Рост стоимости услуг связи, может быть и не всем заметный, происходит. Подтверждается это и официально: по данным Росстата, по сравнению с апрелем 2017 года потребительский рост цен на услуги связи 4,3%. Подталкивает к росту тарифов и "пакет Яровой": некоторые операторы связи уже запланировали изменить тарифы в июне-июле 2018 года.
Провайдеры по мере приближения 1-го июля должны принимать решения об источнике финансирования тех дополнительных затрат, которые необходимы для реализации на своей сети требований "пакета Яровой" по хранению информации об услугах связи и хранение копии 30-суточного трафика каждого абонента. Для того чтобы профинансировать покупку или апгрейд систем хранения выбирать придётся из трёх вариантов: оплатить из собственных свободных денежных средств, воспользоваться заёмными средствами, то есть взять кредит, или, учитывая возможность частично растянуть по времени финансирование новой расходной статьи, попытаться "взять деньги" из будущих доходов. Есть ещё вариант получения денег за счёт долгового финансирования путём выпуска облигаций, но этот путь вряд ли реален для операторов малого и среднего масштаба.
Вряд ли кому-то удастся обойтись каким-то одним вариантом, да и в этом нет необходимости. К тому же, надо учитывать то, что ничего не бывает без последствий: расходы из текущих собственных доходов (если ещё есть эти "лишние деньги") ограничат темпы и возможности развития вашего бизнеса, вариант кредитования более дорогой способ за счёт выплачиваемых процентов (опять же этот способ, по тем или иным причинам, доступен не всем операторам или просто неприемлимо дорог).
Поэтому наиболее вероятный кандидат для реализации – это повышение тарифов с целью направить эти дополнительные доходы на покрытие затрат на "пакет Яровой". Но и для этого варианта есть последствия в виде риска увеличения оттока абонентов и связанных с этим потерь, то есть надо повысить тарифы так, чтобы "угадать" точку экстремума – ситуацию, когда положительный поток в минимальном размере сокращается из-за потери части доходов, которые приносили отказавшиеся от услуг абоненты, не согласные с ростом тарифов.
В теории выбор оптимального повышения цен (или понижения – в других случаях) делается при наличии графика функции эластичности спроса на ваши услуги, обычно это некая кривая, демонстрирующая изменения спроса в результате изменения цены товара или услуги. На практике выбор размера относительного роста тарифов придётся делать, во-первых, без наличия такого удобного графика, во-вторых, необходимо учитывать конкурентную ситуацию на рынке и пределы вашего квазимонопольного положения, когда абоненту некуда "бежать" или для него смена оператора – слишком дорогое удовольствие. Наличие конкурентов и их реакция на изменения ваших тарифов – дополнительные факторы, которые придётся учитывать в случае поиска наиболее эффективного решения, которое будет разным для небольших операторов, средних или больших.
Как же тогда быть, что делать? Частично на эти вопросы ответил Росстат:
То есть, по данным госстатистики, относительно стоимости услуг связи в апреле 2017 года зафиксирован рост на 4,3%. Год назад, в апреле 2017 года, был рост 3,1% по сравнению с апрелем 2016 года. С одной стороны, в целом в России добились снижения инфляции за последние год-полтора, с другой – изменение тарифов на услуги связи происходит более высокими темпами, особенно в течение последнего года.
Следовательно, у вас есть "моральное право" действовать в соответствие с рыночными данными и, как минимум, увеличить тарифы на 4-5%, если вы ещё это не сделали. На вопросы "недовольных" – ссылка на официальные данные. Таким образом, мы получили оценку минимального "обоснованного" размера повышения тарифов. Конечно, данные статистики являются "средней температурой по больнице" и в разных регионах ситуация (и инфляция) отличаются.
Нужно также учесть, что изменение тарифов в прошедшем периоде происходило в ситуации отсутствия информации о требованиях к оборудованию для "пакета Яровой", плюс коммерческая деятельность велась по-прежнему ("до 1-го июля ещё долго"), были и ожидания, оправдывающие "ничегонеделание" – авось отменят или перенесут.
За всё заплатит абонент
Постановление правительства появилось в середине апреля (см. "После прочтения статьи и текста ПП РФ N445 от 12 апреля 2018") и до 1-го июля остался месяц – сейчас хочешь-не хочешь, а нужно что-то делать и принимать решения в финансовой сфере. Газета "Коммерсант" сообщает, что ознакомилась с письмом оператора "Комфортел" о планируемом повышении тарифов на услуги связи на 8% с 1-го июля 2018 года. Оператор ссылается на необходимость дополнительных затрат на покупку оборудования для хранения данных для выполнения "пакета Яровой", по оценке "Комфортела" требуется более 60 миллионов рублей (для сравнения – см. "На "закон Яровой" в этом году "Вымпелком" потратит шесть миллиардов рублей"). В компании ожидают, что данное повышение будет минимально болезненным для клиентов. По информации на сайте, абоненты "Комфортела" – корпоративные клиенты, пользующиеся услугами фиксированной связи на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По мнению генерального директора "Комфортел" Дмитрия Петрова, рост тарифов произойдёт у всех операторов.
О планируемом повышении тарифов с 1 июня на 10% сообщил уже "ЭР-Телеком", напоминает "Коммерсант". Известны оценки расходов "большой четвёрки": например, МТС называл сумму затрат на "закон Яровой" в 1000 раз большую, чем у "Комфортела" – 60 миллиардов рублей. "МегаФон" рассчитывает потратить 40 миллиардов рублей, "Вымпелком" – 45 миллиардов рублей. Оператор Tele2 ранее не называл оценку своих расходов на хранение данных, но в интервью "Коммерсанту", опубликованном 30 мая, генеральный директор Сергей Эмдин сказал, что ориентир для оператора сумма, названная "МегаФоном". Федеральная "четвёрка" соглашается с неизбежностью повышения тарифов, но избегает слов о размере роста стоимости услуг связи. В СМИ фигурируют цифры 20-30%.
"Ростелеком" по-прежнему заявляет об отсутствии статьи расходов на реализацию "пакета Яровой" в бюджете компании, но это не помешало в марте-апреле повысить тарифы на 8-10% для пользователей ADSL-доступом.
Получается, исходя из той информации, которая известна, ясно, что операторы связи пересмотрят свои тарифы и в ближайшие месяцы последует их рост: минимум на 5%, а в среднем – на 8-10%, причём в течение года повышение может произойти ещё раз, после подсчёта реальных расходов на выполнение требований "закона Яровой" о хранении данных. Вполне ожидаемы и изменения неценовых условий в тарифных планах.
а они есть... Пр. ещё МинКомСвязи 146 от 03.04.18 включил Яровую в СОРМ-3 и не пройдя регистрации в МЮ, отправлен на доработку... Теперь новый министр в рамках Цифрового развития будет разбираться с этим...
ФСБ требует от Оператора реализовать Самостоятельно СОРМ-3... и выдает ЧТТ. Вот отсюда и кипеж... ПС про схемы, заготовки и пр. - в личку...
Если у вас есть свободные деньги на покупку/апгрейд, то тогда для вас статья - сотрясение воздуха.
Речь о финансовом планировании, об источниках денежного резерва на Яровую.
И о диапазоне роста тарифов (конечно, у каждого провайдера будет своё представление об этом диапазоне, кто-то может вообще поиграть на этом в рекламе - "Все повысили тарифы, а мы - нет. Бегите к нам").
Но, судя по комментариям выше, чтение статьи помогло и Вам :)
Если Яровая будет стоить минимум 30 млн - то обслуживание такого кредита будет чуть ли не миллион в месяц. Строить это надо только за свои деньги и лет 5. Ну то есть та самая схема "сейчас 5 а в течении 5 лет еще 40". Уж не знаю что придумает руководство и владельцы...
Ну так в принципе почему бы и не реализовать. Ответить - да, начинаем реализовывать. Планируемый срок 10 лет ввиду сложности задачи, потому как даже специализирующиеся на СОРМ компании не смогли сделать. Мы же не компания занимающаяся разработкой п/о. У нас даже в уставе нет того что мы занимаемся разработкой программного обеспечения. Мы - оператор связи. Требовать нас писать п/о обеспечения СОРМ все равно что требовать построить военный самолет 7 поколения. Поэтому медленно и без гарантии результата. Если кто-то все же сделает быстрее - купим.
Закон не исполним в те сроки что он дал.
По правильному ФСБ должно было заказать разработку п/о да хоть в университете МГУ. Потом это п/о раздавать операторам связи, которые будут покупать сертифицированное оборудование (сервера) и запускать на них это п/о. Да даже если не раздавать - с каждого оператора 1 млн денег на покупку п/о это были бы триллионы рублей - за такие деньги любой университет в котором есть профессора по IT техногогиям разработают п/о которое сделает все что надо и даже больше. Заодно какая бы это была финансовая поддержка нашей науки! Плюс пара докторских диссертаций на алгоритмы работы с "биг дата" и бесчетное количество курсовиков и дипломов на отдельные части системы! 8 миллионов мы бы с трудом, но наскребли. А так 30-40 а то и 60 млн это уже слишком много. Это 10-20 месяцев выручки. Это если не платить поставщикам, зарплату и налоги.
Нее... У генералов же есть дети. Какие на фиг университеты?!
Надо было в пропагандонской статье написать не на 4 процента, а на 1