vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Регуляторные меры в связи с распространением коронавируса: заключение юриста 18

Дата публикации: 09.04.2020
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 11572
Автор:

Всё, что здесь написано справедливо по состоянию законодательства на 08.04.2020.
Генеральный директор ООО "ОрдерКом",
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович (lex@ordercom.ru)

1. Общие положения законодательства

Относимые нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - "ФКЗ о ЧП").
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - "Закон о защите от ЧС").
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее КоАП РФ).


1.1. Чрезвычайное положение

В силу части 1 статьи 1 ФКЗ о ЧП:

Чрезвычайное положение (далее - "ЧП") означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ о ЧП на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Согласно статье 3 ФКЗ о ЧП:

ЧП вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: ...

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Согласно части 1 статьи 4 ФКЗ о ЧП:

ЧП на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В силу статьи 11 ФКЗ о ЧП:

Указом Президента РФ о введении ЧП на период действия ЧП может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

В соответствии со статьей 13 ФКЗ о ЧП, в случае введения ЧП при эпидемии, указом Президента РФ о введении ЧП могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий.

На территории РФ (равно как и на территории г. Москвы, Московской области) режим чрезвычайного положения - не введён.

Это означает, что конституционные права граждан ограничены быть не могут.

1.2. Чрезвычайная ситуация

В то же время, на территории г. Москвы издан указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (далее - "Указ Мэра"). Указ, согласно преамбуле, основан на Законе о защите от ЧС.

В силу статьи 1 Закона о защите от ЧС:

Чрезвычайная ситуация (далее - "ЧС") - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 6 статьи 4.1 Закона о защите от ЧС,

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или ЧС, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно части 8 статьи 4.1 Закона о защите от ЧС, режим ЧС вводят в зависимости от уровня реагирования:

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении ЧС локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;

б) местный уровень реагирования: решением главы муниципального образования;

в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

г) федеральный уровень реагирования - Правительством РФ, решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

В силу части 10 статьи 4.1 Закона о защите от ЧС:

При введении режима повышенной готовности или ЧС, ... должностное лицо, установленное пунктами 8 и 9 настоящей статьи [входит высшее должностное лицо субъекта - мэр, губернатор], может... принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов гос. власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.

Конкретные действия по защите населения от ЧС утверждаются в Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ (пункт "т" части 1 статьи 11 Закона о защите от ЧС).

Такой план в настоящий момент не разработан и не утверждён.

В силу статьи 19 Закона о защите от ЧС, граждане РФ обязаны:

  • ...соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

Понятие правил поведения не даётся, в статье 1 Закона говорится о том, что правила поведения доводятся до населения путём Оповещения. Оповещение осуществляется и на региональном уровне, в том числе, органами исполнительной власти субъекта РФ.

Такие правила поведения установлены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, которые предписывают:

Пункт 2: при получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и(или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112".

Пункт 3: при введении режима повышенной готовности или ЧС на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства РФ о защите населения и территорий от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от ЧС;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.

Пункт 4: при угрозе возникновения или возникновении ЧС гражданам запрещается:

а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;

б) заходить за ограждение, обозначающее зону ЧС или иную опасную зону;

в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;

г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС;

д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Организациям (пункты 5, 6 Постановления) обеспечивают эвакуацию со своих территорий, предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС, приостанавливают свою деятельность при угрозе безопасности людей.

1.3. Ограничительные мероприятия (карантин)

В силу статьи 31 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории РФ могут быть введен карантин:

"1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории соответствующего субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФоргана местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеванийпри угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Во исполнение ч. 3 ст. 31 Закона № 52-ФЗ, принято Приложение №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам Санитарная охрана территории РФ СП 3.4.2318-08:

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФЕКЦИОННЫХ (ПАРАЗИТАРНЫХ) БОЛЕЗНЕЙ, ТРЕБУЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ РФ:

Оспа, Полиомиелит, вызванный диким полиовирусом, Человеческий грипп, вызванный новым подтипом, Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), Холера, Чума, Желтая лихорадка, Лихорадка Ласса, Болезнь, вызванная вирусом Марбург, Болезнь, вызванная вирусом Эбола, Ближневосточный респираторный синдром, Малярия, Лихорадка Западного Нила, Крымская геморрагическая лихорадка, Лихорадка денге, Лихорадка Рифт-Вали (долины Рифт), Лихорадка Зика, Менингококковая болезнь, Сибирская язва, Бруцеллез, Сап, Мелиоидоз, Эпидемический сыпной тиф, Лихорадка Хунин, Лихорадка Мачупо, и

пункт 26: Другие инфекционные болезни, вызывающие в соответствии с приложением 2 Международных медико-санитарных правил (2005 г.) чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение

Коронавирус среди заболеваний отсутствует, однако, при наличии уточняющих актов, может подпадать под пункт 26. Такие акты на дату составления заключения не обнаружены.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 Перечень заболеванийпредставляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", дополнен пунктом 16 следующего содержания: "16. В 34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV)".

Таким образом, сегодня согласно законодательству РФ существуют следующие относящиеся к вопросу перечни заболеваний:

  1. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране (включение болезни в данный перечень позволяет ввести карантин на территории РФ или её субъекта). Короновирусная инфекция в перечне отсутствует.
  2. Перечень социально значимых заболеваний (туберкулез; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; гепатит В; гепатит С; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); злокачественные новообразования; сахарный диабет; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением). Короновирусная инфекция в перечне отсутствует.
  3. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (сюда входит и коронавирусная инфекция 2019-nCoV).


Таким образом, короновирусная инфекция отнесена к перечню болезней, представляющих опасность для окружающих. Данный перечень не относит короновирусную инфекцию к инфекциям, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин).

Правовые последствия внесения короновирусной инфекции в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих:

  1. По Федеральному закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" медорганизации должны оказывать медпомощь и обеспечивать диспансерное наблюдение за гражданами, которые страдают опасными заболеваниями (ст. 43 Закона);
  2. В ст.33 Закона N52-ФЗ предусмотрены меры в отношении лиц с инфекционными заболеваниями:
  • Больные, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ;
  • Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию;
  • Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими фед. государственный санитарно-эпидемиологический надзор.


Решения о введении на территории РФ или её субъектов (Москвы, Московской области) ограничительных мер (карантина) в установленном законом порядке на дату составления Заключения не принималось.

Выводы по разделу 1

1. Существуют три разных правовых режима:

  • Чрезвычайное положение (вводится специальным указом Президента РФ, позволяет ограничивать права и свободы граждан): самый строгий режим, позволяет ограничивать большинство прав.
  • Чрезвычайная ситуация (может вводиться ОИВ субъектов РФ, не позволяет ограничивать права и свободы граждан, полномочия ОГВ сильно размыты, по большей части - информационные, координационные).
  • Режим повышенной готовности.


2. Сейчас на территории г. Москвы и Московской области введён режим повышенной готовности - он предшествует режиму чрезвычайной ситуации по Закону о защите от ЧС.

3. Коронавирус не внесён в перечень заболеваний, при которых можно ввести ограничительные мероприятия (карантин).

4. Полномочия ОГВ, в том числе субъектов РФ, в режиме повышенной готовности - сильно размыты (см. выше: могут принимать меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия).

6. Установлена прямая ответственность за нарушение режима повышенной готовности в КоАП РФ (ст. 20.6.1), а также за нарушение санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.3).

2. Меры реагирования

2.1. Правительство РФ

Принят Федеральный закон № 98-ФЗ от 01.04.2020 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Определяет полномочия Правительства РФ по Закону о защите от ЧС, а также - некоторые особенности помощи бизнесу.

Также, за Правительством РФ закреплено право вводить режим ЧС.

01.04.2020 г. вступил в силу ФЗ № 102-ФЗ от 01.04.20 о внесении изменений в НК РФ:

1) Правительство РФ наделено правом до 31 декабря 2020 года:

  • приостанавливать, отменять или переносить срок мероприятий налогового контроля;
  • продлевать сроки уплаты страховых взносов, налогов и сборов, в том числе муниципальных;
  • продлевать сроки предоставления налоговых декларация и бух. (финансовой) отчётности;
  • продлевать сроки направления и исполнения требований по уплате налогов, сборов, в том числе штрафов, процентов, пени;
  • устанавливать основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное непредставление) деклараций, отчётности.


2) Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе до 31 декабря 2020 года издавать акты, предусматривающие продление сроков уплаты налогов специальных налоговых режимов.

3) Введён налог в размере 13% от дохода в виде процентов, полученных по вкладам в банках, находящихся на территории РФ (за исключением доходов по вкладам с процентами менее 1% годовых), размер которых превышает 1 миллион рублей * "ключевая ставка ЦБ РФ".

Информация о вкладах предоставляется банками.

Налог уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании уведомления налогового органа.

Налог вступает в силу с 01 января 2021 года (т.е. по доходам, полученным начиная с 01.01.2021 г., итого - первый налог за 2021 год должен быть уплачен не позднее 01.12.2022 г.).

4) Работодатель-субъект малого / среднего предпринимательства получает право на льготный тариф по выплате страховых взносов в части, превышающей величину МРОТ (с заработной платы в части, не превышающей МРОТ - 22%, а в части, превышающей МРОТ - 10%).

5) Для работодателей-субъектов МСП применяются пониженные тарифы страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование:
    • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10 %;
    • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 5 %.


06.04.2020 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", в котором предусмотрены меры поддержки для организаций и ИПзанятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Такой Перечень утверждён Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434:

Сфера деятельности / Код ОКВЭД 2:

1. Авиаперевозки, 2.Культура, организация досуга и развлечений 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт /4. Деятельность организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 5. Гостиничный бизнес 6. Общественное питание / 7.Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений / 8. Деятельность по организации конференций и выставок / 9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

Также Перечень можно отслеживать на сайте ФНС России.

В отношении организаций и ИП согласно Перечня приняты следующие меры поддержки:

а) продлить организациям и ИП, включенным по состоянию на 1.03.2020 г. в соответствии с ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (рМСП), установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей):

  • налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, - на 6 месяцев;
  • налог на доходы физических лиц за 2019 год, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями в соответствии с п. 6 ст. 227 Налогового кодекса РФ (Кодекс), - на 3 месяца;
  • налоги (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовые платежи по налогам за март и I квартал 2020 г. - на 6 месяцев, за апрель - июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 г. - на 4 месяца;
  • налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 г., - на 4 месяца;


б) продлить организациям и ИП, указанным в пп. "а" настоящего пункта и относящимся к категории микропредприятий, установленные Кодексом сроки уплаты страховых взносов:

  • исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу ФЛ за март-май 2020, - на 6 мес.;
  • исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу ФЛ за июнь-июль 2020 г., а также исчисленных ИП за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300000 рублей, - на 4 месяца.


При этом, пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 409 указано, что осуществление организациями и ИП деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.

Также Постановлением незначительно продлён срок представления налоговых деклараций, пояснений, иных сведений по декларациям.

До 31.05.2020 г. приостановлено вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок, а также проведение уже назначенных выездных проверок.

Прилагаемыми к Постановлению Правительства РФ Правилами определён порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов для организаций и ИП, не состоящих в рМСП.

У таких организаций, ИП, имеется право на получение отсрочки (рассрочки) при наличии, в первую очередь, следующих обстоятельств:

а) снижение доходов более чем на 10 процентов;

б) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 процентов;

в) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, более чем на 10 процентов;

г) получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

При этом, предоставление отсрочки (рассрочки) на срок, превышающий 6 месяцевосуществляется при условии  предоставления заинтересованным лицом в залог недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого превышает сумму налогов или страховых взносов, включаемых в график погашения задолженности, либо поручительства или банковской гарантии, соответствующих требованиям, предусмотренным ст. 74, 741 и п. 21 ст. 1761 НК РФ.

Послабления в области связи

Постановлением от 03.04.2020 г. № 440 правительство РФ установило:

1. Продлить действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению № 1, куда согласно п.3 приложения №1 входят срочные лицензии на оказание услуг связи, теле/радиовещание.

3. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров разрешений, без принятия специальных решений (приказов) обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений, переоформлении разрешений, переносе сроков подтверждения соответствия в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления. В случае внесения сведений в реестр разрешений, внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется. 
Т.е. на сайте Роскомнадзора в течение 3 раб. дней должны изменить сроки действия таких лицензий, в таком случае изменения бумажных носителей не требуется.

Согласно п. 5, Минкомсвязи России (осуществляющее нормативно-правовое регулирование деятельности в области связи)(См. п. 1 Положения, утвержденного ППРФ 02.06.2008 № 418) уполномочено внести следующие изменения:

  • о временном сокращении перечня лицензионных требований (утверждены ППРФ от 18.02.05 № 87);
  • о подаче и принятии заявлений и иных материалов для оформления, переоформления, продления действия лицензий, а также о временном порядке взаимодействия в электронном виде с заявителями.


При этом, переоформление лицензии не требуется в следующих случаях:

  1. связанного с переименованием географического объекта (переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации), изменения места нахождения лицензиата (п. 6 Постановления);
  2. реорганизации ЮЛ в форме преобразования (например из АО в ООО), слияния или присоединения (п. 7 Постановления).


При этом, получается, что, учитывая переоформление ресурса нумерации, надо делать после переоформления лицензии, это процедура также продлевается на срок продления лицензий (лицензии, срок действия которых истек с 15 марта по 31 декабря 2020 г. – продляются до 14 марта 2021-30 декабря 2021).

Таким образом, лицензии, полученные с 1 января 2021 г., данные послабления не распространяются. И согласно п. 3 ст.33 ФЗ "О связи", можно подавать заявления о продлении за 6 мес. до окончания их действия ( то есть 1 июля 2020 г).

Кроме того, получается что согласно Правилам оказания услуг связи, Операторы связи являются непрерывно действующими организациями, так как обязаны оказывать услуги 24 часа в сутки 7 раз в неделю ( См. ппрф 575, ППРФ 32, 1342). Данную позицию отстаивает и Минкомсвязи в письме от 27.03.10 №МШ-П12-074-7377, указав в т.ч., что "качество и надежность сетей связи является одним из критически важных условий коммуникаций граждан, эффективной работы органов гос.власти, объектов критической информационной инфраструктуры РФ, мед и других городских служб в условиях повышенной нагрузки на сети связи".

Кроме того, Роскомнадзор пока до 1 мая приостановил все проверкии и перешел на механизмы систематического мониторинга за сайтами Операторов в онлайн режиме. Исключение будет сделано только для внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС.

2.2. Президент РФ

В настоящее на федеральном уровне принят Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239  "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Указом установлены с 04 по 30 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с возможностью сокращения данного срока в будущем.

Главам регионов предписано самостоятельно определить перечень мероприятий, которые необходимо реализовать для сохранения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе. Указ регулирует трудовые, а также санитарно-эпидемиологические правоотношения.

2.3. ОГВ субъектов РФ (Москва)

Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (далее- "УМ") регулирует отношения в связи с введением режима повышенной готовности. П. 1 Указа: Вводит в Москве режим повышенной готовности, при котором большинству граждан надо осуществлять самоизоляцию. Таким образом, УМ регулирует отношения, вытекающие из Закона о защите от ЧС.

Так, пунктом 9 установлена обязанность:

9.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением:

  • случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью,
  • случаев следования к месту (от места):
  • *осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом,
  • *осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом,
  • *выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания),
  • *выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

При этом, в отличие от других пунктов Указа, в пункте 9 никаких временных рамок самоизоляции не предусмотрено. Формально - они действуют до их прямой отмены.

Ответственности за нарушение ограничений самим Указом не установлено, однако, в пункте 23 указано: порядок осуществления контроля за соблюдением предписаний и ограничений, установленных настоящим указом, а также порядок обеспечения соблюдения таких предписаний и ограничений, в том числе меры по пресечению нарушений соответствующих предписаний и ограничений, устанавливаются Правительством Москвы.

Организациям и предприятиям, в отношении которых Указом, решениями Президента РФ и (или) иными нормативными правовыми актами РФ не был установлен запрет на их посещение, вправе не ограничивать осуществление своей деятельности. При этом, необходимо представить в электронном виде сведений о количестве работников, в отношении которых были приняты решения о необходимости работать, в т.ч. о видах осуществляемой деятельности и месте ее осуществления.

Подобные акты издали главы всех субъектов РФ. При этом, учитывая непрерывность действия аварийно-восстановительных бригад Операторов связи, необходимо таким работникам выдавать специальные справки.

Ответственность

УК РФ

Принят ФЗ № 100-ФЗ от 01.04.2020 "О внесении изменений в УК РФ" который устанавливает:

207.1 статьей ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и(или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, наказывается:

  • штрафом от 300 тыс. руб. до 700 тыс. руб.;
  • исправительными работами до 1 года;
  • ​ограничением свободы до 3 лет;


207.2 статьей ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб.;
  • лишением свободы до 3 лет;


если повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2):

  • штрафом от 1,5 млн. руб. до 2 млн. руб.;
  • ​лишением свободы до 5 лет.


236 статьей УК РФ ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается:

  • штрафом от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб.;
  • лишением свободы до 2 лет.;


если повлекло смерть человека (ч.2):

  • штрафом 1- 2 млн. руб.;
  • лишением свободы: 3 - 5 лет.;


если повлекло смерть 2 и более человек (ч. 3):

  • лишение свободы от 5 до 7 лет.

КоАП РФ

Вступил в действие ФЗ № 99-ФЗ от 01.04.20 "О внесении изменений в КоАП РФ", которым:

1) В ч. 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (без возникновения материальных последствий), действующих в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

За невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий установлены штрафы:

  • для граждан в размере от 15 до 40 тыс. рублей,
  • для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей,
  • для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного наказания для юр. лиц и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.


В случае, если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа

  • на граждан – от 150 до 300 тыс. рублей,
  • на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию 1-3 лет,
  • на ИП и юр. лиц: от 0,5 до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Сейчас такая ответственность применяется к лицам, которые вернулись из других стран, и которым были выданы индивидуальные предписания сохранять самоизоляцию.

2) Введена статья 20.6.1 КоАП РФ "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", предусматривающую ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС: вводится штраф в отношении

  • граждан в размере от 1 до 30 тыс. рублей, ИП – от 30 до 50 тыс. рублей,
  • должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, юр. лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.


В случае повторного правонарушениялибо когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа

  • для граждан от 15 до 50 тыс. рублей,
  • для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию 1-3 года,
  • для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.


3) частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ установлены санкции за распространение ложной информации о ситуации с коронавирусом: штрафа на юр. лиц в размере от 1,5-3 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Если повлекло смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, – штрафа на юр. лиц в размере 3-5 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без";

Повторное совершение влечет наложение штрафа на граждан в размере 300-400 тыс. руб., с конфискацией предмета правонарушения или без таковой; на должностных лиц – 600-900 тыс. руб.; на юрлиц. 5-10 млн. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.

4) Cтатьей 20.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о ЧС - штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. При этом, ответственность по этой статье может наступить только после введения режима ЧС, который в настоящее время не введён.

Региональная ответственность

Ответственность за нарушение Указа Мэра Москвы в целом и режима самоизоляции в частности на территории г. Москвы установлена отдельно законодательством г. Москвы.

Так, с 01.04.20 г. новой статьёй 3.18.1 Закона города Москвы от 21.11.07 года № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрено:

1. Неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30-40 тыс. руб., на юридических лиц - от 200 до 300 тыс. руб.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г.Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тыс. руб.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:

  •  на граждан в размере 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц - 40-50 тыс. руб.
  • на юридических лиц - 300-500 тыс. руб.


4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей".

За иные нарушения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, ответственность установлена федеральным законодательством.

Подведомственность

По ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ рассматриваются судьями только если должностное лицо само передало судье дело.

По ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по ч. 2, 3 ст. 6.3, а также по ст. 20.6.1 КоАП РФ могут быть рассмотрены только судьями.

К органам и лицам, которые вправе составить протокол, относятся:

1. Полиция - ч.1;

2. Часть 2 статьи 23.13 КоАП РФ: - главный государственный санитарный врач РФ, его замы;

  • главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ, их заместители (если предположить, что заместителя 3 как в РФ и как в МосОбласти - 340 человек).
  • главные государственные санитарные врачи по городам, районам, на транспорте, их замы;
  • главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти в сфере деятельности войск нац. гвардии РФ, в области внутренних дел, обороны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации, безопасности, государственной охраны, санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (информации о численности нет).


3. Роспотребнадзор и его территориальные управления - пункт 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (утв. ППРФ от 05.06.2013 N 476 "О вопросах гос. контроля (надзора).

Структура Роспотребнадзора представлена Центральным аппаратом, которому подчинены: Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ, и по железнодорожному транспорту.

Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы по отдельным городам/районам.

Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ, включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска.

Общее количество сотрудников Роспотребнадзора (включая все территориальные структуры) - около 110 тысяч человекРассматривать дела будут районные (городские) суды.

Выводы

1. Меры, вводимые с режимом повышенной готовности, содержатся в НПА субъекта РФ: в том числе в указе Мэра Москвы. Мосгорсудом принят к рассмотрению иск об отмене данного указа, предварительное заседание назначено на 12.05.20 г.

2. Введены федеральные и региональные нормы, устанавливающие ответственность:

  • Не заболевшим: Ст. 20.6.1 ( граждане от 1 до 30 тыс. руб.). При этом есть повышенная московская норма: 4 т.р. штрафа без авто и 5 т.р. - с авто.
  • Заболевшим, если выдали предписание, статья 6.3 КоАП РФ: штраф от 15 до 40 тыс. руб.
  • Распространителем заразы: уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ).
  • За "фейкньюс" о коронавирусе (как административная, так и уголовная).

Протоколы составляет полиция, а также Роспотребнадзор. Наказания назначает районный суд.

3) Операторы связи получили послабления как в разрешительной деятельности (продление на 1 год), так и в проверках (на время пандемии проверки проводиться не будут). При этом, Операторы являются непрерывно-действующими организациями, трафик растет; вне городской черты (куда уезжают люди из-за боязни заболеть) возникают новые подключения и клиенты.

Это значит, что Телеком-компании продолжат свою работу.

Генеральный директор ООО "ОрдерКом",
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович (lex@ordercom.ru)

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/106698/regulyatornyie-meryi-v-svyazi-s-rasprostraneniem-koronavirusa-zaklyuchenie-yurista.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться