В заголовке — слова топ-менеджера компании Netflix о начале бизнеса сразу в нескольких странах Европы, с общим рынком около 200 млн. жителей. В ближайшие дни Netflix начинает работать во Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии и Люксембурге. Есть планы и дальнейшего расширения "географии бизнеса" компании — выход в Азию. "Перспективные рынки", по оценке Netflix, Корея и Япония. Выход на китайский рынок пока не планируется.
Экспансия Netflix за пределами США продолжается, в этом году компания занималась подготовкой своего старта в нескольких новых для себя странах Европы (в Великобритании и Ирландии сервис запущен в январе 2012 года). Наиболее нестандартная ситуация с началом работы складывается во Франции, министр культуры которой сравнил деятельность Netflix с поездкой безбилетного пассажира.
Netflix не первая американская компания, у которой складываются непростые отношения и с властями, и с бизнес-сообществом Франции. Год назад с этим столкнулся Google (см."Google "не дискриминируют" во Франции - вывод местного регулятора"):
"... во Франции происходят какие-то скандальные события в мире телеком. В январе стало известно, что интернет-провайдер Free просто нагло вторгся в стройный мир зарабатывания денег компанией Google, всего лишь поменяв во время очередного обновления "прошивку" в DSL-модемах, уже установленных у клиентов".
"... на уровне французских властей обострились претензии к Google по поводу взаимодействия американцев с местными рекламно-медийными компаниями. По мнению чиновников, Google зарабатывает на местном рынке с помощью своей рекламы хорошие деньги, но от этих доходов ничего не поступает в виде налогов во французскую казну. И надо "разобраться с этим".
Уже зная о событиях, связанных с работой Google во Франции, компания Netflix что-то попыталась изменить, а в чём-то она осталась "виноватой", как и Google.
Чтобы привлечь дополнительное внимание к своему старту в этой стране Netflix профинансировал съёмки сериала "Marseille" ("Марсель"), в котором будет 8 эпизодов. Жители Франции смогут погрузиться в напряженную политическую борьбу между мэром и ещё одним более молодым персонажем — этот "политический триллер", подготовленный специально для локального рынка, будет схож с уже известным во многих странах сериалом "House of Cards" ("Карточный дом").
Тщательно подготовиться и даже дополнительно потратиться компании Netflix пришлось не просто так, были причины: появление нового игрока на рынке медиа- и ТВ-бизнеса воспринято неоднозначно. В качестве отрицательных моментов называли и угрозу французской культуре, и местному медийному рынку из-за ожидаемой потери части доходов, и то, что американская компания, кроме зарабатывания для себя денег, больше никак не будет участвовать в экономике страны.
Французская Ассоциация кинопродюсеров посчитала неправильным, что Netflix, с учётом нахождения его головного офиса в Амстердаме, сможет не платить полностью все налоги на месте, во Франции. Также эта компания не подпадает под требования законодательства о квоте — не менее 40% медиа-контента, транслируемого на телевидении и на радио, должно быть произведено во Франции.
Netflix сообщил о стоимости ежемесячной подписки — 7,99 евро (6,35 фунтов стерлингов). Зрители получат доступ к разнообразному контенту: художественные фильмы, телевизионные сериалы, мультфильмы, документальные киносъёмки.
Пишут о том, что некоторые крупнейшие телекоммуникационные компании, работающие во Франции, отказались "пустить" Netflix в свои TV boxes, установленные у абонентов — издание "The Telegraph" называет Orange (его владелец France Telecom), SFR и Free. Сообщается, что стороны не смогли договориться о сотрудничестве из-за разногласий в финансовой/коммерческой части предложенных соглашений.
"We receive between 20 and 35 per cent of the revenue to distribute a service but Netflix is offering us a ridiculously small share. No operator is interested in signing now", — неназванный топ-менеджер одного из французских операторов.
Партнёром компании Netflix во Франции стал оператор Bouygues: новый сервис, начиная с ноября этого года, будет предоставляться его абонентам через ТВ-приставки. Конкурировать на французском рынке американцам предстоит с операторами платного потокового ТВ-вещания —
. есть уже права на показ "House of Cards" и она начала сотрудничать с другой американской телекомпанией — HBO. Наверняка и"В конце ноября [2013 года - c0mandir] появилось решение французского суда, согласно которому необходимо блокировать доступ к некоторым ресурсам, предлагающим потоковое видео. В качестве исполнителей указаны и операторы, и интернет-провайдеры, и поисковые системы. Судебное разбирательство инициировали несколько объединений правообладателей", — цитата из "Франция: судебное решение о блокировке обязательно для провайдеров и поисковых систем".
Нужно учесть, что в течение почти года, предшествующего приходу Netflix, французские правообладатели успешно "зачищали" рынок от пиратского контента. И старались они (напомню, начиная с 2011 года), конечно же, в первую очередь для себя. Теперь же на эту подготовленную, как-то очищенную доходную "поляну" пришёл чужестранец, да ещё со своими серьёзными амбициями.
Географическая экспансия, безусловно, помогает бизнес-росту: на конец второго квартала 2014 года у Netflix было уже более 50 млн. подписчиков (более 40 стран мира), из них около 35 миллионов человек — в США. В компании работает около 2000 сотрудников.