"Из десяти девять не знают отличия тьмы
от света, истины от лжи, чести от бесчестья,
свободы от рабства. Также не знают и пользы своей".
Трифилий, раскольник
Предыдущие части:
Часть 1.
Часть 2.
Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать "Суверенный" РуНет - систему, подчиняющуюся государственной власти России и не зависящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России гражданам предоставляется только "кошерная" информация. За пропуск некошерной - штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих "плохой" контент- миллионные штрафы.
В предыдущих сериях мы рассмотрели терминологию, используемую в законодательстве России о регулировании Интернета (например, "ТСПУ", - технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования сети "Интернет" и ССОП на территории России (см. п. 5.1. ст. 46 ФЗ "О связи""). ТСПУ соединяют в себе функции DPI, системы управления сетью, BGP).
Здесь уже будут использоваться термины и сокращения, данные в первой части). Мы выяснили что есть 5 видов субъектов, участвующих в централизованном управлении РуНета (далее – "ЦУ"), которые регулируются по-разному. Мы уже рассмотрели обязанность и ответственность Владельцев ASN и Линий связи, пересекающих Гос. Границу, IX, Технологических сетей, имеющих ASN.
В настоящем обзоре мы рассмотрим обременения и ответственность лиц, имеющих Лицензии и сети под телематические услуги связи (далее - "ОператорИнтернет"). При этом, неважно, есть ли ASN у такого лица. Также, будут подведены итоги и даны советы.
Рассмотрим обязанности ОператораИнтернет (П. 5.1. ст. 46Зос):
I. Обеспечивать установку ТСПУ в своей сети в порядке, установленном Правилами ППРФ от 12 февраля 2020 г. N 126 (далее - "Правила"), по которому выделяются следующие этапы:
А. Роскомнадзор даёт в Центр сведения об операторах связи (с введенных в эксплуатацию сетями) или ВладельцахASN ( п. 2 Правил) в своей сети;
Б. ГРЧЦ не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений от РКН, направляет оператору связи запрос с приложением эксплуатационной документации о представлении информации, необходимой для разработки плана мероприятий, определения состава ТСПУ (далее – "план ТСПУ") их комплектации и мест подключения, если она не представлена в Роскомнадзор в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 ФЗ "О связи". При этом уже сейчас известно, что уже сейчас известен состав средств связи под ТСПУ. В частности, предлагаются к установке: EcoDPI (от Ростелекомовского RDP), Сервер Huawei, Коммутатор Eltex, Обходной переключатель (байпас) Silicom, оптические модули Fiber Trade, АПК ШИФРОВАНИЯ "КОНТИНЕНТ").
ГРЧЦ в том числе запрашивает:
В. ГРЧЦ выдаёт для подписания Оператору план ТСПУ.
Здесь важно в План ТСПУ на этапе "Опытная эксплуатация ТСПУ вписать:
"Начало этапа не ранее получения сертификата соответствия под комплекс средств связи в составе ТСПУ".
При этом, так как ТСПУ являются средствами связи, на них распространяется действие статей 12 и 41 ФЗ "О связи", по которым:
Статья 12. п.2. "Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи России, Минцифры: устанавливает требования к…применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи… 2.1. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, … устанавливаются по согласованию с ФСБ России".
Ст.41, п.1.: "Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи России является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в:
2. Подтверждение соответствия указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи … требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами МинЦифры России по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии".
До начала процедуры получения сертификата Минцифры по согласованию с ФСБ России принимает Требования к ТСПУ. Затем, Минкомсвязи принимает методику проведения испытаний при сертификации ТСПУ. Потом происходит сертификация ТСПУ.
МинЦифры до сих пор не приняло Требования по вопросам применения ТСПУ. При этом согласно п. 2 проекта "Изменения в ППРФ от 25 июня 2009 г. № 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации", предложенных Минцифры: раздел III. "Средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга" Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, предлагаетмя пунктом 18.1 следующего содержания:
"18.1. Технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования".
Проект данных требований по итогам экспертизы получил отрицательное заключение Минэкономразвития № 31524-СШ/Д26и от 18.09.2019 г. со ссылкой на следующую причину:
"Оптические кабели связи и муфты для их монтажа относятся …к линиям связи. Кроме того, в настоящее время оценка соответствия оптических кабелей проводится в форме декларирования соответствия. Таким образом, оценка соответствия оптических кабелей уже проводится в настоящее время…Кроме того, разработчиком не представлена информация, каким образом изменение способа оценки соответствия способно повлиять на достижение цели предлагаемого регулирования".
То есть, принципиальных возражений по поводу несертификации ТСПУ участники рынка не выразили.
И здесь важно отметить, что сертификаты должны быть на комплекс "Технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования", а не на отдельные части комплекса (они лишь части, и не отражают суть).
По КоАП РФ, ч.1 ст. 13.6.: За использование в сетях связи несертифицированных средств связи предусмотрен штраф на юр. лиц - от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.
Таким образом, Оператор связи под страхом штрафа и конфискации не имеет права вводить даже в тестовую (опытную) эксплуатацию несертифицированный аппаратно-программный комплекс ТСПУ, состоящий из отдельных средств связи.
Г. Работники Гипросвязь (Выбранные ГРЧЦ по гос.контракту) проводят на узле Оператора (где планируется установка ТСПУ) проектные изыскания под ТСПУ, определяют место под ТСПУ, пропускную способность канала от ТСПУ к Центру, состав ТСПУ.
Д. Центр выдаёт ТУ установки ТСПУ, а Оператор должен соблюдать их и требования к сетям связи при использовании ТСПУ (см. приложения № 1 и №2 к приказу Роскомнадзора от 31.07.2019 N 228), в частности:
Ниже пример ТУ под ТСПУ:
Е. ГРЧЦ предоставляет ОператоруИнтернет ТСПУ на безвозмездной основе (ч.3. ст 65.1 ЗоС).
Ж. Проводится тестовая эксплуатация ТСПУ (испытания, выявляются ошибки).
З. Подписывается акт ввода ТСПУ в эксплуатацию.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ по ст.13.42 Коап РФ:
В виде штрафов за нарушение Порядка, установленого Постановлением правительства России от 12.02.2020 N 126; Несоблюдение технических условий установки ТСПУ или требований к сетям связи при использовании ТСПУ (Приказ РКН №228, см. выше):
ВЫВОДЫ
При претензии со стороны Абонента на ненадлежащее оказание услуг связи, Оператором может быть выявлено, что причина сбоя оказания услуг - функционирование ТСПУ. Тогда оператор связи вправе направить в РКН запрос (претензию) о предоставлении сведений о функционировании ТСПУ, в котором указывает обстоятельства негативного влияния ТСПУ на сеть.
По итогам рассмотрения претензии РКН в ответе Оператору (даётся в течение не более 1 мес.) делает вывод о влиянии функционирования ТСПУ на работу сети связи оператора связи (см. положение, утв. Приказом РКН от 21.10.2020 N 134).
II-я Обязанность ОператораИнтернет- устанавливать и соблюдать законодательство о ТСК "Ревизор". Ответственность аналогична ответственности владельцев ASN (рассматривалась в части два.
1) Владелец ASN без технологической сети, не предоставляющий Интернет (По данным Реестра лицензий в сфере связи официального сайта РКН):
А) Не обязан устанавливать ни ТСПУ, ни ТСК "Ревизор".
Б) Обязан под угрозой штрафов ст. 13-44, ч. 3 и 4 ст. 19.7.10 КОАПРФ представить в РКН информацию о сети (Приказ РКН от 31.07.2019 N 221).
Для защиты от штрафов необходимо: формально подать сведения по приказу №221 от 31.07.19. (проверять правильность, не зная о сети РКНу проблематично).
2) Владелец технологической сети с ASN, подключенный к IX из реестра РКН обязан под страхом санкций п.3-4 ст.13-42 КоАП РФ -установить ТСК "Ревизор" в порядке приказа РКН №220 от 31.07.20.
3) ОператорИнтернет обязан: подписать план установки и установить ТСПУ, в порядке ПП РФ от 12.02.20 N126 и Приказа РКН от 31.07.2019 N228. Обязанность установить ТСПУ начинает течь с даты получения сертификата Системы сертификации связи (см. ст. 41 ФЗ "О связи").
4) Для минимизации рисков получения штрафов, выход: перевести ASN на:
А) Зарубежное лицо, оставив себе IP-адреса. Ибо регулируются только резиденты страны (в частности в субъектах ответственности ст.13-42- 13-44 написано: "граждане").
Рекомендуется перевод на физическое лицо. Риски перевода на иностранное юрлицо, при участии в иностранном юридическом лице: необходимо подавать информацию в ИФНС.
ИФНС может получить информацию о том, что учредители Заказчика являются контролирующим лицом иностранной организации, либо от компетентных органов иностранных государств, либо от соучредителей, подавших документы в ИФНС. В этом случае ИФНС направит каждому контролирующему учредителю требование предоставить уведомление о контролируемых иностранных компаниях
При этом, после получения уведомления, учредители с долей до 25% могут без штрафа в размере 50 тыс. руб. предоставить уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные запрошенные документы.
Учредители с долей свыше 25% при не направлении до 1 марта года следующего за годом получения прибыли в иностранной организации уведомления об участии в иностранной организации и специальной декларации в адрес ИФНС по своему месту регистрации получит штраф 50 тыс. руб.
Если перевести ASN на физическое лицо-гражданина РФ, то ст.13.42 КоАП предусмотрены штрафы за:
Об обязанностях физических лиц, граждан России- бенефициаров иностранных юридических лиц - см. последнюю часть.
Зачем?
Если буквально в нормативке речь про Рунет не идет вообще, ни где об этом не указа (про сегмент Интернета РФ). Установлено регулирование сети Интернет в целом.
Ай-ай-ай-ай! Что я наделал! Как же я теперь отличу твои монеты от моих?
И что это меняет?
Представляю себе ответы надзора на такие претензии.
А абоненты тем временем будут разбегаться. Прэлэстно. Лучше бы дали оператору возможность в таких ситуациях пускать трафик миом ТСПУ.
Ну и каналы в 100 Мбит до центра управления - это жесть.
Весь трафик, вместе с абонентами, должен уйти понятно куда, что вас смущает? В целом это и не плохо и не хорошо, просто на определенном этапе будет так.
Куда? Куда-то через центр мониторинга? Так у нас внешних каналов гораздо по-боле 100 Мбит. Все не поместится
Не понял глубину вашей мысли.
В РТ или через РТ.