Депутаты Госдумы решили ударно закрыть 2013-ый год и на одном из своих последних заседаний успели рассмотреть и принять очередной законопроект, вводящий новые категории запрещенной информации, которые могут быть заблокированы вне суда. Незамедлительно. По требованию Генпрокурора или его заместителей.
Свою историю данный закон начинает с внесения соответствующего проекта в Госдуму депутатом Луговым в начале ноября этого года.
Многим тогда показалось, что это очередная абсурдная и не заслуживающая внимания инициатива, одна из многих тех, которые нескончаемо озвучивают и вносят на рассмотрение депутаты от фракции ЛДПР. Среди последних из их инициатив - это, например, предложение о запрете анонимности в интернете от Вадима Деньгина или обязательная регистрация в интернете по паспорту от Михаила Дегтярева. Законопроект Лугового казалось бы ждала такая же кратковременная вспышка новостного интереса и всеобщее забвение. Но нет, конъюнктура и запретительный государственный тренд последнего времени превозобладал над здравым смыслом и уже через месяц после внесения законопроект о новых видах внесудебных блокировках неожиданно был внесен в календарный план первоочередного рассмотрения в Госдуме.
Также интересно, что в настоящее время в Думу внесены и дожидаются своего часа еще ряд законопроектов, вносящих новые категории и критерии запрещенной информации, вводящие штрафы за ее размещение и усиливающие ответственность за ее распространение. Но это всем нам уготовано в будущем.
А пока, что же касается сути рассматриваемого закона?
Формально данный законопроект называется «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)».
Суть: введение новой категории запрещенной информации, которая может подвергаться блокировке во внесудебном порядке, а именно: «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
Причем принимать решение о блокировке того или иного сайта может Генпрокурор или его замы, а Роскомнадзор должен будет незамедлительно (именно так сказано в тексте закона) дать указание операторам связи об ограничении доступа к данным интернет-ресурсам, который опять-таки незамедлительно должны будут это исполнить.
1 чтение законопроекта состоялось 17 декабря, на нем же и состоялось его единственное обсуждение в стенах Парламента РФ. Рекомендую посмотреть видео данного обсуждения:
Четко против высказался только 1 депутат - это Дмитрий Гудков ("СР"), который в своей речи сослался также и на статистику проекта "РосКомСвобода" о десятках тысяч неправомерно блокируемых добропорядочных интернет-ресурсов из-за введения подобных этому законов.
Еще один депутат - Сергей Иванов из ЛДПР казалось бы тоже был настроен против в своих высказываниях, но внезапно потом голосовал "ЗА" внедрение.
Интересно, что "ЕдРо", в принципе, не стала участвовать в обсуждении.
Ну и собственно результаты голосования после 1 чтения:
Ранее были даны существенные замечания к данному законопроекту со стороны РАЭК, которая дала как юридическо-технические, так и концептуальные замечания к законопроект, среди которых:
- неясно, что подразумевается под «публичными массовыми мероприятиями» — такое понятие отсутствует в действующем законодательстве и не определяется в законопроекте;
- неясно, какой срок имеется ввиду под понятием «незамедлительно [блокировать]». При условии что законопроект предполагает введение обязанностей у операторов, то при расплывчатом сроке непонятно в какой срок будет возникать ответственность за несоблюдение сроков;
- непонятно, каким образом в рамках предусмотренного порядка владелец сайта может оспорить блокировку;
- согласно закону №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы могут быть признаны экстремистскими только на основании решения суда. Соответственно, данная инициатива наделяет прокуратуру полномочиями судебных органов, что приводит к смешению функций двух ветвей власти, а следовательно вступает в противоречие с Конституцией РФ;
- текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противоречива, так как отсутствуют чёткие критерии отнесения той или иной информации к «экстремистской» или «призывающей к разжиганию национальной розни». Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведёт к ещё более широким злоупотреблениям правом.
И ряд других.
Но на внесение поправок дали всего 1 день! И, естественно, никто не собирался собирать замечания и предложения ни от общества ни от интернет-отрасли.
А поправки внесены были. От связки депутатов Митрофанов-Железняк. Практически все из них носили еще более ужесточающий характер, чем и без того абсурдный первоначальный текст законодательного акта депутата Лугового.
Вот ряд из них:
Расширены категории субъектов, кто может уведомить Генпрокурора и его замов относительно информации, которую надо незамедлительно заблокировать вне суда (причем не указано, что Гепрокурор/замы могут или не могут удовлетворить такое требование, а в любом случае, по получению уведомления, выносят требование к Роскомнадзору ограничить доступ к этим интернет-ресурсам). Очень интересная формулировка:
В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
В этом же абзаце и вторая ужесточающая поправка: вместо слов «Генеральный прокурор РФ или его заместители вправе обратиться в [Роскомнадзор], с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию» теперь: «направляют требование».
Требование к хостинг-провайдерам по уведомлению владельцев интернет-ресурсов изменились с «одного рабочего дня с момента получения уведомления» до «в течение суток».
