Налог на использование социальных сетей и мессенджеров, введенный в Уганде в июле 2018 года, отрицательно сказывается на интернет-секторе страны и объёмах мобильных денежных переводов. На это указывают цифры, недавно обнародованные Комиссией по связи Уганды (Uganda Communications Commission, UCC), сообщает издание Quartz.
Налог в 200 угандийских шиллингов в день (около пяти американских центов или 3,57 рубля) за использование примерно 60 приложений и веб-сервисов, в том числе WhatsApp, Facebook, Twitter и Skype, в Уганде взимается местными телекоммуникационными операторами. Данные UCC, опубликованные в аккаунте ведомства в Twitter, показывают, что через два месяца после вступления в силу закона о налоге, в сентябре 2018-го, общее число интернет-абонентов в стране уменьшилось примерно на 2,5 миллиона человек, с 16,19 до 13,74 миллиона в сентябре, а количество пользователей онлайн-сервисов, облагаемых налогом, сократилось на 1,2 миллиона, с 8,05 до 6,8 миллиона.
Кроме того, регулятор зарегистрировал сокращение объёмов мобильных денежных переводов на 4,5 триллиона угандийских шиллингов (1,2 миллиона долларов США). В ведомстве признали, что причиной спада также отчасти стали налоги. По данным издания, власти повысили комиссию на мобильные денежные операции с 10 до 15 процентов.
Ввести сбор на использование социальных сетей и мессенджеров весной 2018 года предложил президент Уганды Йовери Мусевени (Yoweri Museveni). Предполагалось, что данная мера поможет в борьбе с распространением сплетен и будет способствовать росту налоговых отчислений.
Президент Уганды Йовери Мусевени
Однако критики заявляли, что действия властей на самом деле продиктованы стремлением заглушить голоса недовольных. Также отмечалось, что налог увеличивает нагрузку на и без того бедное население страны. Власти остались верны своему решению, несмотря на онлайн- и уличные выступления против налога.
Между тем, ранее исследователи предупреждали, что налоговая нагрузка может подорвать экономический рост Уганды, снизить доходы мобильных операторов и поставить под угрозу тысячи рабочих мест в цифровом секторе. По оценкам компании Research ICT Solutions, ущерб от введения специальных сборов в Уганде для экономики страны может достигнуть 750 миллионов долларов в год.