Уважаемые посетители, предлагаем вам ознакомиться с новой версией портала ПЕРЕЙТИ
vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Суверенный РуНет, часть 3 27

Дата публикации: 02.04.2021
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 2286
Автор:

"Из десяти девять не знают отличия тьмы
от света, истины от лжи, чести от бесчестья,
свободы от рабства. Также не знают и пользы своей".
Трифилий, раскольник

Предыдущие части:
Часть 1.
Часть 2.

Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать "Суверенный" РуНет - систему, подчиняющуюся государственной власти России и не зависящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России гражданам предоставляется только "кошерная" информация. За пропуск некошерной - штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих "плохой" контент- миллионные штрафы.

В предыдущих сериях мы рассмотрели терминологию, используемую в законодательстве России о регулировании Интернета (например, "ТСПУ", - технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования сети "Интернет" и ССОП на территории России (см. п. 5.1. ст. 46 ФЗ "О связи""). ТСПУ соединяют в себе функции DPI, системы управления сетью, BGP).

Здесь уже будут использоваться термины и сокращения, данные в первой части). Мы выяснили что есть 5 видов субъектов, участвующих в централизованном управлении РуНета (далее – "ЦУ"), которые регулируются по-разному. Мы уже рассмотрели обязанность и ответственность Владельцев ASN и Линий связи, пересекающих Гос. Границу, IX, Технологических сетей, имеющих ASN.

В настоящем обзоре мы рассмотрим обременения и ответственность лиц, имеющих Лицензии и сети под телематические услуги связи (далее - "ОператорИнтернет"). При этом, неважно, есть ли ASN у такого лица. Также, будут подведены итоги и даны советы.

Рассмотрим обязанности ОператораИнтернет (П. 5.1. ст. 46Зос):

I. Обеспечивать установку ТСПУ в своей сети в порядке, установленном Правилами ППРФ от 12 февраля 2020 г. N 126 (далее - "Правила"), по которому выделяются следующие этапы:

А. Роскомнадзор даёт в Центр сведения об операторах связи (с введенных в эксплуатацию сетями) или ВладельцахASN ( п. 2 Правил) в своей сети;

Б. ГРЧЦ не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений от РКН, направляет оператору связи запрос с приложением эксплуатационной документации о представлении информации, необходимой для разработки плана мероприятий, определения состава ТСПУ (далее – "план ТСПУ") их комплектации и мест подключения, если она не представлена в Роскомнадзор в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 ФЗ "О связи". При этом уже сейчас известно, что уже сейчас известен состав средств связи под ТСПУ. В частности, предлагаются к установке: EcoDPI (от Ростелекомовского RDP), Сервер Huawei, Коммутатор Eltex, Обходной переключатель (байпас) Silicom, оптические модули Fiber Trade, АПК ШИФРОВАНИЯ "КОНТИНЕНТ").

ГРЧЦ в том числе запрашивает:

  • схемы построения сети связи оператора связи, включая схему построения сети связи оператора связи в месте планируемой установки ТСПУ;
  • технические характеристики средств связи оператора связи, на которых планируется установка ТСПУ;
  • места планируемой установки ТСПУ;
  • количество каналов передачи данных с указанием физических свойств таких каналов, их технологии и пропускной способности;
  • сведения о среднестатистической и максимальной загрузке каналов, к которым планируется подключать технические средства противодействия угрозам;
  • сведения о структуре узла связи в месте планируемой установки ТСПУ;
  • дополнительную техническую информацию и технологические параметры средств связи операторов связи, необходимые для разработки проектной документации по установке и подключению ТСПУ.

В. ГРЧЦ выдаёт для подписания Оператору план ТСПУ.

Здесь важно в План ТСПУ на этапе "Опытная эксплуатация ТСПУ вписать:

"Начало этапа не ранее получения сертификата соответствия под комплекс средств связи в составе ТСПУ".

При этом, так как ТСПУ являются средствами связи, на них распространяется действие статей 12 и 41 ФЗ "О связи", по которым:

Статья 12. п.2. "Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи России, Минцифры: устанавливает требования к…применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи… 2.1. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, … устанавливаются по согласованию с ФСБ России".

Ст.41, п.1.: "Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи России является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в:

  1. сети связи общего пользования;
  2. технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.

2. Подтверждение соответствия указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи … требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами МинЦифры России по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии".

До начала процедуры получения сертификата Минцифры по согласованию с ФСБ России принимает Требования к ТСПУ. Затем, Минкомсвязи принимает методику проведения испытаний при сертификации ТСПУ. Потом происходит сертификация ТСПУ.

МинЦифры до сих пор не приняло Требования по вопросам применения ТСПУ. При этом согласно п. 2 проекта "Изменения в ППРФ от 25 июня 2009 г. № 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации", предложенных Минцифры: раздел III. "Средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга" Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, предлагаетмя пунктом 18.1 следующего содержания:

"18.1. Технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования".

Проект данных требований по итогам экспертизы получил отрицательное заключение Минэкономразвития № 31524-СШ/Д26и от 18.09.2019 г. со ссылкой на следующую причину:

"Оптические кабели связи и муфты для их монтажа относятся …к линиям связи. Кроме того, в настоящее время оценка соответствия оптических кабелей проводится в форме декларирования соответствия. Таким образом, оценка соответствия оптических кабелей уже проводится в настоящее время…Кроме того, разработчиком не представлена информация, каким образом изменение способа оценки соответствия способно повлиять на достижение цели предлагаемого регулирования".

То есть, принципиальных возражений по поводу несертификации ТСПУ участники рынка не выразили.

И здесь важно отметить, что сертификаты должны быть на комплекс "Технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования", а не на отдельные части комплекса (они лишь части, и не отражают суть).

По КоАП РФ, ч.1 ст. 13.6.: За использование в сетях связи несертифицированных средств связи предусмотрен штраф на юр. лиц - от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

Таким образом, Оператор связи под страхом штрафа и конфискации не имеет права вводить даже в тестовую (опытную) эксплуатацию несертифицированный аппаратно-программный комплекс ТСПУ, состоящий из отдельных средств связи.

Г. Работники Гипросвязь (Выбранные ГРЧЦ по гос.контракту) проводят на узле Оператора (где планируется установка ТСПУ) проектные изыскания под ТСПУ, определяют место под ТСПУ, пропускную способность канала от ТСПУ к Центру, состав ТСПУ.

Д. Центр выдаёт ТУ установки ТСПУ, а Оператор должен соблюдать их и требования к сетям связи при использовании ТСПУ (см. приложения № 1 и №2 к приказу Роскомнадзора от 31.07.2019 N 228), в частности:

  1. Значения климатических воздействий в соответствии с эксплуатационной документацией.
  2. ИБП ТСПУ не менее 4 часов.
  3. Доступ сотрудников Центра (в том числе непосредственный): к аппаратным средствам и п/о ТСПУ, а также для дистанционного управления ТСПУ.
  4. Защита от несанкционированного доступа (по приказу МинЦифры от 09.01.08 №1).
  5. Организацию технологического канала связи от ТСПУ до Центра пропускной способностью не менее 100 Мбит/с с выделением IP-адресов каждому ТСПУ.
  6. Протоколы TCP/IP в качестве протоколов передачи данных.
  7. Возможность создания виртуальной сети VPN.

Ниже пример ТУ под ТСПУ:

Е. ГРЧЦ предоставляет ОператоруИнтернет ТСПУ на безвозмездной основе (ч.3. ст 65.1 ЗоС).

Ж. Проводится тестовая эксплуатация ТСПУ (испытания, выявляются ошибки).

З. Подписывается акт ввода ТСПУ в эксплуатацию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ по ст.13.42 Коап РФ:

В виде штрафов за нарушение Порядка, установленого Постановлением правительства России от 12.02.2020 N 126; Несоблюдение технических условий установки ТСПУ или требований к сетям связи при использовании ТСПУ (Приказ РКН №228, см. выше):

  • на должностных лиц - от 15 тысяч до 30 тыс.руб.; на ИП, - от 30 т. до 50 тысяч рублей; на юр. лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч руб. За повторное наршение в течение года – ответственность увеличивается в два раза.


