В конце августа 2018 года в ряде тюменских СМИ промелькнуло сообщение о гибели монтажника, которого убило током при выполнении аварийных работ. Трагедия произошла 27 августа на улице Мира в селе Мальково. По предварительным данным следствия, на тот момент, погибший был сотрудником тюменского интернет-провайдера "Проксиком", и развёртывал волоконно-оптическую линию связи. Казалось бы, эта бытовая трагедия так и сгинула бы среди пыльных папок уголовных дел в кабинетах следственного управления, дожидаясь решения суда.
Однако, спустя семь месяцев, на страницах портала Pikabu.ru свой крик души опубликовала Алиса Федосеева – супруга того самого погибшего монтажника, Дмитрия Федосеева. И, как выяснилось, в этой истории не все так прозрачно, как может показаться изначально.
По словам Алисы Федосеевой, в тот злополучный день супруга вызвали на устранение неполадки. В частном доме по адресу Победы, 16, в поселке Мальково, отсутствовал интернет. Приехав на вызов, Дмитрий увидел, что оптоволоконный кабель, протянутый от дома на Победы,16 до абонента по адресу Мира,14а, перехлестнулся с проводом высоковольтных линий электропередач, находящихся под напряжением в 10 кВ. Дмитрий решил снять оптику с опоры электропередач, но в процессе работы получил смертельный удар током.
Слова Алисы Федосеевой подтверждаются и заключением следователя.
Кроме того, изучив все обстоятельства дела, следователь пришел к выводу, что спутывание кабеля связи с линией электропередач, создало угрозу жизни абонентов, поскольку напряжение в 10 кВ пошло по линии связи. Судя по всему, Дмитрия ударило током именно в тот момент, когда он схватился за кабель, даже не подозревая, что он находится под напряжением.
Вот тот самый участок, где всё произошло:
Стрелкой обозначена вышка линии электропередач
Эта трагедия вообще вскрыла массу подробностей о внутренней кухне тюменского оператора "Проксиком". Как выяснилось, провайдер еще в 2015 году тянул линии связи по опорам, принадлежащим АО "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети", без какого-либо согласования с энергетиками, при том, что такие работы не могут проводиться без письменного разрешения и контроля со стороны энергетической компании, поскольку территория вокруг ЛЭП считается особо охраняемой зоной.
Как выяснило следствие, "Проксиком" нарушил всевозможные регламенты, когда отправлял Дмитрия на устранение неполадки, не подготовив специальных средств для безопасного выполнения работ, а также не предупредив "Тюменьэнерго" - "Тюменские распределительные сети", которые по закону должны были бы отключить напряжение на время работ.
Выводы, к которым пришло следствие, наталкивают на один вопрос. Если "Проксиком" еще четыре года назад кинул свои линии связи по инфраструктуре "Тюменьэнерго", сделав это без согласования, да еще и с нарушением элементарных норм, то где все это время были энергетики, за четыре года так и не разглядевшие посторонний кабель на своих ЛЭП.
"Если нет отключения, то бригада как должна узнать, что на линии что-то не так? Только во время планового осмотра, осмотра после аварий или ремонтных мероприятий, или по звонку неравнодушных. Филиал обслуживает 29 тыс км линий. А при урагане бригады работают в круглосуточном режиме там, где есть нарушения, и только когда все восстановят, возвращаются к обычному графику. И, внимание! ВОЛС – это диэлектрик. Он в принципе не может быть проводником, с чем бы он не спутывался. Таким образом, провайдер не знал, что у него не тот провод висит, а энергетики, зная, что ВОЛСы безопасны, должны были что-то делать? Судя по всему, провайдер просто не соблюдал правил безопасности, используяоборудование, не отвечающее требованиям безопасности, а сотрудники не были инструктированы. Кроме того провайдер нарушил процедуры согласования", - пояснили в пресс-службе "Тюменьэнерго".
Кроме того в копании также ответили на ряд вопросов корреспондента Nag.ru, касающихся процедуры согласования развещения ВОЛС на инфраструктуре энергкомпаний.
Как отметил представитель одной из телекоммуникационных компаний Тюмени, долгое время проработавший монтажником связи, операторы связи часто пренебрегают требованиями энергетиков и тянут линии связи по их объектам без всякого согласования.
"Всю процедуру согласования я, к сожалению, не знаю. Но предположу, что это не так просто. И с энергетиками договориться, и бригада должна быть грамотная с допусками на работу на высоте и с электробезопасностью минимум 3 группы у рядового исполнителя, и минимум 4 группы у выпускающего. Иметь собственную бригаду "столбовых пауков" бывает накладно, поскольку они заняты не каждый день, поэтому для таких работ чаще нанимают субподрядную организацию со всеми возможными допусками и разрешениями.
Возможно и то, что сотрудники провайдера работали на электросетях без согласования, и никто этого не заметил. Вот вы, например, идете к себе домой и видите группу рабочих, протягивающих через этажные щиты кабель (электрический, оптический, коаксиальный, многопарник... и т.д.). Основной массе обывателей нет никакого дела до происходящего там. А теперь представьте столбы с высоковольткой и пацанов в робе, на когтях, а то и на вышке, на подъемнике. Да 99.9% населения и близко подходить не будет, не то, что спрашивать.
Провайдеры нередко грешат тем, что самовольно размещают свой кабель на подобных энергообъектах. При этом у энергокомпаний просто нет физической возможности контролировать все ЛЭП. Обрывы мониторятся дистанционно, а вот доступ к столбам и люкам – нет. К каждому столбу ведь собаку не привяжешь", – пояснил собеседник.
В этом деле есть и еще один весьма весомый нюанс. По словам Алисы Федосеевой, до января 2018 года Дмитрий был официально устроен в штат провайдера, однако затем, руководство предложило монтажникам оформить ИП, либо работать без официального трудоустройства.
"Начиналось все довольно нормально: неплохая зарплата при тяжёлом графике. Трудоустроен официально он был с сентября 2017 года. В январе 2018 года руководство компании собрало всех монтажников и поставило перед фактом: либо вы оформляете ИП, либо работаете без трудоустройства. Т.к нам нужен был официальный доход, Дима оформил ИП. Подготовкой всех документов занималась бухгалтерия "Проксикома". Да и начислениями по зарплате также занималась бухгалтер компании, в том числе переводом денег со счета юр.лица на личную карту Димы", – пишет супруга погибшего.
Как отмечает Алиса, по факту гибели Дмитрия в отношении гендиректора" Проксиком" было возбуждено уголовное дело по ст.143 УК РФ (Нарушение требований охраны труда). Возбуждению уголовного дела предшествовала проверка трудовой инспекции, которая установила, что погибший фактически работал на "Проксиком", а ИП был организован лишь формально. Однако суд эти доказательства отменил, а дело переквалифицировали и теперь расследуют по ст.109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности) и по ст. 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
"Разумеется, компания теперь никак не признает своей вины. Они не признают, что Дима работал именно на них. Их ответ прост: "Он был ИП, почему вообще решил ехать – мы не знаем". Даже несмотря на то, что в уголовном деле приложены скрины с рабочего чата, где четко говорится: "сегодня с 00 часов дежурит Федосеев" и с рабочей программы, где указано: "на ремонт назначены [и фамилии участников бригады, в которой работал мой муж]. На суде юрист "Проксикома" также утверждал, что напарник Димы (он же свидетель по уголовному делу) якобы работал на Диму. Хотя по всем документам он был на тот момент трудоустроен в этом самом "Проксикоме" официально.
Знаете, что самое ужасное тут? Компания эта продолжает оказывать услуги связи населению. Там ничего не изменилось! Они также продолжают подключать людей (нас с вами, простых людей) к сети интернет с грубейшими нарушениями! Монтажники там работают без трудоустройства, либо на договоре подряда, как ИП", - сокрушается Алиса Федосеева.
По словам Алисы, в качестве конечного итога этой истории, она лишь хочет справедливости.
"Я не знаю, что выйдет в конечном итоге. Но я точно уверена, как и прокурор, и мои адвокаты, и следователь, что состав преступления здесь есть. Но если с уголовным делом все более или менее понятно, то по факту подмены трудовых отношений, я в шоке. И я не знаю, куда ещё обращаться. Мы подадим кассацию. Но не факт, что и в этом случае суд будет объективен.
Я хочу предать огласке свою историю! Я надеюсь на справедливость всё-таки! Выбирая провайдера и работодателя, друзья, десять раз подумайте!!", – резюмирует Алиса Федосеева.
Однако, было бы нечестным изложить эту историю, не предоставив слово гендиректору "Проксикома". С его позиции, эта трагедия выглядит несколько иначе.
"В Тюмени 24 августа 2018 прошел ураган. Удар молнии пришелся на опору 10 кВ, из-за чего просто "в пыль" сгорел кусок бревна в месте, где крепился изолятор. В результате высоковольтный кабель провис до уровня нашего абонентского кабеля. Опора угловая, поэтому электрический кабель лег на нашу оптику и обмотался", – пояснил гендиректор провайдера.
По словам главы "Проксиком", кабель был подвешен на опоре еще осенью 2015 года.
"Бухту приобретали в частном порядке, на замену, у монтажников другой фирмы. Мы работаем только с кабелем с диэлектрическим несущим прутком, а в этом оказался металлический. Про то, что там он был, и что абонента подключили, используя две опоры 10кВ (для перехода дороги на высоте 5-6 метров) - никто в фирме не знал. В тот самый день, когда бригада приехала на место, они сняли муфту. Кабель все спокойно держали голыми руками, но он гудел как трансформатор, от идущего по нему напряжения.
На видео муфта и кабель связи гудят от идущего по ним напряжения
Наши штатные сотрудники сказали не лезть, а обесточить через энергетиков. Либо оставить все как есть, и ждать наших указаний и решений по отключению линии. А они для скорости и простоты, и чтобы убрать, как они думали, возможную опасность в домах - кабель гудел в местах колец (с одной муфты этим кабелем было подключено всего 3 дома) - решили перекусить кабель простыми бокорезами. Без изоляции. С мокрой лестницы (но в сапогах), четко зная, что там "десятка". В момент перекусывания и произошло поражение", – рассказал глава "Проксиком.
Глава "Проксиком" не согласен и с тем, что Дмитрия Федосеева вынудили оформить ИП и работать в таком формате, не числясь в штате компании.
"Дима Федосеев с 2015 по 2017 год работал у подрядчика (ИП Булига). Без оформления, но, видимо, получая полную или почти полную расценку - (1500 рублей с подключенного дома). Когда перешел к нам на официальную зарплату, с этих расценок брались налоги. Это – минус 43 % (грубо). Им было предложено или самим открыть ИП, или (как раньше он, не будучи устроен, получал от ИП) искать такие ИП. т.к. кроме того, что они брали расценки (в нее входит 7 метров по дому) за всю дополнительную работу – а мы работаем, в основном, на дачах и частных домах – они тоже брали деньги (и часто, не меньше). Некоторые суммы и вовсе в наших документах не проходили, а люди жаловались, что, например, вместо 6 тысяч рублей за подключение с них брали 10 тысяч за разводку по дому, установку телевизора, проброску в другое строение, настройку роутера и другие подобные услуги. Эти монтажные приработки ездить-проверять себе дороже, и наш бизнес не в монтаже, а в услуге. Поэтому, и чтобы не было проблем с этими дополнительными деньгами (а на нас уже грозились подать в налоговую за эти дела), всех монтажников отправили в ИП, да еще и помогли им их открыть. Но некоторым сотрудникам нужно было числиться на работе для получения гражданства, и как раз этот, второй монтажник из бригады, не был уволен, а был официально в отпуске без сохранения з/п. С ИП был договор, все деньги полностью "в белую" - им переводилось, а они уже сами их делили как считали нужным", – поясняет глава "Проксиком".
Сейчас глава "Проксиком" ждет решения суда. В отношении него возбуждено два уголовных дела по ст.109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности) и по ст.238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Уже сейчас понятно, что эта трагедия стала итогом череды событий, где недоглядели одни и требованиями безопасности пренебрегли другие. И жутко осознавать, что всего этого могло бы и не произойти будь в 2015 году закуплен кабель, отвечающий требованиям безопасности.
та самая муфта
Печальная история, но жизненная к сожалению.
И про оформление ИП, и про работу по столбам нелегальную, и про использование недиэлектрического кабеля.
Была бы диэлектрика - наверняка не было бы смертельного случая, что не отменяет остальных косяков.
не совсем понятно откуда там опасность для домов и.т.п.
ведь тросс же крепится на вводе в дом и внутрь помещения не затягивается
Да, так обычно и делают. Или хотя бы выкусить 1-1,5 метра тросса на входе в дом, а дальше пусть идет опять с троссом - тоже нормальный выход. Как было сделано в описанной истории - хз.
Как то там домик практически под проводами построен, хорошо если это 220, а если 10к то хозяину рак гарантирован, даже если крышу зазелить, имхо.
Виде снятое боком - жесть - обезьяна и очки.
Пока работники будут соглашаться за копеечки подшабашивать, всё так и будет.
Жутко. Длины дропа метров в 100 и 1 мм сечения хватило, чтобы убить человека.
Земля пухом.
Ну-с, попробуем разобраться.
Первый косяк - подвес на ВЛ без согласования (да ещё на ВЛ 10 кВ). Если у провайдера ну найдётся договор с сетями - могут сливать воду. Договор, запрос ТУ на подвес, выполнение требований ТУ и подготовительных работ. А сам подвес должны осуществлять только работники сетей, причём не любые, а с соответствующей группой по электробезопасности и допуском свыше 1000 вольт. Есть ли согласование и соответствующие документы - мы не знаем.
Далее. Непосредственный виновник - тот, кто принял решение о подвесе оптического кабеля с металлическим элементом. То есть, кто-то ответственный увидел, что кабель не подходит по требованиям, но решил вешать. И кто же всё-таки делал подвес этого кабеля на опорах ВЛ 10 кВ? Если не сотрудник сетей - теперь кому-то придётся пыль глотать.
Продолжаем. В тексте написано, что прибывший техник увидел перехлёст оптики с ВЛ. Дальнейшие действия его несколько странные. Наиболее вероятно, что он не знал (не разбирался), что ВЛ высоковольтная. С этой точки зрения его действия понятны - перекусывать обычными кусачками оптический кабель, потому что изоляция оптических кабелей без проблем держит напряжение 380 вольт. Но также его действия показывают, что на группу по электробезопасности он не сдавал скорее всего. Иначе он бы знал, как отличить ВЛ 10000 В от низковольтной. И также видно, что он не знал порядок действий при подобных ситуациях на ВЛ.
Теперь касательно самого несчастного случая. Сети 10 кВ выполняются с изолированной нейтралью. То есть, на ПС нейтраль со стороны 10 кВ соединена с землёй через дугогасящий реактор, который ограничивает ток короткого замыкания на землю на уровне около 5 ампер. Это позволяет сетям этого класса напряжения работать какое-то время с однофазным коротким замыканием на землю до устранения повреждения. По поводу причины смерти есть две версии.
Версия первая, не очень правдоподобная. Металлический элемент оптического кабеля был заземлён, и после перехлёста с одним из проводов ВЛ произошло металлическое замыкание. ВЛ продолжала работать с однофазным замыканием на землю, ток по металлическому элементу в землю был ограничен на уровне не более нескольких ампер, а сам металлический элемент находился под потенциалом земли. В момент перекусывания на одном из кусков остался потенциал земли, на другом появился потенциал фазы. Почему версия не очень правдоподобная? Даже тех жалких 5 ампер в землю в сети с изолированной нейтралью вполне достаточно, чтобы тело сильно обгорело, даже одежда горит на человеке. Кот, перемкнувший изолятор фазы на трансформаторе, горит с диким дымом и вонью, плюс очень громкий звук дуги. Здесь ничего такого не написано, а подобные вещи обычно не преминут указать.
Версия вторая. Металлического замыкания не было. Перехлёст, да ещё с перевившимся фазным проводом ВЛ, даст на металлическом элементе непрямой ёмкостной потенциал плюс утечку через диэлектрик. При напряжении около 6 кВ (по отношению к земле будет именно такое, потому что 10 кВ это линейное, а не фазное) даже небольшой ёмкости достаточно, чтобы ток превысил предел, достаточный для остановки сердца. При этом даже ожогов в точке прикосновения не будет.
В сухом остатке:
- Подвес оптики без согласования.
- Подвес оптики, не соответствующей требованиям.
- Неправильные действия неэлектротехнического персонала. выполнение действий, которые должен производить только аттестованный обученный персонал аварийных бригад.
- Отсутствие инструктажа по ТБ для бригад провайдера, отсутствие контроля за действиями и выполнением работы бригадами провайдера.
Легко определить по изоляторам. На фото с домиком ВЛ 0.4 кВ. На фото с трансформатором есть одна ВЛ 10 кВ, на опоре установлен РРЗ (ручной разъединитель), справа КТП (комплектная трансформаторная подстанция) с верхним отсеком для высоковольтных предохранителей ПКТ, трансформатором и РУ (распределительным устройством) 0.4 кВ.
Собственно, нужно запомнить одну важную мысль: не уверен в наличии достаточных знаний для выполнения работы - не выполняешь. Никто не может заставить выполнять работу, для которой работник не подготовлен, не прошёл соответствующее обучение и инструктаж.
Свыше 1000 В там уже всё по-другому. Начиная с защитных средств - диэлектрические перчатки другие, добавляются диэлектрические боты, диэлектрическая штанга, указатель высокого напряжения.