1. Статьи
Заметки пользователей
23.12.2013 13:40
PDF
35796
165

Закон о прокурорских блокировках

Депутаты Госдумы решили ударно закрыть 2013-ый год и на одном из своих последних заседаний успели рассмотреть и принять очередной законопроект, вводящий новые категории запрещенной информации, которые могут быть заблокированы вне суда. Незамедлительно. По требованию Генпрокурора или его заместителей.

Свою историю данный закон начинает с внесения соответствующего проекта в Госдуму депутатом Луговым в начале ноября этого года.

Многим тогда показалось, что это очередная абсурдная и не заслуживающая внимания инициатива, одна из многих тех, которые нескончаемо озвучивают и вносят на рассмотрение депутаты от фракции ЛДПР. Среди последних из их инициатив - это, например, предложение о запрете анонимности в интернете от Вадима Деньгина или обязательная регистрация в интернете по паспорту от Михаила Дегтярева. Законопроект Лугового казалось бы ждала такая же кратковременная вспышка новостного интереса и всеобщее забвение. Но нет, конъюнктура и запретительный государственный тренд последнего времени превозобладал над здравым смыслом и уже через месяц после внесения законопроект о новых видах внесудебных блокировках неожиданно был внесен в календарный план первоочередного рассмотрения в Госдуме.

Также интересно, что в настоящее время в Думу внесены и дожидаются своего часа еще ряд законопроектов, вносящих новые категории и критерии запрещенной информации, вводящие штрафы за ее размещение и усиливающие ответственность за ее распространение. Но это всем нам уготовано в будущем.

А пока, что же касается сути рассматриваемого закона?

Формально данный законопроект называется «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)».

Суть: введение новой категории запрещенной информации, которая может подвергаться блокировке во внесудебном порядке, а именно: «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».

Причем принимать решение о блокировке того или иного сайта может Генпрокурор или его замы, а Роскомнадзор должен будет незамедлительно (именно так сказано в тексте закона) дать указание операторам связи об ограничении доступа к данным интернет-ресурсам, который опять-таки незамедлительно должны будут это исполнить.

1 чтение законопроекта состоялось 17 декабря, на нем же и состоялось его единственное обсуждение в стенах Парламента РФ. Рекомендую посмотреть видео данного обсуждения:

Четко против высказался только 1 депутат - это Дмитрий Гудков ("СР"), который в своей речи сослался также и на статистику проекта "РосКомСвобода" о десятках тысяч неправомерно блокируемых добропорядочных интернет-ресурсов из-за введения подобных этому законов.

Еще один депутат - Сергей Иванов из ЛДПР казалось бы тоже был настроен против в своих высказываниях, но внезапно потом голосовал "ЗА" внедрение.

Интересно, что "ЕдРо", в принципе, не стала участвовать в обсуждении.

Ну и собственно результаты голосования после 1 чтения:

Закон о прокурорских блокировках

Ранее были даны существенные замечания к данному законопроекту со стороны РАЭК, которая дала как юридическо-технические, так и концептуальные замечания к законопроект, среди которых:

- неясно, что подразумевается под «публичными массовыми мероприятиями» — такое понятие отсутствует в действующем законодательстве и не определяется в законопроекте;

- неясно, какой срок имеется ввиду под понятием «незамедлительно [блокировать]». При условии что законопроект предполагает введение обязанностей у операторов, то при расплывчатом сроке непонятно в какой срок будет возникать ответственность за несоблюдение сроков;

- непонятно, каким образом в рамках предусмотренного порядка владелец сайта может оспорить блокировку;

- согласно закону №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы могут быть признаны экстремистскими только на основании решения суда. Соответственно, данная инициатива наделяет прокуратуру полномочиями судебных органов, что приводит к смешению функций двух ветвей власти, а следовательно вступает в противоречие с Конституцией РФ;

- текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противоречива, так как отсутствуют чёткие критерии отнесения той или иной информации к «экстремистской» или «призывающей к разжиганию национальной розни». Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведёт к ещё более широким злоупотреблениям правом.

И ряд других.

Но на внесение поправок дали всего 1 день! И, естественно, никто не собирался собирать замечания и предложения ни от общества ни от интернет-отрасли.

А поправки внесены были. От связки депутатов Митрофанов-Железняк. Практически все из них носили еще более ужесточающий характер, чем и без того абсурдный первоначальный текст законодательного акта депутата Лугового.

Вот ряд из них:

  • Расширены категории субъектов, кто может уведомить Генпрокурора и его замов относительно информации, которую надо незамедлительно заблокировать вне суда (причем не указано, что Гепрокурор/замы могут или не могут удовлетворить такое требование, а в любом случае, по получению уведомления, выносят требование к Роскомнадзору ограничить доступ к этим интернет-ресурсам). Очень интересная формулировка:

В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай  поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

  • В этом же абзаце и вторая ужесточающая поправка: вместо слов «Генеральный прокурор РФ или его заместители вправе обратиться в [Роскомнадзор], с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию» теперь: «направляют требование».

  • Требование к хостинг-провайдерам по уведомлению владельцев интернет-ресурсов изменились с «одного рабочего дня с момента получения уведомления» до «в течение суток».

  • Вводится процедура — «проверка достоверности» со стороны Роскомнадзора после получения уведомления со стороны владельца интернет-ресурса об удалении запрещенной информации, чтобы потом дать указание операторам связи разблокировать данный интернет-ресурс. При этом ни сроки ни порядок такой проверки не прописаны.

Итоговый текст закона:

Интересно, что из критериев запрещенной информации исключена формулировка по блокированию информации по «разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности», оставлена в следующей редакции: «содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».

То, что экстренные поправки вносил сам Железняк не оставляло сомнений в том, что итоговый текст законопроекта с легкостью пройдет 2 и 3 чтения, которые были запланированы для рассмотрения в 1 день - 20 декабря.

В этот день в Госдуме не было даже попытки еще раз вернуться к обсуждению резонансного законопроекта, да еще и с существенной таблицей поправок.

В итоге состоялось сразу 2 голосования, их результат:

2 чтение:

Закон о прокурорских блокировках

 

Поименно

3 чтение, закон принят:

Закон о прокурорских блокировках

Поименно

Занимательная картинка получается, если сравнить 2 последних рисунка между собой. Инициаторы закона - ЛДПР в итоговом голосовании участия не приняли. Т.о. это дает им в будущем право лицемерно говорить, что они не голосовали за этот ужесточающий закон, ограничивающий ряд гражданских прав и свобод. И всё свалить на "ЕдРо".

Итоговая схема функционирования нового закона по блокировке будет выглядеть так:

Закон о прокурорских блокировках

Разблокировка интернет-ресурса происходит в следующем порядке:

  1.  Владелец сайта удаляет запрещенную информацию.
  2. Уведомляет Роскомнадзор.
  3. Роскомнадзор проводит некую "проверку достоверности" (без обозначенных критериев и сроков).
  4. После проверки Роскомнадзор незамедлительно уведомляет операторов связи.
  5. Операторы связи незамедлительно возобновляют доступ к сайту.

Теперь данный закон будет отправлен на одобрение Совета Федерации, а затем на подпись Президенту РФ. Все это произойдет уже в январе 2014 года, а с 1 февраля новый блокировочный закон вступит уже в силу.

Операторы связи, готовьтесь ограничивать доступ к интернет-ресурсам незамедлительно теперь и по первому щелчку от Генпрокурора и его замов.

В качестве справки, напомню, что Россия по рейтингу "Freedom on the Net 2013" международной правозащитной организации Freedom House опустилась на 10 мест вниз и теперь занимает 41 место из 60 возможных, находясь между Венесуэлой и Зимбабве.

В следующем году, не сомневаюсь, еще с десяток пунктов вниз обеспечен нашей стране.

165 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Депутаты Госдумы решили ударно закрыть 2013-ый год и на одном из своих последних заседаний успели рассмотреть и принять очередной законопроект, вводящий новые категории запрещенной информации, которые могут быть заблокированы вне суда. Незамедлительно. По требованию Генпрокурора или его заместителей.

 

Полный текст

Temych
Temych

25 декабря состоится заседание СФ, наверное на нем и одобрят свежеиспеченный Госдумой закон

snvoronkov
snvoronkov

Закон полон абсурдных формулировок, множественных толкований, противоречий с Конституцией и существующим законодательством...

 

Да-уж. Имеем кто нас имеет. :-(

 

Вот интересно стало мне, а у нас для татупедов процедура проверки профпригодности предусмотрена? Или как в совейские годы: "ПрезидентПартия сказала НАДО, Думакомсомол ответил ЕСТЬ".

NN----NN
NN----NN

Вы думаете они сами пишут? Если бы... За бюджетные деньги готовят проекты в разных "институтах ...", потом эксперты готовят заключение - тоже не за просто так. Так и работают в ГосДуме спортсмены, актеры и т.д.

Temych
Temych

Пишут то не сами, но иногда кажется, что текст закона готовил школьник на переменке.

NN----NN
NN----NN

Понятно, их большинство законов практически не касается.

Уже довольные, отработали, поздравляют друг друга с НГ.

stiffan
stiffan

Пользователь всегда будет быстрее адаптироваться, нежели Вы господа избранные народом, принимаете свои законы. Хочу вернуться к статье через 3 года, когда вы начнете бороться с анонимными сетями. На тот момент, в связи с вашими законами, конечный пользователь уже будет очень адаптирован, но Вас же это не интересует, вы же думать вперед не умеете. Вы принимаете то, что вам написали. Полная безграмотность и бездарность, как я уже писал ранее.

 

анонимные сети i2p и tor - вот завтрашний Ваш кошмар.

adnull
adnull

Ну вот я считаю что с этими блокировками копирасты себе сами яму роют. Если раньше можно было с тех же трекеров контент снимать по договоренности, то теперь через какое то время все уйдут в i2p и бороться с этим станет совсем невозможно. Что до блокировок прокурорских - то тут вообще неработающая схема. Откуда прокурор узнает, согласован ли митинг или нет?

Temych
Temych

По моему ощущению, бороться с анонимностью и альтернативными сетями начнут уже в следующем году.

Под конец своего срока депы на время начнут более пряничные темы проводить через ГД, чтобы подмазать население.

А пока им надо ковать железо пока идет горячий гос.тренд свыше.

sheft
sheft

через какое то время все уйдут в i2p и бороться с этим станет совсем невозможно

Нереальный прогноз, подавляющему большинству это не надо, либо слишком мудрено, на порядок превышающее компьютерные навыки обывателя. Это не одноклассники/контакты/фейсбуки в браузере открыть.

Тут скорее властьпредержащих опять на понощук пробило после украинских событий, вот и закручивают гайки.