vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Вдоль железных дорог появятся сети eLTE

Дата публикации: 06.10.2018
Количество просмотров: 3486
Автор:

Как уже известно, на заседании 11 сентября 2018 года ГКРЧ было принято решение о возможности использования радиочастотного ресурса для цифрового эфирного звукового вещания стандарта DRM+ (см. "В России выделены частоты для цифрового радио"). Ещё одно решение, достойное внимания – выделение полосы частот для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.

Более года назад в проект повестки заседания ГКРЧ уже был включён вопрос о выделении полосы частот в диапазоне 1800 МГц (1785-1805 МГц) для использования технологическими сетями связи железнодорожного транспорта. Но перед заседанием госкомиссии по итогам согласительного совещания было предложено не принимать решения о предоставлении частот. Против предоставления частот были Роскомнадзор, Минобороны и ФСО.

Причины отказа и пути решения

Заявку на предоставление частот 1785-1805 МГц в ГКРЧ направила компания "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). Отказ в рассмотрении заявки РЖД был связан с тем, что работа базовых станций в этой полосе частот может создавать помехи радиоэлектронным средствам Министерства обороны и Федеральной службы охраны. Для исследования проблемы и с целью получения реальной информации ГКРЧ рекомендовало Минтрансу и ФГУП "НИИР" проверить возможность обеспечить электромагнитную совместимость в разных условиях эксплуатации РЭС.

Забегая вперёд скажу, что к решению ГКРЧ №18-46-02 от 11 сентября 2018 года есть приложение, учитывающее результаты исследовательской работы ФГУП "НИИР", для использования при назначении конкретных номиналов частот – "Нормы частотно-территориального разноса передатчиков РЭС перспективных стандартов и радиотехнологий на железнодорожном транспорте, работающие на основе радиоинтерфейса LTE TDD в полосе радиочастот 1785-1805 МГц с приёмниками радиорелейных станций прямой видимости различного назначения, работающие в полосе частот 1500-2100 МГц".

Опубликованные нормы ЧТР РЭС будут обязательно учитывать при выборе мест размещения приёмо-передающих блоков базовых станций LTE TDD для обеспечения электромагнитной совместимости с РРС прямой видимости. Расчёты проведены для случаев местонахождения РЭС в условиях города и пригорода.

Уменьшение уровня помех до уровня, позволяющего эксплуатировать БС технологической сети связи, достигается за счёт частотного разноса БС LTE и РРС, территориального разноса передатчиков этих РЭС. При расчётах также учитываются направления главного лепестка ДНА радиоэлектронных средств. Нормативные показатели рассчитаны и приведены для разных высот подвеса антенн базовой станции (5, 20, 30 и 50 метров), для абонентского терминала eLTE для расчёта взята высота подвеса антенны 1,5 и 5 метров.

В декабре прошлого года в ГКРЧ поступили материалы с итогами опытной эксплуатации РЭС eLTE TDD. В конце 2017 года стало известно о согласовании использования частот 1785-1805 МГц для технологической сети РЖД, но при условии выполнения ряда требований. Например, возможны ситуации, когда для обеспечения электромагнитной совместимости эксплуатация БС допускается только при условии работы с пониженной мощностью. В отдельных случаях РЖД будет оперативно выключать БС по требованию Минобороны и ФСО.

В решении ГКРЧ от 11 сентября 2018 года приведены технические требования к РЭС, которыми установлена ширина рабочей полосы 10 МГц (1790-1800 МГц), то есть половиной частотного ресурса в полосе 1785-1805 МГц пришлось пожертвовать в процессе согласования для достижения электромагнитной совместимости.

РЖД "победила" одних китайцев, чтобы покупать оборудование у других?

В 2006 году на основании решений ГКРЧ (№06-17-05-255, №06-17-05-258 и др.) компании ООО "Белитон", ООО "Юнисел", ООО "КватроПлюс" и ООО "Лардекс" получили право на использование частотного ресурса в полосе 1797,5-1802,5 МГц. Впоследствии эти четыре компании были проданы ООО "НИРИТ-СИНВЭЙ Телеком Технолоджи" (ООО "НСТТ").

Радиочастоты компания "НСТТ" (совместное российско-китайское предприятие) планировала использовать для мобильной сети широкополосной передачи данных в стандарте NG-1 TDD. Особенностью данного стандарта является то, что он может использовать частотный диапазон 1785-1805 МГц, не рекомендованный Международным союзом электросвязи для сетей LTE. В СМИ сообщалось о возможных инвестициях китайской компании в объёме до четырёх миллиардов долларов, решение ГКРЧ разрешало использование полосы 5 МГц на всей территории России. 

Радиоинтерфейс McWILL (NG-1) предполагалось использовать в частотных диапазонах, не используемых в беспроводных сетях массового обслуживания. Представитель НСТТ, как пример, упоминал такие "пропадающие" полосы – 337-341 МГц, 417-422 МГц, 1785-1805 МГц, то есть невостребованным стал узкополосный и непарный спектр, к тому же эксплуатация РЭС в этих частотных полосах, скорее всего, потребует тщательного частотно-территориального планирования. 

На сайте ООО "Юнисел" сообщается, что технология McWiLL (Multi-Carrier Wireless Information Local Loop) используется "... в Китае, Бразилии, Панаме, США, Индии, Шри-Ланке, Ираке, Таиланде, Северной Корее, Монголии и в семи странах Африки: Нигерии, Камеруне, Габоне, Чаде, Зимбабве, Малави, Мозамбике". В 2011 году в соответствии с решением ГКРЧ № 10-09-09 от 29 октября 2010 года были проведены испытания в рамках опытной зоны в городе Воронеж по технологии McWiLL. 

В 2016 году Госкомиссия по радиочастотам отказала ООО "Юнисел" и ООО "Лардекс" в продлении решений ГКРЧ от 26 октября 2006 года, так как в течение 10 лет "пользователи не выполнили обязательства по срокам обращения в радиочастотную службу для экспертизы частотных заявок, получению разрешений на использование радиочастот и регистрации радиоэлектронных средств, фактически так и не начав использование выделенных полос радиочастот". Через судебный процесс не удалось отменить решение ГКРЧ.

Но интерес к данному частотному ресурсу и к китайскому стандарту остался. На заседании ГКРЧ 4 июля 2017 года принято решение: "Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Юнисел" (ОГРН 1057748901957) в выделении полосы радиочастот 1790-1800 МГц для создания сети подвижной радиосвязи беспроводного широкополосного доступа на территории Российской Федерации с использованием аппаратуры McWill (NG-1), закупки аппаратуры по импорту, дальнейшего производства в Российской Федерации на основании отрицательного заключения о возможности выделения полосы радиочастот".

А в конце прошлого года ГКРЧ вдруг сделала шаг назад. На заседании ГКРЧ в протоколе №47-44 появился текст такого содержания: "Выделить обществу с ограниченной ответственностью "Юнисел" (ОГРН 1057748901957) полосу радиочастот 1785-1805 МГц для проведения натурных испытаний электромагнитной совместимости РЭС стандарта McWill (NG-1) с РЭС различного назначения на территориях Московской области (для проведения натурных испытаний с РЭС военного и специального назначения), Краснодарского края, Мурманской области, Самарской области и Нижегородской области на условиях, определённых в приложении №26". В том же решении сообщается о невозможности проведения таких испытаний в Воронежской области на основании отрицательного заключения о возможности выделения полосы радиочастот.

В приложении к решению ГКРЧ изложены такие условия: во время тестовых включений необходимо избежать создания помех РЭС военного и специального назначения, должна быть проверена электромагнитная совместимость РЭС стандарта LTE и РЭС стандарта McWiLL (NG-1), причём в исследовании должны участвовать операторы сетей LTE, работающие на смежных частотах. Также компания "Юнисел" должна разработать условия совместного использования РЭС стандарта McWill (NG-1) с РЭС сухопутной подвижной службы, планируемых к использованию в полосе радиочастот 1785-1805 МГц в технологических сетях связи на железнодорожном транспорте.

На последнем заседании ГКРЧ, состоявшимся 11 сентября 2018 года, было заявлено о "целесообразности" применения беспроводных технологий на железнодорожном транспорте. Причём принятое решение изложено как-то странно. С одной стороны, Госкомиссия разрешила "неопределённому кругу лиц" использовать частотную полосу 1785-1805 МГц для технологических сетей связи на ж/д транспорте. С другой стороны, в этом же предложении как будущие пользователи частот упоминаются "владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования". И Минтранс должен представить в Роскомнадзор, ФСО и ФСБ перечень владельцев ж/д инфраструктуры. Такая же неконкретность есть и в отношении того, какая технология и какой стандарт будут применены: в нормах ЧТР ссылаются на характеристики оборудования eLTE, а в тексте общие слова о РЭС "перспективных технологий".

Вероятней всего, оператором новой технологической сети связи на ж/д транспорте будет ОАО "РЖД", а оборудование будет китайское – у Huawei купят базовые станции eLTE.DBS3900. Неясны сроки развёртывания, объём инвестиций и за счёт каких доходов этот проект выйдет на самоокупаемость.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/102230/vdol-jeleznyih-dorog-poyavyatsya-seti-elte.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться