В 2018 году темпы прироста абонентской базы платного ТВ снизились на 0,6 процентных пункта, но за счёт повышения тарифов и продвижения дополнительных сервисов сегмент демонстрирует впечатляющую доходность.
По данным агентства "ТМТ Консалтинг", общий объем российского рынка платного телевидения в 2018 году превысил 93 млрд руб., что на 10,8 процента больше, чем годом ранее. При этом темпы прироста доходов увеличились на 0,2 п.п., несмотря на снижение числа новых подключений с 3,8 до 3,2 процента в год.
Изменение абонентской базы и доходов от платного ТВ в 2017-2018 гг.
Суммарная абонентская база к концу прошлого года составила 44,2 млн чел. Из них на долю первой пятерки операторов приходится 74 процента пользователей (почти 36,4 млн). Лидером по количеству абонентов остался "Триколор" (12,2 млн), клиентский портфель которого за год остался практически неизменным (-0,4 процента), а выручка составила 16,7 млрд руб.
Изменение абонентской базы платного ТВ по операторам
Лидерство по количеству и темпам прироста подключений принадлежит "ЭР-Телекому", который за счет приобретения новых активов обзавелся 407 тысячами новых клиентов (+12,2 процента). "Ростелеком" прибавил всего на 4,1 процента, но в абсолютных показателях ненамного отстал от лидера (+400 тыс. абонентов).
Изменение доходов от платного ТВ по операторам
Всего на долю Топ-4 игроков приходится 72 процента доходов в сегменте платного ТВ (67,1 млрд руб.). Абоненты "Триколор ТВ", "Ростелекома", "ЭР-Телекома" и МТС заплатили почти каждый третий из четырех рублей, поступивших на счета российских операторов платного ТВ. Рейтинг наиболее доходных компаний возглавляет "Ростелеком", на долю которого приходится более трети суммарной выручки (32,6 млрд руб.).
Структура абонентской базы и доходов по технологиям
В 2018 году ARPU в сегменте платного ТВ вырос на 6,5 процента и достиг 178 рублей. Больше всего операторам принес сегмент кабельного телевидения (40 млрд руб.), который, тем не менее, нельзя отнести к бурно развивающимся: за год от услуг отказалось 0,7 процента пользователей.
Прирост абонентской базы по технологиям
Интенсивнее всего растет сегмент IPTV: если в 2017 году прирост абонбазы составил 10 процентов, то в прошлом году сервис оценило еще 13,5 тысячи новых клиентов. Этот вид услуг принес компаниям 29,8 млрд рублей.