Рынок M2M-устройств имеет большой потенциал развития. Прогнозируется, что к 2020 году в мире будет эксплуатироваться около 50 млрд. различного рода терминалов, реализующих "межмашинный" обмен. Численность "парка" таких устройств в сетях российской "большой тройки" не превышает нескольких миллионов. В настоящее время пользователями M2M-сервисов чаще всего являются корпоративные клиенты.
В прошлом году, ссылаясь на оценки самих сотовых компаний, которые ориентировались на наблюдаемые темпы роста спроса на услуги M2M, представитель компании "Петер-Сервис" говорил о возможном размере российского рынка подобных услуг к 2017 году — 18,5 млн подключенных SIM-карт.
О количестве абонентов, пользующихся услугами сотовых операторов на рынке M2M, сообщила газета "Ведомости". Если исходить из названных цифр, то операторам "большой тройки" за 2 года предстоит удвоить или даже утроить число своих M2M-абонентов, чтобы соответствовать прогнозу.
МегаФон
Около 2,5 млн. пользователей в абонентской базе "МегаФона" эксплуатируют в сотовой сети этого оператора M2M-устройства, из них около 1,2 млн. таких SIM-карт используется в корпоративных целях. О запуске услуги "M2M-Мониторинг" компания "МегаФон" объявила летом 2014 года, её конкуренты — МТС и Билайн — продвигают свои специальные M2M-сервисы более длительное время. Услуга "M2M-Мониторинг" реализована на базе программного продукта PETER-SERVICE M2M (Machine-to-Machine).
Можно настроить оповещения на различные события, например, на смену устройства, в которое установлена SIM-карта, на достижение лимитов передачи данных, SMS, голосовых услуг связи и пр. Можно регулировать отправку уведомлений и настраивать параметры отправки: адрес электронной почты. "M2M-Мониторинг" обеспечит оперативной информацией не только о потребляемых М2М-оборудованием услугах связи, но и о работоспособности самого М2М-оборудования.
После окончания 7-дневного тестового периода, абонентам "МегаФона", подключившим "M2M-Мониторинг", нужно будет ежемесячно перечислять абонентскую плату в размере 30 рублей за каждый абонентский номер, используемый для "M2M-Мониторинга".
"МегаФон" адресует свою услугу "M2M-Мониторинг" компаниям, занимающимся мониторингом автомобильного транспорта, предложение может быть интересно банкам, торговому бизнесу, компаниям энергетического сектора экономики, компаниям, предлагающим решения в сфере охраны, безопасности. Оно может заинтересовать логистические компании автопроизводителей, системных интеграторов.
Перечисленный выше функционал можно считать базой при внедрении услуг на рынке M2M-решений.
Другие готовые M2M-решения, предлагаемые "МегаФоном": услуга "Контроль кадров", услуга "Ресурс под контролем", услуга "Управление удалёнными объектами", услуга "Контроль автопарка".
Вымпелком (Билайн)
"Вымпелком" эксплуатирует свою М2М-платформу уже четыре года. Есть базовый сервис управления, названный "М2М, Центр Управления М2М" (абонентская плата "от 40 рублей в месяц") и дополнительные готовые услуги.
При пользовании сервисом "КОМПАС" можно отслеживать местоположение и перемещения удаленных объектов (транспортных средств и сотрудников) по ГЛОНАСС/GPS.
Количество активных SIM-карт (и соответственно количество M2M-абонентов), обслуживаемых в сети сотового оператора, работающего под торговой маркой "Билайн", узнать "Ведомости" не смогли. По словам представителя этой компании, 10% корпоративных клиентов "Вымпелкома" пользуются M2M-сервисами, абонентская база М2М за прошлый год выросла на 51 процент (для сравнения, "МегаФон" сообщил о росте этого показателя за 2014 год на 152,6%). Нежелание сообщить точную информацию позволяет нам предполагать что угодно о месте "Билайна" среди операторов "большой тройки" и об его успехах.
МТС
Как утверждает Дмитрий Солодовников, представляющий компанию МТС, лидером на российском M2M-рынке является именно этот оператор. Услуга "М2М-менеджер" от ОАО "Мобильные ТелеСистемы" появилась осенью 2011 года. Она была названа тогда "инновационным продуктом" и "уникальной услугой".
Возможно, так она и выглядела в далёком 2011 году... Сейчас же этот функционал ("инструмент для удаленного управления SIM-картами в М2М-устройствах") предлагает с прошлого года и "МегаФон", есть он и в составе услуги "Центр Управления М2М" компании "Вымпелком". У компаний МТС и "МегаФона" совпадает и стоимость — 30 рублей ежемесячно. Правда, подключение у МТС предполагает написание специального заявления на подключение услуги, а у "МегаФон", вроде, можно подключить услугу без лишних бумажек.
Компания МТС предлагает свои M2M-абонентам специальный тарифный план "Телематика". Отличительная особенность плана "Телематика" — единая стоимость услуг для всей территории России.
Услуга "Мобильные сотрудники" позволяет отслеживать местонахождение сотрудников и корпоративного транспорта, используя как обычные мобильные телефоны, так и оборудование с функцией GPS/ГЛОНАСС. Есть и другие услуги (см. скриншот).
"Наиболее активно М2М используются в финансовом секторе, госструктурах, энергетических компаниях, ритейле и нефтяной промышленности. Традиционно М2М-решения используются в мониторинге транспорта, системах безопасности, банкоматах и других терминальных решениях. Также эти решения активно развиваются в таких новых для этого направления отраслях, как ЖКХ и здравоохранение", — пишут "Ведомости".
По информации МТС, более 3 млн. её SIM-карт используются для M2M-услуг. Большинство пользователей — корпоративные клиенты. 43% SIM-карт M2M — в транспортной сфере, 20% — в системах безопасности, примерно 12% — в банкоматах и в терминалах, по 11% — в промышленности и в ЖКХ.
* * *
Таким образом, если информация об операторах и от операторов "большой тройки" достоверная, то более 7 млн. владельцев SIM-карт в России — это пользователи M2M-услугами. Выручка операторов формируется и от предоставления телекоммуникационных услуг, и от продажи специализированных решений, содержащих и софт, и "железо".
"К 2025 г. около 25% sim-карт операторов будут автоматизированными, а доля M2M в выручке от мобильного интернета будет на уровне 10%", — прогноз Оксаны Панкратовой, аналитика AC&M Consulting.
Разброс ARPU — от десятков рублей до сотен рублей, в зависимости от оператора и используемых решений (средний ежемесячный доход в "МегаФоне" — 50-200 руб., в МТС — 70-150 руб., "Вымпелком" — неизвестно). Договор "МегаФона" с компанией "РТ-инвест транспортными системами" позволит увеличить до конца этого года базу пользователей M2M ещё на 2 млн., таким образом "МегаФон" может стать лидером на этом сегменте рынка.
Операторы также зарабатывают на продаже специальных SIM-карт, работающих в широком температурном диапазоне: от - 40 ºС до + 105 ºС (при некоторых условиях возможна работа в более широком диапазоне температур). Такие SIM-карты имеют антикоррозийное исполнение контактной группы, при производстве применён термостойкий пластик повышенной прочности. Ещё одна особенность — увеличенный счетчик аутентификации или его отсутствие. Могут быть и другие отличия от "обычных" SIM-карт. Стоимость: разовый платёж при получении SIM-карты "М2М термо" (оператор МТС) — 95 рублей. Компания "Вымпелком" предлагает заплатить за её SIM-карту "Термо" столько же. У "МегаФона" я не нашёл такого предложения.
Дальнейшее развитие рынка "межмашинного обмена" будет происходить за счёт увеличения числа устройств IoT.