vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Свердловское УФАС об sms-рассылках и конфликте в Нижнем Тагиле

Дата публикации: 21.12.2017
Количество просмотров: 2127
Автор:

Взаимоотношения с Федеральной антимонопольной службой приносят немало хлопот и проблем операторам связи. Между тем, антимонопольщики, как любое надзорное ведомство, отнюдь не заинтересованы в том, чтобы ущемить или обидеть кого-либо из участников рынка, в том числе и операторов связи. Но по какому поводу чаще всего устремляется в сторону операторов "око государево", какие законы операторы нарушают чаще всего? Ответы на эти вопросы мы получили в Свердловском управлении Федеральной антимонопольной службы.

Правда, ответы за подписью руководителя управления Дмитрия Шалабодова мы получили в письменном виде, а потому лишь разделили их нашими вопросами и чуть отредактировали на предмет канцеляризмов.

Кроме того, нужно отметить, что компетенции региональных управлений не так широки, как это кажется со стороны, и большая часть вопросов решается "наверху", в Москве. Именно этим и объясняется кажущаяся "узость" спектра деятельности Свердловского УФАС.  Но и у регионального Управления работы с операторами связи предостаточно.

И именно с того, какие проблемы специалистам ФАС приходится рассматривать чаще всего, мы и начали наш диалог.

В первом полугодии 2017 года Свердловским УФАС России возбуждено 81 дело по признакам нарушения рекламного законодательства, из них 35 процентов – дела, возбуждённые по признакам нарушения Закона о рекламе, а именно об sms-рекламе, распространяемой по сетям электросвязи без согласия абонента на её получение.

В ходе рассмотрения дел этой категории специалисты нашего управления применяют новаторский подход, поддержанный судами. В соответствии с этим подходом, заказчиком рассылки признается именно то лицо, которое заключило с оператором связи заявителя, получившего sms-рекламу, договор на услуги по осуществлению рассылки (первое звено от оператора).

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемая при отсутствии такого договора, считается незаконной и заказчиком в таком случае признаётся сам оператор связи, который бездействует относительно возложенной на него законом безусловной обязанности прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего незаконную рассылку (в том числе рекламу).

Кто становится инициатором такого рассмотрения – обиженные клиенты, сами операторы, или же нарушения выявляются в ходе надзорных мероприятий?

 Инициаторами возбуждения дел о несанкционированной sms-рассылке чаще всего становятся сами  абоненты, на номера которых поступает ненужная им sms-реклама. При этом Управление отказывает заявителям в возбуждении дела, если нежелательная реклама приходит с так называемых "длинных номеров", то есть номеров, соответствующих российской системе и плану нумерации, поскольку такие сообщения не подпадают под понятие рассылки. В этом случае информация распространяется оператором сотовой связи не в рамках Договора на рассылку рекламных sms-сообщений с заказчиком рассылки, а в рамках Договора на оказание услуг связи с абонентом.

Распространяя рекламу с номера, соответствующего российской системе и плану нумерации в рамках Договора на оказание услуг связи, абонент нарушает при этом не требования Закона о рекламе, а условия договора с оператором связи, поскольку абонентский номер выделен абоненту не для распространения рекламы. Санкции к такому абоненту за нарушение условий Договора об оказании услуг связи вправе применить сам оператор связи.

А абонент может как-то повлиять на оператора, который рассылает спам?

Да, может. И мы информируем заявителей о том, что при получении нежелательной sms-рекламы, граждане вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи и потребовать прекратить посылать ему короткие текстовые сообщения с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях, и от получения которых абонент отказывается.

В соответствии с законом "О связи" оператор обязан будет принять необходимые меры. Исключение составляют только сообщения, передача которых осуществляется оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сегодня много копий ломается вокруг несправедливых тарифов, в частности, на аренду кабельной канализации и уличных опор. Участвует ли ФАС в ценообразовании, какие арендные ставки, по мнению регулятора, могут считаться справедливыми?

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, Свердловское УФАС России как территориальный орган ФАС России не наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

ФАС неоднократно накладывал штрафы на операторов, работающих в регионе. Какие нарушения наиболее типичны? "Исправляются" ли наказанные?

В 2017 году общая сумма штрафов, наложенных на операторов связи за нарушения Закона о рекламе составила 929 тысяч рублей (большая часть штрафов уже оплачена). Хозяйствующим субъектам, заключившим договоры с операторами связи на услуги по осуществлению рассылки, было выдано 12 предупреждений.

Сейчас мы вместе с провайдерами пытаемся урегулировать вопрос о том, каким образом оператор связи должен заключать договор с заказчиком рассылки, который владеет динамическим IP-адресом и осуществляет рассылку с использованием интернет-сайта самого оператора связи.

Длительное взаимодействие Управления с операторами связи по многочисленным делам, возбуждённым по признакам нарушения ч.1 ст.18 Закона о рекламе, приносит положительные результаты: операторы заключают договоры с заказчиками рассылок, ведут разъяснительную работу с гражданами.

Нынешним летом конфликт между операторами связи, городской администрацией и "Ростелекомом" в Нижнем Тагиле казался неразрешимым в принципе. В ситуацию была вынуждена вмешаться и ФАС. Удалось ли привести стороны к консенсусу?

В управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление ООО "ИНСИС" о признаках нарушения антимонопольного законодательства при направлении МКУ "Управление муниципальным имуществом" Администрации города Нижнего Тагила (далее - УМИ) в адрес операторов связи письма о проведении работ по демонтажу опор городского наружного освещения, в том числе и тех, на которых размещены волоконно-оптические линии связи.

В том же письме было сказано и о том, что Управление архитектуры и градостроительства Администрации Нижнего Тагила подготовило схемы размещения "коридоров" для размещения ВОЛС и о необходимости согласования технических условий размещения ВОЛС с обслуживающей организацией – ООО "Швабе-Екатеринбург". Именно эта компания по муниципальному контракту эксплуатирует и обслуживает систему наружного освещения в Нижнем Тагиле.

Технология оказания услуг связи предусматривает, в том числе размещение ВОЛС на муниципальных опорах наружного освещения и контактной сети.

Сети связи размещены на основании возмездных договоров.

Администрация города Нижний Тагил располагает экспертными заключениями, выполненными Нижнетагильской Торгово-промышленной палатой, в которых сделан вывод о том, что состояние опор на территории города оценивается как ограниченно-работоспособное.

Администрация утверждает, что ООО "Инсис" должно демонтировать ВОЛС, поскольку опоры, к которым прикреплён кабель  –  в аварийном состоянии.

Рассмотрев суть дела, Свердловское УФАС России выдало администрации города Нижний Тагил Предупреждение о принятии всех зависящих от органа местного самоуправления мер по прекращению демонтажа ВОЛС на территории города и соблюдению ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".

Предупреждение было исполнено в установленный срок.

Кроме того, специально под работы по переносу ВОЛС МКУ "Геоинформационная система" выполнило схемы границ предполагаемых к использованию земель для размещения средств связи на территории Дзержинского района Нижнего Тагила. Заявлений на выдачу разрешений на использование земель для размещения средств связи в управление архитектуры и градостроительства не поступало.

После вмешательства ФАС, заинтересованные стороны обсудили ситуацию на совещании, договорились о том, что муниципалитет, Швабе-Екатеринбург и Ростелеком помогут операторам связи в согласовании схемы переноса кабелей в кабельную канализацию ПАО "Ростелеком" и в оперативном рассмотрении заявлений по выделению земель.

Городская администрация и Ростелеком договорились и о том, чтобы владелец максимально быстро рассматривал заявления операторов по размещению участков ВОЛС в кабельной канализации на льготных условиях.

Ряд операторов связи (ПАО "МТС", ООО "Комтехцентр", ООО "Компания "Эрланг", ОАО "Мегафон, ООО "Нижнетагильские Компьютерные Сети", ООО "Мобифон-2000") самостоятельно обратились в Ростелеком за выдачей технических условий на перенос существующих линий связи с опор городского освещения в кабельную канализацию ПАО "Ростелеком".

P.S. Перед публикацией интервью, мы решили узнать, как оценивают постконфликтную ситуацию в Нижнем Тагиле. Выяснилось, что ситуация в городе сегодня стабильна. В городской администрации подчеркнули, что все работы по данному направлению ведутся в рамках законодательства. В Нижнем Тагиле в рамках реализации проекта "Светлый город" компания "Швабе" строит новые линии освещения. В соответствии с контрактом после установки современных опор старые строители демонтируют, так как, во-первых, они списываются с баланса и муниципалитет не имеет права их дальше содержать и обслуживать, а, во-вторых, в связи с истечением срока их эксплуатации они представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Новые линии уличного освещения не предполагают размещения на них иного дополнительного оборудования. Кабели их владельцы должны спрятать в специальные подземные коллекторы и освободить вид на город.

Интернет-провайдеров неоднократно и заблаговременно уведомляли о предстоящих изменениях в обслуживании сетей. Им было предложено несколько вариантов решения вопроса. Например, сегодня один оптико-волоконный кабель закрывает потребность всех провайдеров, они могли бы объединиться и провести единый для всех подземный провод. Кроме того, они могут обращаться к компаниям обладающим существующими подземными коммуникациями и заключать с ними договоры совместного использования этих объектов. Муниципалитет предоставил провайдерам коридоры, где каждый из них может провести собственную подземную кабельную линию. Какой путь выберут владельцы компаний, решать каждому из них самостоятельно, потому что это их бизнес. Руководству города важно, чтобы была обеспечена безопасность людей, и над улицами Нижнего Тагила было чистое небо, а не клубки проводов.

Активная работа по наведению порядка в сфере уличного освещения была начата в городе с избранием в 2012 году Сергея Носова на пост мэра города. До этого появление ВОЛС на опорах освещения, а также кровлях домов зачастую происходило без согласования с собственниками с нарушением закона. Сегодня ситуацию удалось исправить, перейти с обладателями ВОЛС на договорные отношения. Идет постоянная работа по улучшению взаимодействия с провайдерами. В муниципалитете регулярно проводятся совещания, на которых возникающие у владельцев кабельных сетей вопросы решаются в рабочем порядке.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/100353/sverdlovskoe-ufas-ob-sms-rassyilkah-i-konflikte-v-nijnem-tagile.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться