Перед авариями все операторы связи равны - они были, есть и будут. Разница только в том, кто и как их устраняет. Благодаря содействию компании ТТК-Урал, нам удалось понаблюдать как ремонтируют обрывы магистралей в "ТрансТелеКоме".
Сообщение об аварии поступило на пульт дежурного практически ровно в 9.00 - нет связи на одном из участков, примерно в сотне километров от Екатеринбурга. Упали все сервисы - это значит волокно порвано полностью. Из регионального центра управления сетью локализовать разрыв можно только с точностью до 50 км - это расстояние между двумя мультиплексорами. Камаз с ремонтной бригадой выезжает к ближайшей станции, что бы там провести измерения и определить место с точностью до 10 метров. Сразу стало ясно, что авария случилась на границе зон отвественности двух ремонтных бригад - екатеринбургской и красноуфимской. По внутрениим нормативам ТТК, абсолютно любая авария должна быть устранена в течении 6 часов и соотвественно граница зон ответственности сервисных подразделений лежит не далее 3,5 часов езды, чтоб хотя бы пару часов оставалось на саму работу.
При этом, если екатеринбурсгкая бригада относится (ТТК-Урал), то красноуфимская уже к ТТК-Нижний Новгород - границы отвественности между региональными филиалами ТТК соотвествуют границам между железными дорогами.
По трассе Камаз легко набирает 100 км\ч - оператор в городе отслеживать путь автомобиля через GPS. При чем, кроме географических координат, в центр передается телеметрия с автомобиля, тревожная кнопка и т.д.
В обычном магистральном кабеле, который использует ТТК - 16 волокон. 10 из них магистральные - проходят транзитом и имеют выходы только на крупных станциях, то есть и показания с них можно снять только там. А вот остальные 6 относятся к так называемому дорожному уровню - и имеют выходы на всех станциях - они служат для передачи информации необходимой для функционирования железной дороги. Это значит что при крупных авариях, когда задеты не только основные, но и дублирующие каналы - поезда останавливаются. Снятие показаний с волокон ближайшей к месту аварии станции - это оказалсь станция Солдатка Горьковского ЖД и ее сопоставление с данными железнодорожников позволяет определить место разрыва с точностью до 10 метров.
На месте измерения сразу оставляют специалиста. Он будет мониторить не только время восстановления, но и качество сварки, а в случае необходимости давать команду на переварку.
К месту аварии на станции Солдатка две бригады подъехали практически одновременно. Красноуфимцы вместо камаза используют автомобиль "Вепрь" - штучный продукт Горьковского автозавода, недаром они подчиняются Нижнему Новгороду.
Сама авария - типичный акт вандализма. По словам специалистов, обычно местные жители начинают остервенело резать провода на следующий день после большого праздника. Ищут средства на продолжение банкета - в такие дни число аварий вырастает в разы. ТТК пытается с этим бороться - развешивает листовки, что "тут меди нет", но и листовок на всех не хватает, да и не все читают перед тем как срезать кабель.
Не проходит и 5 минут после прибытия на место, как монтажники уже начинают устанавливать палатки для сварки оптики.
Кунг внутри
Сразу за палаткой устанавливают бензогенераторы - они не только будут питать сварочный аппарат (у него есть свой аккумулятор).
Рядом с машиной стоит "рюкзак связиста" - комплект для организации временной линии с двумя муфтами
В палатку на всякий случай ставят обогреватель, на улице около +10, а обогреватель включают когда температура падает до +5 - это урал - похолодать может мгновенно.
Руководители обеих групп докладывают в свои центры о том что место аварии найдено и бригады приступили к работе. Так как сотовая связь до Солдатки почти не достает, то используются спутниковые телефоны.
Правда, надежной связи не дают и они и через несколько минут со станции прибегают железнодорождники. Они обязаны обеспечить телефонную связь по дорожной сети - тем самым медным проводам, которые лежат вдоль путей и раньше несли на себе все бремя управления дорогой. Через каждые 500 метров медные кабеля имеют выходы и через них можно организовать связь до коммутатора ближайшей станции. Связь нужна как минимум с измерителем, который мониторит сеть на станции, где локализовывали место разрыва.
Время от времени мимо проходят местные жители, котоыре радуются, что приехали "электрики" и сейчас сделают все электричество, а то оно часто ломается.
Пока начальство занято связью, монтажники уже разобрали кабель до уровня модулей, а еще чуть позже и до уровня волокон. Кабель заводится в муфту.
В палатке уже установлен стол с держателем под муфту и начинается варка.
Кабель заводится в палатку
Разбирается до уровня волокон
Волокна зачищаются спиртом и начинается сварка. При чем регламент четко оговаривает, что сначала должны быть сварены волокна магистральной сети, а только потом дорожной - ценна каждая секунда.
С помощью строительсного фена и термоусадочного материала муфта герметизируется.
связь восстановлена за три часа.
А после этого кабель подходящей к только что законченной муфте быстро отрезается ножовкой
очередные учения ТТК завершены.
Начальники бригад подводят итоги - в норматив уложились все.
Бригады ТТК-урал иТТК-НН отработали взаимодействие. С погодой повезло, тепло солнечно и почти безветренно. Совсем не то что в релаьных условия, когда бывает варить приходится в межрельсовом пространстве, уворачиваясь от проходящих поездов и закрывая сварочник собственной спиной. На реальные аварии кроме связистов выезжают энергетики, так как подвесы находятся в их ведении и транспортная милиция. В этот раз их решили не беспокоить.
В таких тепличных условиях обе бригады справились быстро. Следующие учения будут моделировать уже уничтожение целой станции. когда надо быдет не просто восстановить разрыв, а запустить по временной схеме всю станцию, со всем кабельным хозяйством и активным оборудованием.
А чо на последней фотке все такие убитые? тяжело на учебе, легче в работе (с)
разделка кабеля на улице удивила :-)