vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Google "не дискриминируют" во Франции - вывод местного регулятора 148

Дата публикации: 30.07.2013
Количество просмотров: 14794
Автор:

Весь этот год во Франции происходят какие-то скандальные события в мире телеком. В январе стало известно, что интернет-провайдер Free просто нагло вторгся в стройный мир зарабатывания денег компанией Google, всего лишь поменяв во время очередного обновления "прошивку" в DSL-модемах, уже установленных у клиентов.

Как "обижали" Google

Реальность такова, что о глобальной связности интернет-сетей, которая позволяет тому же Google зарабатывать по всему миру, можно забыть, когда любой трафик доходит до "последней мили" (до абонентского участка), которые полностью контролируются тем или иным оператором/провайдером. Об этом чуть позже, а пока где ещё кипели страсти: так получилось, что почему-то во Франции гигант-поисковик чаще "находил" проблемы, а не друзей и партнеров.

В январе 2013 года возникла дискуссия, инициированная генеральным директором французского оператора Orange Stephane Richard. По его словам, в сети этой компании 50% трафика возникает благодаря Google. И глава Orange предложил американской компании подумать о пропорциональной оплате за загрузку сети. Позже писали, что после нескольких недель переговоров, были достигнуты договоренности, но "что и сколько" получил Orange осталось неизвестным.

Не могу сказать точно, до этих событий или параллельно с ними, на уровне французских властей обострились претензии к Google по поводу взаимодействия американцев с местными рекламно-медийными компаниями. По мнению чиновников, Google зарабатывает на местном рынке с помощью своей рекламы хорошие деньги, но от этих доходов ничего не поступает в виде налогов во французскую казну. И надо "разобраться с этим". У этого есть уже предыстория: пару лет назад во Франции даже появилось словосочетание - "Google tax".

"Free", но не для Google

Опять же в январе, произошел упомянутый в анонсе конфликт между французским провайдером Free и Google. "Так получилось", что рекламные баннеры, подготовленные Google, перестали отображаться у абонентов Free, подключенных через DSL-модемы. Блокирование Google AdWords в результатах поиска, Google Ads на посещаемых веб-сайтах и реклама при просмотре некоторых роликов на YouTube оказалось по умолчанию включенным в настройках обновления Freebox (v.1.1.9).

Необходимо отметить, что Free достаточно крупный провайдер: он обслуживает более 5,2 млн. клиентов и количество клиентов, подключенных через DSL, составляет примерно 22% от всех  подобных подключений во Франции.

Несмотря на то, что это была бета-версии, клиенту была доступна отмена блокировки, но нужно было об этом как-то узнать. Правда возможно, в противоположность недовольству Google, многие пользователи оказались бы и рады такому новому сервису от провайдера и не стали бы менять настройки, будучи даже проинформированными. Google, конечно же, потребовал "прозрачного интернета".

Добавлю, что и без Google, на местном рынке различные рекламные агентства, занимающиеся онлайн-продвижением, периодически напоминали о необходимости соблюдать "технологический нейтралитет" и не увлекаться широким использованием различных программ-блокираторов.

"Мы понаблюдаем и разберемся"

В общем, все эти события привлекли не только внимание французского правительства, но и привели к тому, что местный регулятор ARCEP обратился к Free за пояснениями о текущих целях и о дальнейшем развитии операторской программы-блокиратора. Ведомство на основании ответа и изучения ситуации должно было дать заключение о законности или незаконности произошедшего, согласно французскому закону об электронных коммуникациях. В июле такое решение появилось, подробности ниже.

Обычно, дискуссия на уровне компаний, не причастных к операторскому бизнесу, крутится главным образом вокруг сохранения принципа "свободного и открытого Интернета", упуская при этом серьезную и, всё более проблемную, составляющую - это необходимость постоянных инвестиций в сетевую инфраструктуру, которую создали, поддерживают и развивают провайдеры и операторы, не получая адекватного возврата своих денежных "вливаний" в случае начавшегося перераспределения доходов.

ARCEP попытался внести ясность "кто прав", "кто виноват" и "что делать" и затеял административное расследование. Ещё в сентябре 2012 года в ведомство поступило письмо от президента ассоциации UFC, в котором упомянуты многочисленные жалобы пользователей на временную недоступность или о наличии перерывов в доступе к тем или иным интернет-ресурсам, в том числе к YouTube.

Регулятор направил три запроса (7 декабря 2012 г, 25 января и 27 мая 2013 г. группе Iliad, Google и компаниям, участвующим в маршрутизации трафика между конфликтующими сторонами) и мониторил ситуацию, попутно уточняя финансовую и техническую "внутреннюю кухню" провайдеров.

Из итогового решения ARCEP от 16 июля 2013 года (Décision n° 2013-0987) можно узнать, что маршрутизация интернет-трафика от источника к потребителю может быть реализована через пиринговые отношения и на основе транзита. :)

Ниже схема из отчета ARCEP (была только "французская версия" отчёта, так что возможны затруднения в восприятии). Она же была ранее представлена парламенту и правительству при рассмотрении темы "сетевой (интернет) нейтральности", так что данные на ней соответствуют ситуации, сложившейся осенью 2012 года.

Отношения в точке обмена трафиком при этом могут быть основаны на бесплатном обмене - в случае "паритета" трафика. В случае транзита - взимаются деньги (за объём и/или скорость) и компаниям вроде бы нет смысла "резать" трафик и уменьшать свои доходы. Ещё нужно учитывать о наличии существующих ограничений по пропускной способности между двумя точками. Возможности масштабирования и задействования новых транзитных маршрутов также не бесконечны и поэтому невозможно гарантировать пропуск всего пользовательского трафика в пиковые периоды. Кроме технических ограничений, нужно учитывать и экономические реалии - строительство и содержание сети "под все пики" - дорогое удовольствие. 

Регулятор вроде всё это учёл и в отчёте отметил, что рассматриваемая ситуация произошла в условиях быстрого роста объема трафика в сетях фиксированной и мобильной связи, увеличения спроса на высокую скорость и постоянный рост числа пользователей ШПД. Всё это сопровождается снижением доходов от "низких" уровней сетевой иерархии при росте доходов от более "высоких" - на уровне контента и работы приложений.

Кроме упомянутых сложностей управлением трафика, меняющегося в больших пределах, ARCEP напомнил о появившейся проблеме, которая уже обсуждалась на высоком чиновничьем уровне в 2010 году и осенью 2012 г. Речь идёт об избирательном пропуске трафика, когда маршрутизация меняется в зависимости от содержания или в зависимости от источника или от назначения IP-пакетов. В общем, о работе и последствиях работы DPI.

Регулятор обращает внимание, что работа сетевого оборудования и его настройки не должны увеличивать число проблем и назвал пять критериев, выполнение которых свидетельствует о правильности работы системы сетевого управления - прозрачность, актуальность, соразмерность, эффективность и недискриминация получателя  и отправителя.

Анализ и выводы ARCEP

Free, как оператор, несёт полную ответственность за проектирование пропускной способности своих сетей и проведение переговоров о пиринге и транзите, должен учитывать цели и возможные ограничения, влияющие на  качество услуги доступа к Интернету.

Случаи невозможности пропуска трафика из-за превышения пропускной способности, имеющейся у Free, не зависят от характера  трафика, его происхождения или назначения. При транзите трафика не наблюдается дискриминации Google или любого другого участника интернет-рынка.

Пиковый трафик является основной причиной ухудшения качества услуг, может проявляться в виде увеличения задержки, которая влияет на контент или услугу, работающую через программное приложение. Медленное воспроизведение контента с YouTube связано с "заторами" в ЧНН по причине превышения объема трафика возможностей по пропускной способности при транзите.

Резолюция регулятора: В ходе административного расследования выявлено существование "заторов" у Free при транзите трафика. Дискриминации в отношении Google или любого другого провайдера не выявлено. Поэтому государственный орган в этой ситуации не видит причин для совершения каких-либо действий со своей стороны.

"Вы всё еще продолжаете кипятить обманывать пользователей, тогда мы идём к вам"

Во время расследования ARCEP в конкретной ситуации уточнил для себя механизмы взаимодействия между провайдером и другим участником. Независимо от этого, с некоторых пор ARCEP начал регулярно запрашивать информацию - коснулось это тех участников рынка, которые имеют хотя бы одну AS и/или соответствуют некоторым признакам. По этому поводу есть решение регулятора от 29 марта 2012 года (Decision n° 2012-0366), в котором обозначены две категории "отчитывающихся". Причём ARCEP интересуют не только технические взаимоотношения, но и финансовые расчёты - для проверки и мониторинга недискриминационных условий сотрудничества.

Завершается анализ и выводы следующим постулатом: "исследование подтвердило важность и полезность устройств, устанавливаемых ARCEP. Во-первых, для своих собственных целей, в том числе для урегулирования любых споров, которые могут возникнуть в процессе сбора информации о технических и ценовых условий для соединения и маршрутизации данных. Также новая система позволит обладать полномочиями для выполнения своей миссии мониторинга развития технических и экономических отношений между провайдерами в сети Интернет. Во-вторых, для возможности информирования пользователей, посредством введения измерительного прибора (для измерения и сравнения) в фиксированной сети доступа к Интернет."

По поводу предыдущего абзаца, видимо, нужно пояснение. В марте 2013 года появилось решение ARCEP о внедрении своей системы "for measuring and tracking the quality of fixed internet access services". Необходимость этих действий подкреплена несколькими предыдущими решениями как самой ARCEP, так и на уровне ЕС. Основа идеи - проверять соблюдение "нейтральности" в интернет-сетях и иметь возможность независимой проверки качества услуг при обращениях пользователей.

Состав, суть работы* и пользование выглядят так (цитата из пресс-релиза ARCEP):

"The new system has two components: main measurements performed in a controlled environment and on dedicated lines, and supplementary measurements performed by users themselves.

The main measurements, which are to be performed by operators, are carried out on dedicated test lines, inside a technically-controlled environment whose conditions make it possible to achieve a high degree of comparison between operators, and a sufficiently broad representation of the various network access conditions that users encounter. The metrics obtained in this fashion concern seven performance indicators: four generic technical indicators (particularly throughput) and three indicators relating to specific types of usage: web browsing, streaming video and peer-to-peer file sharing. These measurements will be carried out separately on fibre-to-the-home (FTTH) and fibre-to-the-last-amplifier (FTTLA) connections, as well as the copper local loop (whose lines will be segmented by transmission capacity).

The supplementary measurements, for which ARCEP will be responsible, will consist of tests that volunteer users will perform using their own equipment. Thanks to a web-based interface, these users will be able to measure their line's performance, and transmit the results to ARCEP. The Authority will thus be able to refer to these supplementary metrics to check that the main measurements are consistent and representative of the user experience."

Cистему намерены запустить в этом году и к декабрю 2013 года выдать первые результаты измерений и далее ежеквартально их публиковать.

В России вроде нет таких твердых намерений по поводу контроля качества услуг - Минкомсвязи что-то разрабатывает и намерен внести в законодательное поле, но как быстро это произойдет, пока непонятно.

Франция: последние новости

Франция, вообще привлекла моё внимание очень уж бурными процессами, которые начались ещё в прошлом году. Видимо накопились проблемы, операторы стали всё чаще сталкиваться с невозможностью "жить по старому" - то ли экономические (кризисные годы) причины, то ли структурное отраслевое несоответствие, то ли столкновение частных интересов, но по числу разного рода событий в телекоме Франция, наверно, сравнима с США, где обострилась конкуренция и происходят крупные и неожиданные сделки M&A (кто бы мог подумать, что японский оператор, в данном случае - Softbank, придёт на американский телеком-рынок и купит заметную часть легендарного оператора Sprint).

Несколько дней назад "The Hollywood Reporter" сообщил, что Vivendi - французский медиахолдинг, в которой входит Universal Music Group и pay-TV компания Canal Plus, а также телеком-активы, намерен провести крупные преобразования и перестроить свои "владения". При этом некоторые из компаний, работающие в телекоммуникационной сфере, не вписываются в новую структуру. Например, начаты переговоры о продаже 53% доли в Maroc Telecom (возможный покупатель - Etisalat (ОАЭ). "Лишней" стала также Activision Blizzard (игровая индустрия) и на 61% акций ищут покупателя. Обе эти продажи могут принести Vivendi почти 14 миллиардов долларов.

У французских аналитиков появилась новая тема для обсуждений - куда могут пойти эти большие денежные средства и какова судьба других телеком-активов Vivendi - крупного оператора SFR и бразильского GVT (провайдер ШПД). Целесообразной будет, например, покупка медиакомпании Lagardere, которая владеет 20% в Canal+ France, и, как результат, довести собственность до 100%. И может ли измениться стратегия Vivendi - перейти к инвестициям по принципу "только внутри Франции" и управлять только местными активами или деньги от продажи "ненужного" послужат основой для новых внешних сделок M&A.

