подводу электричества.
В «Дженерал ДейтаКомм», аналогично коллегам из IT Сарая, уточнили, что к появлению проекта IT Depo привел именно кризис. Менеджер по информационным технологиям ООО «Дженерал ДейтаКомм» Сергей Келер вспоминает, что год назад у компании появилась задумка сделать дата-центр по Tier 2/3. «Пока «задумка» росла, я предложил сделать ЦОД по Tier -1, недорогой и доступный в условиях кризиса для большинства предприятий и прочих заказчиков», - говорит Сергей Келер. – В собственности «Дженерал ДейтаКомм» есть большое помещение с вентиляцией, питанием и т.п. Как у IT Сарая примерно. Имея там уже два канала от разных операторов по разному маршруту, почему бы не сдавать место в стойках? Вот так и решили. Строительство ограничивается пока что фальшполом и стенкой из сетки, отделяющей IT Depo от склада компании. Кстати, помещение замечательно ещё тем, что там практически отсутствует пыль».
Площадка, где расположен дата-центр IT Depo – бывший цех завода, зал площадью 2500 кв. метров. «Под стойки отведено 200 кв. метров, - поясняет Сергей Келер. – Эту площадь можно расширять. Сейчас есть 10 стоек, планируем довести их количество до 50. В целом «влезает» 100».
В качестве основного набора услуг IT Depo предлагает стойки в аренду с питанием и Интернетом, U с питанием и Интернетом, виртуальный сервер разной «нажористости», виртуальную АТС. Уровень электропитания IT Depo - 2 ввода по 500КВт. Резервирование от 0 до 30 минут в зависимости от класса обслуживания клиента. Система пожаротушения – газовая.
По словам Сергея Келера, у компании уже есть клиенты на 8 стоек бюджетного дата-центра. Это, в частности, операторы связи Кубио Рус, Cubio Communications, компании, арендующие место в стойках по U - Тринити и ещё несколько других: web-ресурсы, бакап-сервера, резервные интернет-службы из Петербурга и Финляндии, малый и средний бизнес. «Видимо, компании начали понимать, что данные дороже, чем железо, - полагает Сергей Келер. - Сохранить данные можно только дублированием в разных местах. А меганадёжность этих мест получается уже не так важна. Мы так объясняем это клиентам. С нами соглашаются». В IT Depo уточняют, что цены на услуги у них сравнимы с IT Сараем. «Мы предлагаем разные уровни резервирования питания, - приводит пример своих услуг Сергей Келер. - Есть клиенты, которым не важно резервирование - 5 минут работы при выключении питания их устраивает, а есть, кого устраивает и отсутствие резервирования. Вопрос в цене».
По расчетам «Дженерал ДейтаКомм», компания хочет уложиться в 1 млн. рублей инвестиций в проект IT Depo. «Пока бюджет не превышает 800 тысяч рублей» - комментирует Сергей Келер. В «Дженерал ДейтаКомм» считают, что проект окупится за год.
«Пока что мы вместе с IT Сараем не заняли рынок дешёвого ЦОДа, - уверен Сергей Келер. - Есть куда развиваться обоим. У нас, конечно, в отличие от IT Сарая, есть своё помещение и ЗТЛ за стенкой с мегаваттами электричества. Но и у нас есть свои проблемы. Сейчас, например, оптика у нас арендованная и идёт по воздуху. Это плохо. Свою оптику мы сейчас досогласовываем. Кладет ее компания «Кубио» - наша «дочка».
Сергей Келер не сомневается, что сервис бюджетных дата-центров будет востребован и после «кончины» кризиса. «Может, заказчики сменятся, но ниша останется, - уверен Сергей Келер. - Кроме того, клиент всегда имеет некую инерцию. Зачем менять дата-центр, если этот работает? И еще, операторами связи клиенты не ограничиваются. Мы ориентируемся конечного пользователя: компании и малый бизнес».
Аналитик J&P Сергей Ермилов считает, что технически создать бюджетный дата-центр реально, если вложения в площадку были минимальными. «Это может сделать кто-то, владеющий помещением с хорошим энерговводом и хорошим отношением с операторами связи», - говорит Сергей Ермилов.
Однако, по мнению аналитика, если все остальные стремятся и в названии, и в имидже своей площадки подчеркнуть надежность, основательность, сохранность данных и оборудования клиента, то, например, в случае с IT Сараем читается попытка пойти от обратного, сделать все наперекор, поперек, не как у остальных, и тем самым выделиться. «Подобные решения рассчитаны, скорее всего, на мелкий бизнес сегмента интернет-магазинов с небольшим оборотом и посещаемостью», - уверен Сергей Ермилов. Аналитик также полагает, что цены в 2 раза ниже рыночных могут сослужить владельцам бюджетных ЦОДов плохую службу. «Цепочка рассуждений может сформироваться такая: «за счет чего такая низкая цена? наверняка это отражается на качестве услуг, надежности каналов или гарантированном энергоснабжении».
Область применения таких дата-центров ограничена, - полагает аналитик J&P. «Крупные компании, приносящие наибольший доход, как правило, заинтересованы в большем наборе опций, поэтому, ведущие игроки рынка вынуждены, ориентируясь, на их нужды, расширять спектр своих возможностей и услуг, -поясняет Сергей Ермилов. - В сегменте малого, частично среднего бизнеса, конечно велик процент нуждающихся в простом размещении оборудования и надежном канале доступа к Интернету, особенно в связи с ростом популярности оказания услуг и торговли через Интернет. Однако сам этот сегмент не на столько велик, чтобы «бюджетные» дата-центры смогли серьезно изменить ситуацию на рынке ЦОДов».
Мирон Рудник, главный инженер компании MSM.ru (владеет ЦОД уровня Tier 2+)
Бизнес-модель low-cost дата-центров мне не понятна. На кого рассчитана услуга? Если на пионера, которому надо держать где-то свои блоги, а размер хостинга он перерос - то для него есть и более простые варианты, вплоть до размещения сервера на домашнем компьютере. Текущий уровень предоставляемых услуг на рынке "Домашнего интернета" это позволяет. Я не представляю, чтобы какой-то серьезный интернет-ресурс встал в подобное место. Как собирать аудиторию после многократных остановок сервиса из-за скачков напряжения? Тут уже никакая экономия в цене на стойку не поможет.
Люди, которые несут оборудование в бюджетные ДЦ, могут, зачастую, с ним проститься. И не потому, что хозяева за сохранность ответственности не несут (с), а по простым и прозаичным причинам: скачки питания ничем не фильтруются - это дорого для подобных ДЦ, из-за этого блоки питания будут вылетать с завидной регулярностью. Перегрев оборудования вплоть до выхода его из строя тоже скорее всего будет нормой, так как львиная доля денег при строительстве ЦОДа идет именно на грамотное охлаждение, а развесив домашние сплит-системы по стенам этот вопрос никак не решить. Я сомневаюсь, что найдется серьезный рынок на подобные услуги. Сдавать стойки в аренду в подобных местах можно только стартапам, где важно одно - дешевизна.
На рынке ЦОДов Санкт-Петербурга зарождается новый тренд – так называемые бюджетные дата-центры. Уже два проекта, - IT Сарай и IT Depo, - заявили о своей принадлежности к «low cost» дата-центрам, которые предоставляют минимальный арендный набор за минимальные же деньги. Идея создания нового вида ЦОДов в обоих случаях навеяна исключительно мировым финансовым кризисом. По мнению «родителей» нового сегмента рынка, снижение цен в 2 раза по сравнению с остальными ЦОДами позволит охватить клиентскую нишу малого и среднего бизнеса.
Полный текст новости
О как оппоненты зашевелились... В действительности не все так плохо)))
А статье-то полгода уже... ;-)