ВЫВОДЫ

  1. ОператорИнтернет за свой счёт обязан обеспечить функционирование ТСПУ (стойкоместо, электропитание, ИБП, конциционирование, охрану) и канал до Центра.
  2. При получении от ГРЧЦ Плана ТСПУ вписать туда в этап "Опытная эксплуатация ТСПУ фразу: "Начало этапа не ранее получения сертификата соответствия под комплекс "Технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования".
    Начинать эксплуатировать ТСПУ (даже тестовая (опытная) эксплуатация) можно только после получения сертификата системы сертификации связь (ССС) на комплекс "Технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования".
  3. После ввода ТСПУ в эксплуатацию по 5.1. ст 46 ЗоС ОператорИнтернет:
  • Не обязан фильтровать в Интернет информацию, запрещенную по ФЗ "Об информации" (это делает ТСПУ).
  • Не привлекается к ответственности (в т.ч. за нарушение лицензионных условий, за прерывание оказания услуг), если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования ТСПУ.

При претензии со стороны Абонента на ненадлежащее оказание услуг связи, Оператором может быть выявлено, что причина сбоя оказания услуг - функционирование ТСПУ. Тогда оператор связи вправе направить в РКН запрос (претензию) о предоставлении сведений о функционировании ТСПУ, в котором указывает обстоятельства негативного влияния ТСПУ на сеть.

По итогам рассмотрения претензии РКН в ответе Оператору (даётся в течение не более 1 мес.) делает вывод о влиянии функционирования ТСПУ на работу сети связи оператора связи (см. положение, утв. Приказом РКН от 21.10.2020 N 134).

II-я Обязанность ОператораИнтернет- устанавливать и соблюдать законодательство о ТСК "Ревизор". Ответственность аналогична ответственности владельцев ASN (рассматривалась в части два.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Владелец ASN без технологической сети, не предоставляющий Интернет (По данным Реестра лицензий в сфере связи официального сайта РКН):

А) Не обязан устанавливать ни ТСПУ, ни ТСК "Ревизор".

Б) Обязан под угрозой штрафов ст. 13-44, ч. 3 и 4 ст. 19.7.10 КОАПРФ представить в РКН информацию о сети (Приказ РКН от 31.07.2019 N 221).

Для защиты от штрафов необходимо: формально подать сведения по приказу №221 от 31.07.19. (проверять правильность, не зная о сети РКНу проблематично).

2) Владелец технологической сети с ASN, подключенный к IX из реестра РКН обязан под страхом санкций п.3-4 ст.13-42 КоАП РФ -установить ТСК "Ревизор" в порядке приказа РКН №220 от 31.07.20.

3) ОператорИнтернет обязан: подписать план установки и установить ТСПУ, в порядке ПП РФ от 12.02.20 N126 и Приказа РКН от 31.07.2019 N228. Обязанность установить ТСПУ начинает течь с даты получения сертификата Системы сертификации связи (см. ст. 41 ФЗ "О связи").

4) Для минимизации рисков получения штрафов, выход: перевести ASN на:

А) Зарубежное лицо, оставив себе IP-адреса. Ибо регулируются только резиденты страны (в частности в субъектах ответственности ст.13-42- 13-44 написано: "граждане").

Рекомендуется перевод на физическое лицо. Риски перевода на иностранное юрлицо, при участии в иностранном юридическом лице: необходимо подавать информацию в ИФНС.

ИФНС может получить информацию о том, что учредители Заказчика являются контролирующим лицом иностранной организации, либо от компетентных органов иностранных государств, либо от соучредителей, подавших документы в ИФНС. В этом случае ИФНС направит каждому контролирующему учредителю требование предоставить уведомление о контролируемых иностранных компаниях

При этом, после получения уведомления, учредители с долей до 25% могут без штрафа в размере 50 тыс. руб. предоставить уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные запрошенные документы.

Учредители с долей свыше 25% при не направлении до 1 марта года следующего за годом получения прибыли в иностранной организации уведомления об участии в иностранной организации и специальной декларации в адрес ИФНС по своему месту регистрации получит штраф 50 тыс. руб.

Если перевести ASN на физическое лицо-гражданина РФ, то ст.13.42 КоАП предусмотрены штрафы за:

  • Неустановку ТСК "Ревизор":1-2 тр за первый раз и 5-10 за повторное.
  •  Неисполнение правил DNS: 3-5 тр или 6-10 за повторное нарушение.


Об обязанностях физических лиц, граждан России- бенефициаров иностранных юридических лиц - см. последнюю часть.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/108358/suverennyiy-runet-chast-3.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться