Геоблокировка, которую также называют географическим фильтром информации, - это способ ограничить доступ к digital-контенту в определённых странах.
Причины для внедрения геоблокировки - самые разные:
На практике, пользователи часто сталкиваются с некой несправедливостью. Например, вы оплатили подписку на Netflix и отправились за границу. На родине канал отлично работал и радовал качественным контентом. В другой стране для вас становится неожиданностью невозможность смотреть Netflix. Все дело в том, что система геоблокировки не отслеживает ваш гаджет по IP-адресу и не проверяет, оплачена ли подписка. Зато блокирует информацию, если с государством, которое вы посещаете, не подписан лицензионный контракт. Геоблокировка, на самом деле, заботится не только о защите интеллектуальных прав создателей контента, но и о денежной стороне вопроса. Фильтрование материала по географическому признаку гораздо менее затратно в финансовом плане, чем системы, определяющие представителей постоянной аудитории канала.
Пользователи, естественно, тоже недовольны: по исследованию Cartesian, 50% аудитории вынуждены использовать VPN, чтобы обойти геоблокировку.
Правительство США, допускающее легальность геоблокировок, считает, что роль географического фильтра - в поддержании национальной безопасности и поддержке отечественного рынка. Что касается безопасности, геоблокировка отказывает в доступе неавторизированному пользователю, находящемуся за пределами страны. Это также способ борьбы с участившимися хакерскими атаками, когда крайне сложно установить личность киберпреступника, взломавшего систему, ведь он может быть родом из любой страны. Кроме того, экономическая политика американского рынка предполагает, что национальные интересы требуют хранения в тайне информации об определённых товарах и услугах.
Помимо этого, геоблокировка заботится о юридических нормах. Например, человек обладает авторскими правами на результат своей работы - и боится, что, его труд, распространенный в сети, будет скачан в разных странах, а автор не получит за это гонорар. По этой же причине некоторые масс-медиа прибегают к геоблокировке. В частности, немецкий телеканал Sat.1 сообщает в Условиях использования о том, что пользователи не имеют права менять или обходить инструменты географической блокировки контента, ведь информация предназначена только для жителей данной территории.
Однако благие намерения геоблокировок зачастую эксплуатируются. К примеру, организации, курирующие деятельность провайдеров азартных игр, предлагают инструкции, в которых геоблокировка является мощным рычагом давления. Приведем пример итальянского правительственного органа по вопросам азартных игр: на официальном уровне требовалось, чтобы игровые вебсайты блокировали доступ пользователям не из Италии, требуя взимать с иностранцев дополнительную плату. Подобная история повторилась в штате Кентуки, где геоблокировка на сайте провайдера азартных игр была введена по решению суда.
Но если США объясняет повсеместное введение геоблокировок необходимостью защищать авторские права, у Европейского Союза принципиально другая позиция.
В 2015 году Европейская Комиссия провела расследование и выявила три наиболее частых случая, когда геоблокировка нарушает права потребителя.
Причём, как выяснилось в ходе расследования, эти случаи - нормальная практика в глазах инициаторов геоблокировки. Так, в 2015 году зафиксировано 63% сайтов, занимающихся электронной коммерцией, которые фильтровали потребителей по географическому принципу. Таким образом, две трети покупателей не могли совершить покупку. Об этом сообщает EcommerceNews.
В ноябре 2017 года представители ЕС в разных странах пришли к согласию по вопросу геоблокировки. Было решено назвать географическую фильтрацию пользователей незаконной. Легально могли пользоваться технологиями геоблокировок лишь те веб-сайты, которые должны были, по закону, принятому в их стране, платить дополнительный налог за пересылку товара за рубеж. А уже в феврале 2018 года ЕС официально объявил о том, что теперь люди, работающие с e-commerce, не смогут пользоваться геоблокировкой для увеличения продаж.
Как видим, сложности с геоблокировкой заключаются в том, что у разных стран в этом отношении - диаметрально противоположный подход. Кроме того, даже принятое законодательство оставляет немало вопросов, как правильно поступить, чтобы, например, не нарушить авторское право. Поэтому в случае с масс-медиа, если телекоммуникационный канал докажет правомерность геоблокировки, фильтр допускается.
В частности, исключение из правил составляют стриминговые сервисы, которые обычно показывает лицензионные телешоу и фильмы. Лицензия, как правило, включает в себя условия показа цифрового контента в конкретном регионе.
Например, Netflix демонстрирует разнообразный контент в США, но в Китае, Индии и Великобритании количество фильмов на этом канале весьма ограничено.
К числу таких каналов относятся также Hulu, HBO Now, Amazon Prime Video, YouTube TV, Google Play, Sling TV.
Есть несколько способов обхода геоблокировок, каждый из которых откроет зрителям желаемый контент. Что вы выберете, зависит от того, какую цель, помимо просмотра ролика, преследуете.
Так, VPN не только откроет доступ к контенту, но и сменит ваш IP-адрес, обеспечив конфиденциальность информации. Единственное, VPN немного тормозит работу гаджета, поэтому применять его стоит, если на вашем девайсе есть ценные данные, которые вы бы не хотели передавать никому.
Smart DNS, определённо, пригодится в стране, где запрещён Facebook. Эта технология способна быстро открыть необходимый сайт, и скорость работы - главное преимущество DNS. Увы, эта технология не зашифровывает IP-адрес и не защитит ваш девайс от взлома.
Что касается Tor, эта программа работает, как любой другой браузер и также способна справиться с геоблокировкой. Однако вам придется смириться с тем, что ваше устройство будет работать слишком медленно.
Поэтому, решая преодолеть геоблокировку, выбирайте тот способ, который решит поставленную задачу и учтет все попутные обстоятельства.