Если коротко, HbbTV - это технология, которая позволяет делать из линейного цифрового телевидения интерактивное. Путем добавления ссылки в поток можно заставить телевизор абонента загрузить web-содержимое. В версии 2.0 поддерживаются стандарты: HTML5, MPEG-DASH, HEVC, DRM. Они позволяют делать интересные вещи. О них ниже.
Технология была создана вещателями для вещателей. Для желающих узнать о предмете подробнее я просто оставлю здесь ссылку на wiki, и спецификации.
В России технология распространена слабо. По нашим данным, на момент написания статьи HbbTV поддерживают около 5% телевизоров. Среди них такие марки, как Sony и Philips. На телевизорах Samsung опция отключена, но производитель может по собственному желанию включить ее удаленно. На LG это может сделать сам пользователь. Один из крупнейших вещателей ведёт переговоры о включении технологии с корейцами. В целом, из smart-телевизоров эту технологию поддерживают около 93% устройств.
Несмотря на то, что технология предназначается для вещателей, экспериментальным путем мы выяснили, что в поток можно вставить 2 таблицы AIT (в которых, собственно, и передаются данные HbbTV). А если немного попотеть, можно научиться пересобирать и AIT вещателя. Так что операторы тоже могут извлечь для себя пользу от прогресса.
Мы погрузились в тему и постарались придумать, как использовать это во благо. Вот наши идеи:
По соотношению "объем разработки - полезность", победил последний вариант. Спустя пару месяцев напряженной работы родилась одна из самых точных (на наш скромный взгляд) систем аналитики телесмотрения в России. Она собирает метрики о каждом факте начала просмотра и его продолжительности, причем делает это без потери данных и, главное, незаметно для абонента.
Абонент ничего не замечает. Зато мы знаем все о его поведении: какой канал и в какое время он смотрит. Мы видим самые популярные передачи и со 100%-й точностью понимаем, переключают ли каналы во время рекламы.
Охвачено около 5% аудитории. А это значит, что даже на одном городе- миллионнике это сравнимо с количеством пиплметров MediaScope во всей России. Когда опция будет включена на Samsung и LG, появится настоящая BigData по телесмотрению.
Данные поступают онлайн. Это открывает большой простор для творчества. К примеру, можно настроить онлайн-анализ аудитории прямо во время трансляции ток-шоу. Для производителей контента это что-то из мира фантастики.
Аналитическая система - это нужно и полезно. Почему? Потому что она позволяет определять востребованность канала в сетке с предельной точностью. Больше не придется ванговать или раскладывать таро, вот они - достоверные данные.
Информация о том, какой контент предпочитает домохозяйство, позволяет точнее настроить маркетинг и противодействие оттоку. А если в будущем рынок придет к таргетированному показу рекламы в каналах "длинного хвоста", без такой аналитики не обойтись.
Если развернуть систему по всей РФ, получится отличный источник данных для анализа аудитории. Да, конечно, местный рынок анализа аудитории монополизирован хуже некуда, и заработать здесь денег на данных представляется сомнительным мероприятием. Тем не менее, изменить ситуацию, когда вся аналитика по популярности контента собирается на основании мнения 6 000 не самых благополучных домохозяйств, выглядит возможным.
Приобретение оборудования для работы с HbbTV способно больно ударить по бюджету. Так что мы научились использовать его не только в своей сети, но и предоставлять сервис аналитики "из облака" заинтересованным операторам. Сегодня практически любой оператор без глобальных вложений может увидеть данные по своим абонентам. Главное - научиться правильно применять этот инструмент, извлекая из него максимум пользы для себя и абонентов. Этим мы и будем заниматься ближайшие 6 месяцев.
Нам очень пригодится для этого помощь коллективного разума. Так что присоединяйтесь, думайте, критикуйте и в комментариях рассказывайте про свои HbbTV-проекты. Есть мнение, что это пока игрушка, но ...
Спасибо, пройдите нахер.
У вещателей нет монополии на HbbTV. Даже сами разработчики рассказывают какие бенефиты могут извлечь из технологии операторы: https://www.hbbtv.org/wp-content/uploads/2017/12/HbbTV-SPEC-00200-003-Operator-Applications-Explained.pdf
Учитывая что мы никаким образом не портим "красную кнопку" каналов, не вижу никаких причин для волнения. Более того, операторы совместно с вещателями могут продуктивно и взаимовыгодно использовать HbbTV. Представьте, к примеру, таргетированную рекламу в каналах "длинного хвоста".
ИМХО вопрос сейчас стоит следующим образом: свой профит от прогресса получат только вещатели или операторы тоже успеют запрыгнуть в уходящий поезд?
Поэтому у меня работает кинескопный Рекорд.
Вы уже реализовали OpApps? Спецификация вышла в начале этого года. Какие телевизоры уже поддерживают?
Хотя идея мне нравится. В свете "поумнения" телевизоров, STB-шки начинают казаться каким-то пережитком прошлого.
В общем, из статьи я понял, что речь идет именно о "партизанском" способе трансляции HbbTV, на существующих каналах, без разрешения вещателя, в рамках старой спецификации, в которой операторов, как генератора контента, еще нет.
Пока в планах. Интересная штука, но довольно тяжелая в реализации. Чисто для себя делать выглядит затратно. Изучаем пока интерес коллег по цеху. Если в комментариях увидим интерес - будет больше мотивации заняться.
А касательно того что есть - мы не партизаним, совсем. Рассказывали на MUSE в открытую. При этом есть вещатели, которые от нас с большой радостью забирают статистику. Сами они такого в принципе сделать не могут по причине того что нужно добавить ссылку сразу на все каналы. Без этого никакой точной статистики не получить.
Вы с юристом консультировались?
Вас не нагнут за то, что вы без спроса пользователя его интересы считаете?
Здесь именно вторжение в личную жизнь, без согласия как прямого так и не явного.
И вас по любому нагнут чтобы вы стату никому публично не показывали по "общественно значимым трансляциям", а то там быстро окажется что не 86% а 0,6% это смотрят, и те 0,6% - это всякие телеки которые этот канал круглые сутки показывают.
Напишите статью об OpApps. В частности, virtual STB. Звучит очень красиво, понятие свежее. Может быть и интерес будет.
А в том виде, как вы делаете сейчас, на базе ранних спецификаций - это неправильное использование технологии. Разработчики стандарта такое не предполагали. Оператор КТВ там исключительно вещатель.
Консультировались. Пока не мешаем сервису каналов - все хорошо.
Публично трясти статистикой - это моветон. Хотя вообще-то каналы, в том числе, общественно значимые, втайне желают точной статистики, а не рейтинга MediaScope.
Согласен, красиво выглядит. Но когда смотришь на процент телевизоров, которые могут это поддерживать, тут же становится грустно.
А самые вкусные вещи - такие как появление в source - меню телевизора - и вовсе требуют соглашения с производителем.