Китайская Народная Республика постоянно поражает умением сочетать коммунистическое руководство, определенную жесткость управления и при этом опирается на развитие страны и её экономики в рыночных условиях. В конце прошлого года прошла целая серия материалов про эту страну по причине предстоящей смене части руководящей элиты. Но, не будучи "китаеведом", ограничусь телекоммуникационными делами.
Первым делом, конечно, о больших цифрах. Проникновение услуг мобильной сотовой связи в Китае по итогам 2012 года - 82,6%, что сравнимо со средним общемировым. В 6 регионах проникновение сотовых услуг превышает 100%. Например, в Пекине на 100 человек в среднем приходится 153 сотовых телефона, в Шанхае - 128 мобильных телефонов на 100 человек. Наиболее частая причина - одно устройство для личного пользования, другое - для деловых контактов. Пять лет назад, в 2007 году, число мобильных абонентов было около 500 миллионов человек.
Относительные цифры может и не впечатляют, но давайте посмотрим на абсолютные показатели. Абонентская база крупнейшего оператора в Китае (и в мире) China Mobile более 700 миллионов человек (точнее активированных SIM-карт). Представляете, этот один китайский оператор обслуживает в своей сети такое количество абонентов, как население пяти таких стран, как Россия. Напомню, что численность населения Китая - более 1,3 миллиарда человек. Так что понятно, что "вес" этого "бегемота" (такое название я встречал при чтении местных интернет-источников) на телекоммуникационном рынке весьма велик. Но вслед за великим China Mobile идут ещё два "бегемота" поменьше (своя "большая тройка", реже "большая четверка", сложилась во многих странах) - это China Telecom и China Unicom. Правда, если в России, среди крупнейших операторов, большое число частных компаний, то китайские монстры не обходятся без государственного участия.
От 3 до 5 миллионов человек - ежемесячный прирост абонентской базы China Mobile в течение 2012 года
Как же выглядит деятельность оператора с "почти миллиардной" абонбазой. В сети 2G - более 750 тысяч базовых станций (напомню, что по площади территории, Китай - третий в мире, после России и Канады). "Утилизация сети" - более 72%. В сети 3G - примерно 240 тысяч базовых станций. China Mobile широко использует Wi-Fi-хотспоты для выгрузки трафика (см. диаграмму ниже), установлено почти 3 миллиона точек доступа.
China Mobile удалось более 60% трафика данных "прогнать" мимо сотовой сети
Также интересным может быть и структура операционных доходов и расходов (данные из самого свежего отчета за 1 полугодие 2012 года)
Сказывается то, что сеть 3G China Mobile - небольшая (в середине 2012 года - 67 миллионов абонентов)
Как видим, доля в доходах от передачи трафика данных увеличилась до 28,5% (некоторые операторы, например, Verizon Wireless, идут к соотношению 50:50, то есть половину доходов принесет мобильный интернет-доступ). Но всемирный тренд таков, что нужно обеспечить ещё и другие скорости и, соответственно, иметь другую пропускную способность и поэтому, с прошлого года, Сhina Mobile тестирует и строит новые сети, работающие в режиме TD-LTE (за 2012 - 2013 годы оператор намерен развернуть сеть, в которой будет не менее 200 тысяч базовых станций 4-го поколения).
Структура операционных расходов China Mobile
Заметен рост расходов на аренду каналов, на персонал (в группе компаний 181 тысяча сотрудников) и на расходы, связанные с продажами. Причинами этого может являться процесс расширения и строительства сетей TD-LTE в 13 городах. Первая фаза - несколько городов, как раз приходится на начало 2012 года.
Больших потеснят "виртуалы"
Но, как было упомянуто, экономические отношения в КНР строятся на капиталистической основе и, в этом случае, доминирование этих трёх крупнейших телеком-компаний искажает конкурентную ситуацию в стране. "Конкуренция - двигатель прогресса", видимо эти слова сподвигли местное телекоммуникационное ведомство - Министерство промышленности и информационных технологий (Ministry of Industry and Information Technology, MIIT) при подведении итогов работы отрасли в 2012 году заодно огласить и некоторые свои прогрессивные идеи, которые будут внедряться в будущем. Министерство подготовило проект постановления, в котором предусмотрело выдачу лицензий для работы в качестве мобильного оператора (MVNO) широкому кругу частных компаний. Интерес среди них есть и, например, "первым в очереди" считают провайдера Tencent. Не откажутся от работы в новых условиях и Baidu, и Taobao (Alibaba). Не исключен приход и традиционных ритейлеров - Suning и Gome, которые постараются эффективно использовать онлайн и оффлайн каналы продаж в сочетании с электронными платежами и так далее.
Выдача таких лицензий никаким образом не предполагает какое-либо отчуждение имущества у владельцев телекоммуникационной инфраструктуры и тут они могут быть спокойны. Речь идёт об "аренде мощностей" и о взаимодействии при предоставлении "перепакованных" услуг связи. По ожиданиям MIIT, в результате более широкого участия альтернативных игроков соотношение рыночных долей между большими и всеми остальными в стране будет меняться при одновременном развитии всего рынка телекоммуникационных услуг.
Для примера: MVNO во Франции "дошли" до доли рынка 13% (по абонентам),
а в 2011 году начал работать 4-й оператор (примерно как у нас есть "большая тройка" и "Tele2 Россия")
В настоящее время предложения MIIT существуют в виде проекта и находятся на стадии публичных обсуждений и, конечно же, не имеют юридической силы. Но, как говорится, "готовь сани летом, а телегу - зимой". По крайней мере один из "бегемотов" - China Mobile, учитывая возможные изменения характера и величины своих доходов, по слухам, подыскивает подходящую для приобретения интернет-компанию и готовится избавиться от некоторых своих подразделений. Кроме этого, как я писал недавно (см. "Особенности глобализации"), China Mobile намерен более активно заняться географической экспансией за пределами КНР. В настоящее время оператор работает успешно в Гонконге, там есть China Mobile Hong Kong Company (CMHK), присутствует China Mobile в Лондоне и в Лос-Анжелесе.
Хотя по итогам сбора отзывов и предложений будут вноситься правки в этот проект, многие участники китайского телекоммуникационного рынка с большой долей уверенности рассчитывают на то, что основные положения останутся и будут законодательно утверждены. Инициативы министерства были обнародованы 8 января 2013 года и через 30 дней, то есть после 6 февраля должны подвести предварительные итоги. Если все эти этапы не затянутся, то MIIT готов выдавать первые лицензии виртуальным операторам уже в июне этого года. За это время рабочая группа в министерстве должна завершить проработку вопросов взимания платежей, информационного обслуживания абонентов виртуального оператора и учесть требования к безопасности.
Развитие такой формы работы на рынке телекоммуникаций, как виртуальный оператор, на мировом рынке считается свидетельством более зрелого рынка и средством рыночного воздействия на тарифы и хорошим способом повышения эффективности эксплуатации сетевой инфраструктуры. В небольшом Гонконге работают 80 операторов связи, большинство из которых виртуальные операторы (MVNO). В Китае рассчитывают, что к 2015 году число интернет-пользователей увеличится на 60% и достигнет уровня более 1,2 млрд. человек. Быстрыми темпами будет расти и рынок в целом. Министерство промышленности и информационных технологий прогнозирует, что за несколько лет MVNO получат не менее 7% рынка (на зрелых рынках средний уровень - 10%) или более 70 миллиардов юаней.