Вот и прошёл год, в котором закончился Ковид и началась СВО, к РФ присоединили 4 новых субъекта.
Чего случилось в этом году и ждать нам от нового года?
Вступил в действие закон 14.07.2022 N 356-ФЗ, по которому РКН уже в 23 году начнёт аннулировать лицензии за:
В 1 чтении уже принят законопроект, разрешающий РКН приостанавливать на 90 дней действие лицензии при однократном нарушении СОРМ.
Нехорошей тенденцией является повышение госпошлины за лицензирование связи:
Также, в 1 квартале 23 года планируется к внесению в ГД законопроект о штрафах действующим Операторам за не реализацию СОРМ 0,3−0,5 млн. в 1й раз, далее - не менее 1 млн руб.
Под регулирование Государства (ФСБ) в будущем году попадут и ЦОДы и тех. Сети, имеющие ASN…
В итоге, новые дети Телекома рождаться не будут, а Живые дети — будут долго болеть, прежде чем вырасти в зрелых Игроков…
Обидно, что этот законопроект внесло МинЦифры - тот регулятор, который должен отстаивать цифровое развитие, а не губить его.
Существенно зарегулировали голосовых VoIP-операторов. Там и миллионные штрафы за пропуск голоса с подмененного номера, и предписания ФСБ аплинкам прекратить принимать трафик… ГРЧЦ РКН строится система контроля СПАма, а также запрета пропуска трафика с подмененных номеров и в 23 м году она начнёт работать. Серые голосовые Операторы потеряют часть дохода.
В итоге, голосовой трафик перетечет в сети мессенджеров, где звонки бесплатные, а, зачастую, и более качественные, чем VoIP.
С 2023 г.: весь трафик через ТСПУ, иначе - сотни тысяч штрафов по КоАП.
Маршруты пропуска трафика сетей передачи данных определены Приказом Минцифры от 26.01.22 г. № 44.
Государством строится Национальная Система Управления Данными. В частности, принят в 1 чтении проект ФЗ о единой биометрической системе, по которому, например, Банки отдают Государству всю биометрию. Все ваши персональные данные, фактически, будут принадлежать и использоваться государством. А отсюда и до цифрового рейтинга недалеко. И за бугор так просто не выпустят, ну как в Китае.
В ГД прошел «правительственный час» с участием Максута Шадаева. Председатель Комитета по информационной политике, ИТ и связи заявил о необходимости развития цифровизации в новых субъектах РФ. По его словам, жители новых территорий не должны чувствовать оторванности от «большой земли». Им, так же, как и всем остальным жителям нашей страны, должны быть обеспечены устойчивый доступ к интернету и мобильной связи, электронные сервисы и услуги.
НО: На текущий момент с операторов ДНР ЛНР требуют сдать план внедрения СОРМ, аналогичный тому, который обязаны сдавать операторы РФ после получения лицензии образца РФ. При этом, согласно норм ФКЗ № 5, операторы ДНР могут осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании документов действовавших до 04.10.2022, вплоть до 01.03.2024, если иное не будет установлено НПА правительства. Законом о телекоммуникациях ДНР не были предусмотрены обязательства операторов ДНР по внедрению СОРМ или же аналогичных систем, то есть документ, на основании которого операторы могут работать вплоть до 01.03.2024 г., не предусматривал реализацию мероприятий по СОРМ.
По предоставленному операторам ДНР и ЛНР проекту плана, внедрить СОРМ 2 и СОРМ 3 без СХД операторы должны уже в течение 2023 года, а с СХД (требование закона Яровой) - в начале 2024 года. При этом, стоимость СХД составляет 10−100 млн., в зависимости от объема трафика оператора.
Из-за сложившейся ситуации в ДНР и ЛНР, исполнить это указание невозможно. Постоянные обстрелы не только разрушают инфраструктуру. Большой отток персонала, количества потребителей которые не видят перспективы жить на территории ДНР и ЛНР. Целостность коммуникаций, разрушение которых никто не компенсирует. Для удержания персонала уровень их ЗарПлаты растет.
В такой ситуации Бизнес не способен приобрести СОРМ.
Все операторы ДНР и ЛНР отдают себе отчет, что в силу проведения СВО, определенные мероприятия по СОРМ должны быть внедрены и должно быть налажено взаимодействие с органами безопасности. Однако внедрение СОРМ — это миллионы рублей, а этап СХД вообще неподъемный без привлечения долгосрочных кредитов. Финансовых учреждений, способных давать кредиты в таком объеме на территории ДНР ЛНР, нет. Более того, залог по кредиту в таком объеме, в здравом уме никто не застрахует, ведь он будет находиться в зоне артиллерийских обстрелов.
Операторы присоединенных территорий ждут если не гос. Финансирования, то хотя бы моратория на покупку СОРМ и предоставлением правоохранительным органам всей необходимой информации.
В этом году с участием ОрдерКом завершилось около 20 споров по инфраструктуре на опорах Электросетевых компаний.
(Практику по ФАС мы публикуем здесь).
Где-то через ФАС удалось цену снизить. И средняя цена пользования опорой 0,4 кВ по РФ составляет 70 руб. с НДС.
В Московском регионе ФАС снизила цену недостаточно, и не совсем корректно. В частности, Операторы считают, некорректно брать деньги за каждый подвес, это противоречит решению ФАС.
Сейчас решение ФАС оспаривается, Операторами связи подано 6 жалоб. Эти жалобы суд рассмотрит уже в будущем году.
***
В рамках уменьшения расходов за размещение сетей в домах (ЖМД) удивил "единорос" Клишас. Сначала он снял подпись с законопроекта о бесплатном доступе Оператора в ЖМД, Причем этот законопроект был в пакете с законом о Суверенном Интернет в 2019 г. "Сувенирка" сейчас работает, а равного доступа в ЖМД - нет как нет.
Затем Клишас внёс новый законопроект. Но председатель Комитета ЖКХ Хованская дала отрицательный отзыв, а потом вместе с председателем Партии «За правду» Мироновым они дали альтернативу. Причём, Хованская справедливо указывает на то, что новый законопроект Клишаса фактически лишает граждан РФ права распоряжаться совместной собственностью.
В итоге, этот вопрос опять подвис, несмотря на очередное поручение Гаранта Конституции.
Учитывая вышеуказанные тенденции, в следующем году многие захотят продаваться. Но если сейчас не покупают дороже годовой выручки, то чего ждать от будущего?
Тем более, что многие (типа РТК), в результате предварительного изучения документов при due diligence, узнав подноготную, не покупают Операторов, а начинают переманивать Абонентов.