Самый страшный враг телекома сейчас - это инфляция. Органический рост у большинства провайдеров остановился. При этом затраты бодро растут.
Провайдерам удалось перекрутиться в кризис за счет заморозки ФОТ. Но продукты первой необходимости растут даже быстрее официальной инфляции. Это давит на рынок труда и, рано или поздно, провайдерам придется повышать зарплаты… ну или сотрудники начнут разбегаться. А даже если костяк коллектива удастся удержать - вы все равно не сможете привлекать новых сотрудников на старые зарплаты. Поэтому рост зарплат неизбежен, что многие операторы уже на себе ощутили. И это с нас еще толком не начали требовать Яровую.
Единственный системный выход из тупика - учиться самим и учить рынок, что интернет теперь тоже дорожает. То есть, надо осваивать регулярную индексацию тарифов. Никакие коммерческие ходы и акции не дают сопоставимой коммерческой отдачи.
В рамках подготовки к интенсиву по индексации “Школа Операторов” провела большой опрос провайдеров на тему повышения тарифов.
По состоянию на 28 ноября мы зарегистрировали ответы от 111 провайдеров.
Из 111 опрошенных:
45 - повышали два и более раз.
18 - пока повышали только один раз.
34 - тарифы никогда не поднимали, но хотят.
14 - тарифы никогда не поднимали и не планируют.
Из тех 14 операторов, которые заявили, что пока повышать тарифы не планируют, большинство (шестеро) заявили, что у них тарифы и так существенно выше, чем у конкурентов.
Только пятеро ответили, что не планируют повышать, потому что уверены в том, что будет сильный отток.
Еще два оператора ответили, что не планируют повышать, потому что у них и так все хорошо - сильный рост выручки.
Еще один оператор просто не думал про такую возможность.
34 оператора ответили, что повышений еще не организовывали. Но сама идея индексации им нравится.
Какие же причины указывались операторами? Почему они еще не проводили повышения?
В той или иной степени, в подавляющем большинстве — причина в конкуренции. Операторы опасаются, что если они проведут индексацию, это вызовет сильный отток абонентов.
Пятеро операторов указали, что повышать тарифы им мешает качество услуги. Это серьезная причина. Если вы сами понимаете, что качество не ахти, то индексация действительно может спровоцировать отток.
Значимое количество операторов осознают, что индексировать им мешают внутренние причины (не знаем с чего начать (10 ответов), нет согласия управленческой команды (3 ответа).
И просто прекрасно, что нашелся один оператор который ответил “мы любим своих абонентов и не хотим их тревожить”.
18 провайдеров заявили, что они имеют единичный опыт индексации.
Ключевые вопросы тут - насколько повышали и какой отток получили? Подавляющее большинство ответило, что повышало тарифы по инфляции на 5-10%. Из 18 провайдеров такой уровень индексации заявило 8 операторов или 44% ответов. Полный расклад виден на диаграмме. Примечательно, что повышать сильнее чем на 20% отважились 3 оператора из 18 попавших в группу. При этом, у этих троих (если залезть в первичку) видно, что реакция абонентов была разной:
1 ответ - “Оттока не заметили”.
1 ответ - “Катастрофический отток. Больше 12% абонбазы”.
1 ответ - “отток в пределах погрешности”.
Что касается оттока, то большинство операторов значимого оттока не зарегистрировало. Тем не менее, два оператора из 18 (11%) зарегистрировали серьезный отток. Один из операторов ответил, что сколько получил на индексации, столько потерял на оттоке.
Как отреагировали абоненты? В подавляющем большинстве случаев реакция абонентов была весьма сдержанной. В 13 случаях из 18 коллцентр регистрировал некоторое количество жалоб, но абонентов оказалось несложно успокоить. Из 18 ответов мы видим только 3 ответа на этот вопрос, которые можно трактовать как негативную реакцию.
Мы задали операторам еще один вопрос: “С какими сложностями столкнулись при повышении тарифов?”.
Ответы показывают, что сложности в большинстве случаев были психологическими:
И самое интересное. Те, кто уже имеет опыт индексации тарифов - планируют ли продолжать индексацию? Мы зарегистрировали такие ответы:
И наконец, самая важная для исследования группа - те, кто сказал, что уже научились повышать регулярно (или по крайней мере повышали тарифы два и больше раз). Радует, что таких было очень много - 45 ответов из 111 опрошенных (около 40%).
Первый вопрос - "На сколько индексируете тарифы?".
Впечатляет, что 40% опрошенных имеют опыт неоднократного повышения тарифов в интервале 10-20%.
А вот какие были ответы по поводу оттока. Мы видим несколько операторов, у которых отток больше погрешности - в сумме 5 ответов из 45 операторов имеющих неоднократный опыт индексации.
Однако, большинство считают, что отток в пределах нормы - 27 ответов или 60% от 45 попавших в группу. Или вообще не видят оттока - 10 ответов или 22% от 45 попавших в группу.
Есть и позитивный пример, когда группа операторов смогла согласовать совместное повышение на своих территориях. Это вдохновляет. Правда там очень специфическая ситуация. Не факт, что опыт скоординированного повышения реально повторить в других регионах. С другой стороны, многие из тех кто имеет опыт повышения утверждают, что с конкурентами они не пытались договариваться, но когда они повысили тарифы, точно также поступили и их конкуренты. Инфляция давит на всех провайдеров одинаково и для большинства операторов понятно, что повысить тарифы и заработать самим гораздо продуктивнее, чем не повышать и пытаться отгрызть абонентов у конкурентов (отгрызть абонентов гораздо сложнее, чем кажется). Правда, конкретно на вашей территории может не повезти и вы работаете против конкурента, который еще не наигрался в демпинг.
А вот так распределились ответы на вопрос о реакции абонентов.
В целом, картина спокойная. Я не стал править ответы респондентов - оставил живую речь. Это та реакция абонентов, которую указали провайдеры, которые прошли через несколько индексаций. Однако, мы видим, что в целом реакция приемлемая. Абоненты или вообще не реагируют или их удается успокоить усилиями абонентского отдела.
Мы задали вопрос о сложностях, с которыми провайдеры столкнулись при проведении индексаций.
Вот какие ответы мы зарегистрировали:
А теперь самый важный вопрос исследования. Пожелания, которые оставили операторы имеющие опыт индексаций операторам, которые еще индексаций не проводили.
Примечательно, что 35 провайдеров из 45 имеющих опыт индексации, не поленились сформулировали напутствие коллегам, которые еще индексаций не проводили.
Напутствия очень красноречивы. Это прямая речь. Оставляю без редактуры и привожу без купюр.
Вот такая картина по итогам опроса 111 операторов. Всем участникам опроса вышлем ссылку на гуглотаблицу с первичкой. Я оттуда уберу персональные данные, но зато останутся связи. Ценители аналитики смогут поискать корреляцию между уровнем индексации и реакцией абонентов. Я лично на глаз связи не увидел. Такое ощущение, что абонентам по барабану - на 5% подорожал интернет, на 10% или на 15%. Можете сами глазами посмотреть первичку, она доступна тем, кто прошел исследование.
Вот диаграмма, на которой виден уровень индексации и уровень оттока. Получается, что непринципиально, насколько вы повышаете тарифы - на 4% или на 15%. В обоих случаях вы можете как столкнуться с оттоком, так и не столкнуться. Подозреваю, что реакция абонентов зависит не столько от уровня повышения, сколько от формата оповещения. Человека расстраивает сам факт, что тариф повысили. А на 25 рублей или на 70 рублей ему не так важно. Все равно эти деньги не воспринимаются абонентом как нечто значимое.
Может быть, в этом самый важный вывод исследования.
Итак, в повышении тарифов нет ничего страшного. Но, разумеется, нужно соблюдать разумную осторожность. Большинство из тех, кто тарифы повышал - скорее довольны. Неудачные примеры есть, но их не так много.
Все исследование было проведено мной в рамках подготовки интенсива по индексации тарифов. “Школа Операторов” уже второй раз проводит интенсив на эту тему, потому что она имеет принципиальное экономическое значение. Регулярная индексация - это единственное что может спасти провайдера от инфляции. Поэтому учиться индексировать тарифы нужно. И нужно индексировать тарифы грамотно.
На интенсиве мы разбираем все аспекты этого процесса. Конкурентный и тарифный анализ, уведомления абонентов, подготовка сотрудников, работа с негативом в соцсетях, юридические аспекты, речевые модули для работы с конфликтными абонентами. Весь массив практик, чтобы провести индексацию идеально.
Считаю своим долгом предупредить вот о чем. Я дважды проводил индексацию. По моему опыту никаких серьезных проблем с оттоком нет. Реальная проблема в другом - может снизиться приток абонентов. Если в лобовом сравнении ваши тарифы проигрывают конкурентам, то может уменьшится количество заявок. То есть, основная сложность в индексации это не отток, а перестройка коммерческого блока так, чтобы менеджеры умели грамотно преподносить преимущества вашего провайдера. Это непростая задача, но её тоже нужно научиться решать.
И напоследок.
Простите за занудство, но еще раз повторю самую значимую мысль этой статьи. Критически важная задача для провайдера в долгосрочной перспективе - это способность справиться с инфляцией. Никаких альтернатив индексации тарифов нет. Рано или поздно повышать тарифы придется. Вопрос только в том, насколько ослабленными вы придете в момент, когда необходимость индексировать тарифы станет абсолютно неизбежной. Повышать тарифы можно и без нашего обучения. Десятки провайдеров, повышали тарифы на свой страх и риск, действуя методом проб и ошибок. Концентрированный опыт этих провайдеров, их советы есть в этом исследовании.
Провайдерам, которые проходят опрос, я высылаю анонимизированную первичку. Вы сами можете покрутить данные и сделать свои выводы. Если вы готовы принять участие в исследовании пишите мне в телеграм @timhydr - я вышлю опросную форму.
Опубликовал на Nagru результаты анкетного исследования.
Итоги большого опроса провайдеров по повышению тарифов.
//////////////////////////////////
Самый страшный враг телекома сейчас - это инфляция. Органический рост у большинства провайдеров остановился. При этом затраты бодро растут.
Провайдерам удалось перекрутиться в кризис за счет заморозки ФОТ. Но продукты первой необходимости растут даже быстрее официальной инфляции. Это давит на рынок труда и, рано или поздно, провайдерам придется повышать зарплаты… ну или сотрудники начнут разбегаться. А даже если костяк коллектива удастся удержать - вы все равно не сможете привлекать новых сотрудников на старые зарплаты. Поэтому рост зарплат неизбежен, что многие операторы уже на себе ощутили. И это с нас еще толком не начали требовать Яровую.
Единственный системный выход из тупика - учиться самим и учить рынок, что интернет теперь тоже дорожает. То есть, надо осваивать регулярную индексацию тарифов. Никакие коммерческие ходы и акции не дают сопоставимой коммерческой отдачи.
/////////////////////////////////////////
Текст, диаграммы интересное и вкусное на сайте
https://nag.ru/material/42266
"Еще один оператор просто не думал про такую возможность." :-))))
Мельком пробежался, хороший материал.
Я только графики оформлял и анкеты рассылал.
Автор - все провайдерское сообщество
Повышая тарифы, теряем абонентку в пользу РТК / ТТК ЭРа и т.д.
Выживут крупнейшие.
Тут какая-то нестыковка.
По словам Хазина - инфляция у нас импортируемая, т.к. собственного производства мало, а долларовые цены на импортируемые товары, сырьё и оборудование растут из-за долларовой же инфляции.
Имеющееся внутреннее (крупное) производство кредитуется в долларах, и должно показывать долларовую же прибыль. Из-за этого растут внутренние цены на внутренние же товары.
Телекомовский крупняк (возможно, кроме Ростелекома) точно кредитуется в долларах, но тарифы поднимает неохотно. Как так-то?
ЭрТелеком повышает без стеснения. Мне всё лень у родителей его переключить на другого.
А рублевые цены на импортируемые товары, сырьё и оборудование также растут из-за падение курса рубля к доллару.
А были среди опрошенных операторов те, кто работает только b2b? Было бы интересно по ним статистику увидеть.
Доллар сейчас в рублях стоит ровно столько же, скольки в январе. На ценах это не отражается.