Вводится процедура — «проверка достоверности» со стороны Роскомнадзора после получения уведомления со стороны владельца интернет-ресурса об удалении запрещенной информации, чтобы потом дать указание операторам связи разблокировать данный интернет-ресурс. При этом ни сроки ни порядок такой проверки не прописаны.
Итоговый текст закона:
Интересно, что из критериев запрещенной информации исключена формулировка по блокированию информации по «разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности», оставлена в следующей редакции: «содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
То, что экстренные поправки вносил сам Железняк не оставляло сомнений в том, что итоговый текст законопроекта с легкостью пройдет 2 и 3 чтения, которые были запланированы для рассмотрения в 1 день - 20 декабря.
В этот день в Госдуме не было даже попытки еще раз вернуться к обсуждению резонансного законопроекта, да еще и с существенной таблицей поправок.
В итоге состоялось сразу 2 голосования, их результат:
2 чтение:
3 чтение, закон принят:
Занимательная картинка получается, если сравнить 2 последних рисунка между собой. Инициаторы закона - ЛДПР в итоговом голосовании участия не приняли. Т.о. это дает им в будущем право лицемерно говорить, что они не голосовали за этот ужесточающий закон, ограничивающий ряд гражданских прав и свобод. И всё свалить на "ЕдРо".
Итоговая схема функционирования нового закона по блокировке будет выглядеть так:
Разблокировка интернет-ресурса происходит в следующем порядке:
Теперь данный закон будет отправлен на одобрение Совета Федерации, а затем на подпись Президенту РФ. Все это произойдет уже в январе 2014 года, а с 1 февраля новый блокировочный закон вступит уже в силу.
Операторы связи, готовьтесь ограничивать доступ к интернет-ресурсам незамедлительно теперь и по первому щелчку от Генпрокурора и его замов.
В качестве справки, напомню, что Россия по рейтингу "Freedom on the Net 2013" международной правозащитной организации Freedom House опустилась на 10 мест вниз и теперь занимает 41 место из 60 возможных, находясь между Венесуэлой и Зимбабве.
В следующем году, не сомневаюсь, еще с десяток пунктов вниз обеспечен нашей стране.
Материал:
Депутаты Госдумы решили ударно закрыть 2013-ый год и на одном из своих последних заседаний успели рассмотреть и принять очередной законопроект, вводящий новые категории запрещенной информации, которые могут быть заблокированы вне суда. Незамедлительно. По требованию Генпрокурора или его заместителей.
25 декабря состоится заседание СФ, наверное на нем и одобрят свежеиспеченный Госдумой закон
Закон полон абсурдных формулировок, множественных толкований, противоречий с Конституцией и существующим законодательством...
Да-уж. Имеем кто нас имеет. :-(
Вот интересно стало мне, а у нас для татупедов процедура проверки профпригодности предусмотрена? Или как в совейские годы: "ПрезидентПартия сказала НАДО, Думакомсомол ответил ЕСТЬ".
Вы думаете они сами пишут? Если бы... За бюджетные деньги готовят проекты в разных "институтах ...", потом эксперты готовят заключение - тоже не за просто так. Так и работают в ГосДуме спортсмены, актеры и т.д.
Пишут то не сами, но иногда кажется, что текст закона готовил школьник на переменке.
Понятно, их большинство законов практически не касается.
Уже довольные, отработали, поздравляют друг друга с НГ.
Пользователь всегда будет быстрее адаптироваться, нежели Вы господа избранные народом, принимаете свои законы. Хочу вернуться к статье через 3 года, когда вы начнете бороться с анонимными сетями. На тот момент, в связи с вашими законами, конечный пользователь уже будет очень адаптирован, но Вас же это не интересует, вы же думать вперед не умеете. Вы принимаете то, что вам написали. Полная безграмотность и бездарность, как я уже писал ранее.
анонимные сети i2p и tor - вот завтрашний Ваш кошмар.
Ну вот я считаю что с этими блокировками копирасты себе сами яму роют. Если раньше можно было с тех же трекеров контент снимать по договоренности, то теперь через какое то время все уйдут в i2p и бороться с этим станет совсем невозможно. Что до блокировок прокурорских - то тут вообще неработающая схема. Откуда прокурор узнает, согласован ли митинг или нет?
По моему ощущению, бороться с анонимностью и альтернативными сетями начнут уже в следующем году.
Под конец своего срока депы на время начнут более пряничные темы проводить через ГД, чтобы подмазать население.
А пока им надо ковать железо пока идет горячий гос.тренд свыше.
через какое то время все уйдут в i2p и бороться с этим станет совсем невозможно
Нереальный прогноз, подавляющему большинству это не надо, либо слишком мудрено, на порядок превышающее компьютерные навыки обывателя. Это не одноклассники/контакты/фейсбуки в браузере открыть.
Тут скорее властьпредержащих опять на понощук пробило после украинских событий, вот и закручивают гайки.