Общий регламент Европейского союза по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR) был принят властями ЕС из благих побуждений: предоставить пользователям больший контроль над своими персональными данными и ужесточить ответственность компаний, обрабатывающих данные резидентов и граждан ЕС.
Предполагалось, что регламент гармонизирует европейские правила в области конфиденциальности данных, однако на деле GDPR может привести к негативным результатам. В 2018 году, уже после вступления GDPR в силу, СМИ неоднократно писали о том, что множество американских сайтов, в том числе таких крупных, как Chicago Tribune, LA Times и New York Daily News, стали недоступны европейским пользователям. И это несмотря на то, что времени на подготовку к новым правилам было достаточно - работа над регламентом велась около двух лет.
В мае 2019 года, год спустя с момента введения регламента, исследование GDPR Associates, в котором было рассмотрено более 500 американских сайтов, показало, что 42 процента из них полностью блокируют доступ к своим ресурсам из Европы, а еще 9 процентов - предлагают ограниченный контент.
Даже сегодня, в октябре 2020 года, при попытке перейти на страницы New York Daily News, Orlando Sentinel, Madison.com, а также целого ряда региональных порталов в таких штатах, как Небраска, Индиана и Айова, открываются надписи о недоступности из ЕС. Американским ресурсам оказалось проще закрыть свой контент для европейских пользователей, чем соблюдать законы ЕС ″о персональных данных″.
Пока что обходить ограничения технически достаточно легко: мало-мальски подкованные интернет-пользователи открывают нужные страницы с помощью VPN. Однако GDPR и другие подобные инициативы усиливают фрагментацию интернета, все больше отдаляя его от идеального образа ″всеобщего глобального пространства для свободного обмена идеями″ и приближая к так называемому ″сплинтернету″ - множеству локальных сетей, разделенных границами стран и ограниченных местными законами.