Помните, я уже писал про Hong Kong Broadband Network (см. "Азиатский менталитет") - там собственник телеком-актива предпочёл инвестиции сосредоточить в медиа-индустрии, отказавшись от развития оператора. Vivendi похоже идёт в этом же направлении.

-----------------------------------
* ARCEP decision n° 2013-0004 (in French) - ссылка (pdf).

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/23415/google-ne-diskriminiruyut-vo-frantsii-vyivod-mestnogo-regulyatora.html

Комментарии:(148) комментировать

30 июля 2013 - 12:32
Robot_NagNews:
#1

Материал:
Весь этот год во Франции происходят какие-то скандальные события в мире телеком. В январе стало известно, что интернет-провайдер Free просто нагло вторгся в стройный мир зарабатывания денег компанией Google, всего лишь поменяв во время очередного обновления "прошивку" в DSL-модемах, уже установленных у клиентов.

Полный текст


30 июля 2013 - 12:32
ThreeDHead:
#2

Собственно, почему Гугл не платит государствам налоги, в которых работает? По-моему вырисовывается модель, когда весь "крупняк" зарабатывающий на чужом поле, должен платить налоги в местную казну. В верном направлении движется Франция.


30 июля 2013 - 12:46
Sergey Gilfanov:
#3

Просмотр сообщенияThreeDHead (30 июля 2013 - 11:32) писал:

Собственно, почему Гугл не платит государствам налоги, в которых работает? По-моему вырисовывается модель, когда весь "крупняк" зарабатывающий на чужом поле, должен платить налоги в местную казну. В верном направлении движется Франция.


Дело, вообще говоря, темное. Если я зарабатываю деньги с рекламодателей из (скажем) США, а баннеры показываю во Франции - то где находится 'местное поле?'.


30 июля 2013 - 12:51
ThreeDHead:
#4

Просмотр сообщенияSergey Gilfanov (30 июля 2013 - 11:46) писал:

Дело, вообще говоря, темное. Если я зарабатываю деньги с рекламодателей из (скажем) США, а баннеры показываю во Франции - то где находится 'местное поле?'.


Если вы пришли ко мне в деревню и рекламируете американскую писиколу, будьте добры платить налоги с рекламы (с кликов что-ли? да не важно, это уже нюансы).


30 июля 2013 - 13:04
NN----NN:
#5

to ThreeDHead:
Борьба за налоги:

США
В сентябре 2012 г. американские власти выпустили доклад, в котором говорилось, что за 3 года Microsoft сэкономила на налогах $6,5 млрд, используя уловки в международном законодательстве. Обвинения также были выдвинуты в отношении Hewlett-Packard, крупнейшего производителя персональных компьютеров и серверов.

Карл Левин (Carl Levin), председатель подкомитета по расследования сенатского комитета национальной безопасности и комитета по делам правительства, подробно рассказал о схемах, которые использовали ИТ-гиганты. Так, Microsoft, взимала с трех своих иностранных подразделений высокие лицензионные платы за продажу собственной продукции. В 2011 году два таких подразделения в Ирландии и Сингапуре, имеющих низкую налоговую юрисдикцию, заплатили порядка $4 млрд за такие лицензии, а затем реализовали продукции на сумму $12 млрд, хотя налоговое законодательство США требует справедливых цен для передачи активов. Таким образом, Microsoft вывела около $8 млрд за пределы налоговой юрисдикции США, сказал Левин.

Схожим образом Microsoft продала лицензии своему подразделению в Пуэрто Рико, в 2011 году в Пуэрто Рико было выведено 47% продаж корпорации в США, считает сенатор. В 2011 году Microsoft ассигновала порядка 55% своей выручки подразделениям в Ирландии, Сингапуре и Пуэрто Рико, заявил Стефен Шай (Stephen Shay), профессор налогового права из Гарварда. Шай и два других эксперта были привлечены к расследованию в отношении Microsoft и HP.

UK
Позже, в декабре, против поведения Microsoft взбунтовались власти Великобритании. Для того чтобы платить меньше налогов, софтверный гигант проводил платежи через свой филиал в другом государстве, Ирландии.

Франция
Власти Франции предъявили налоговые требования к местному филиалу одного из крупнейших в мире производителей программного обеспечения "Майкрософт". Корректировка налоговых начислений была произведена по результатам проведенной в 2010 году проверки, в ходе которой были проанализированы механизмы образования трансфертной цены между французским филиалом и самой "Майкрософт" в период с 2007 по 2009 годы.
Налоговые органы предполагают, что компания использовала различные офшорные схемы, чтобы вывести деньги за пределы Франции. Таким образом, она уменьшала размер выручки, что позволяло ей не платить корпоративный налог.

Это уже не первые налоговые требования, которые Главное налоговое управление Франции предъявляет ИТ-компаниям. Так, в октябре прошлого года ведомство выдвинуло "налоговый ультиматум" американскому интернет-гиганту "Гугл". Французские налоговые службы собирались выставить компании счет в размере почти 1 млрд евро, если та не поддержит намерение правительства Франции ввести специальный налог на публикацию в интернете ссылок на новостные материалы.


30 июля 2013 - 14:33
sheft:
#6

читаю и не понимаю... в 90ых были тарифы с помегабайтной оплатой или условный безлимит-повремянка, пользовательсколько накачал столько и заплатил, С начала нулевых все провайдеры ринулись в безлимит и стараются привлеч побольше клиентов обещая им высокие скорости...А теперь пользователи начинают задействовать на полную каналы предоставленные им операторами и... когда наступает 'попа' перегрузок - виновными назначают контентообразователей. Странно это как то.

Мне это смотрится как общепит-столовая перешла на шведский стол и хомяки ломанулись жрать в три горла... официанты не успевают таскать подносы и администрация столовой говорит, а не потребовать ли с сельхозкомпаний- главных производителей риса-картошки доплаты, ведь официанты в основном таскают блюда из этих ингредиентов.


30 июля 2013 - 14:41
ThreeDHead:
#7

NN----NN
Это вы к тому, что они все мухлюют? Ну дык своё государство они пусть наё обманывают как хотят, их право.

А вот что касается рекламы, то все уже давным давно придумано за нас, есть паспорта на рекламу, есть таблицы расчетных показателей, налогообложение и т.п. А Гугл тут крутой такой, на всех территориях показывает свою рекламу, положив болт на всех и вся. Я думаю недолго осталось такому положению дел, год/два...


30 июля 2013 - 14:51
ThreeDHead:
#8

Просмотр сообщенияsheft (30 июля 2013 - 13:33) писал:

Мне это смотрится как общепит-столовая перешла на шведский стол и хомяки ломанулись жрать в три горла... официанты не успевают таскать подносы и администрация столовой говорит, а не потребовать ли с сельхозкомпаний- главных производителей риса-картошки доплаты, ведь официанты в основном таскают блюда из этих ингредиентов.


Некорректное сравнение.

Еще раз: Пока некто работает на территории моей страны, этот некто _обязан_ платить налоги со своей деятельности, в казну моего государства тчк
Другой вопрос, как определить объем предоставленных услуг и их ценность. Но он решаем.


30 июля 2013 - 14:53
Sergey Gilfanov:
#9

Просмотр сообщенияThreeDHead (30 июля 2013 - 11:51) писал:

Если вы пришли ко мне в деревню и рекламируете американскую писиколу, будьте добры платить налоги с рекламы (с кликов что-ли? да не важно, это уже нюансы).


Я и говорю, что дело темное.
Никаких денежных операций с жителями вашей деревни я не вел. Платили мне где-то за ее пределами. Почему вы налоги хотите?
Если у вас реклама налогом облагается - то берите налог с 'американскую писиколу' ибо это она рекламируется и потом денежные операции по продаже
своего товара жителям деревни ведет.


30 июля 2013 - 15:07
ThreeDHead:
#10

Просмотр сообщенияSergey Gilfanov (30 июля 2013 - 13:53) писал:

Я и говорю, что дело темное.


Решается легко: Правительство, видя что происходит в сфере рекламы, выпускает постановление, которое декларирует кто и на каких основаниях имеет право рекламироваться на территории государства. Готовится технический регламент, который четко описывает техническую часть. А конкретно, создает единый список "кошерных и не кошерных адресов", и обязывает всех магистралов фильтровать "кого не попадя" (дежавю?). Те иноземцы, которые хотят чтобы их рекламу видели граждане текущего государства, регистрируются на его территории, и оплачивают налоги, по всей строгости закона. Остальные - идут огородами, в другое государство.

Для того чтобы снизить бремя лежащее на магистралах, государство может даже им отстегивать три процентика с эих налогов.

Вот, как я вижу.

UPD: Но мы с вами (операторы не имеющих международных линков), как сосали, так и будем сосать :(


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться