1. Статьи
Заметки пользователей
05.10.2016 10:10
PDF
11473
205

Зачем машинам мобильная связь?

Ещё недавно разговор о межмашинном диалоге мог состояться разве что в фантастических романах. А  задай его всерьёз - или посмотрят как на больного, или вовсе в дурку упекут. Другое дело теперь, когда соединение М2М с помощью sim-карты стало делом естественным и даже привычным.

Отчёты сотовых операторов за первое полугодие 2016 года убедительно доказывают: одно из главных направлений развития операторов напрямую связано с развитием межмашинного диалога. Только за шесть месяцев нынешнего года количество sim-карт, обслуживающих технологии М2М в России, выросло почти на 20 процентов.

Тенденция эта соответствует общемировой. Судите сами: по прогнозу исследовательской компании Ovum количество М2М-соединений в мире составит к 2021 году, порядка 733 миллионов, а общемировой доход от М2М-сервисов - не менее 67 миллиардов долларов. Насколько более, пока сказать невозможно.

Основной рост, по прогнозам Ovum, придётся на технологию LTE, которая будет обслуживать через пять лет 212 миллионов M2M-подключений.

Зачем машинам мобильная связь?

Эта диаграмма как нельзя лучше подтверждает прогноз.

Собственно, к 2021 году технология LTE могла бы полностью вытеснить и 3G,  и тем более GSM, но аналитики Ovum отмечают, что оборудование на многих предприятиях будет заменяться медленнее, чем развиваются сетевые технологии, а потому и старые стандарты будут востребованы достаточно долго.

Рынок телекома сегодня занят, и весьма плотно. Хотя бы одна сим-карта есть даже у большинства первоклассников, а взрослые в силу разных причин используют по две, а то и по четыре разных "симки". Рынок занят, а развиваться необходимо. И интернет вещей, и M2M становятся одним из главных драйверов роста, оказываются той нишей, на которую можно и нужно сделать ставки.

Судите сами: по итогам 2015 года количество сим-карт, задействованных в "интернете вещей" и межмашинном взаимодействии (M2M) в России, приблизилось к восьми миллионам; 97 процентов этих sim-карт задействованы в сфере услуг для бизнеса (B2B), сказано в исследовании, проведённом компанией iKS-Consulting. Годовой рост рынка превысил 20 процентов, и тенденция, по данным за первое полугодие 2016 года, сохраняется.

Среди явных лидеров рынка – "МегаФон", который в 2015 году выиграл сразу несколько крупных госконтрактов.

В гонке участвуют все члены "большой тройки": МТС подключает к "интернету вещей" бытовую технику REDMOND, "Билайн" вместе с Bright Box создали платформу для управления автомобилем с помощью смартфона, "МегаФон" готовит симки для "Платона".

А спрос растёт, потому что и связь, и оборудование для организации М2М стали вполне доступны по цене, так что внедрять новые технологии стало выгодно и бизнесу, и операторам. Главное найти взаимовыгодный вариант, а потому операторы наперебой стараются продать клиентам пакеты услуг, интересные и по набору, и по цене.

Всё интереснее бизнесу комплексные проекты, объединяющие телеком-сервисы и услуги системной интеграции, включая М2М-решения, облачные вычисления и Big Data. К примеру, МТС за первое полугодие 2016 года в B2B-сегменте выполнила порядка 150 проектов по разработке и внедрению сервисов на стыке телекома и IТ.

По данным МТС, за прошлый год объём российского рынка М2М-услуг по сравнению с 2014 г. вырос на 20 процентов, до 6,6 миллиона SIM-карт. За 2015 год количество sim-карт М2М в сети МТС выросло на 500 тысяч до 3,6 миллиона штук. Это, как уверяют в компании, составляет 55 процентов от общего количества телематических sim-карт в России. То есть, сегодня с помощью sim-карт общается порядка семи миллионов самых разных машин.

В том, что именно М2М становится драйвером для развития мобильных операторов, убеждают и данные исследования J’son & Partners Consulting. В компании полагают, что суммарный трафик мобильной передачи данных в России по итогам 2016 г. увеличится в полтора раза относительно 2015 года, когда он составлял 2,5 эксабайта.

Лидером внедрения технологий М2М считается Европа. И, надо отметить, что там внедрение М2М стимулируют власти.

Евросоюз принуждает к использованию AMR (Automatic Meter Reading — автоматическое чтение счётчиков, наиболее близким аналогом которого в России можно считать систему АСКУЭ) во всех европейских домохозяйствах. Но если АСКУЭ расшифровывается как автоматическая система коммерческого учёта электроэнергии и применяется на предприятиях, то Европа-то добирается уже до каждого домохозяйства.

Возможно, подобной поддержкой "сверху" станет для российского М2М введение системы ГИС ЖКХ, которая сама по себе стала для коммунальщиков стимулом внедрения современных технологий.

Спектр предложений в сфере М2М весьма широк. Дорожные налоги для автомашин (особенно для тяжелых грузовиков) в некоторых странах Европейского сообщества уже сейчас рассчитываются в зависимости от пройденного ими расстояния, которое учитывают с помощью сим-карт.

В числе крупнейших европейских игроков — Франция (2,621 млн. соединений), Швеция (2,2 млн.), Испания (2,129 млн.), Россия (1,2 млн.) и Норвегия (0,52 млн.).

Самый высокий уровень проникновения М2М в Швеции. Он составляет 17,9 процента (в среднем по ЕС этот показатель находится на уровне трёх процентов) и обусловлен в значительной мере внедрением технологии AMR. Швеция, завершила повсеместное внедрение AMR для электросетевых компаний в 2009 году. Причем для передачи данных в счётчиках в основном используется технология GPRS.

Использование М2М дает очевидные преимущества. Во-первых, возможность мониторинга и управления удалёнными объектами, до которых невыгодно прокладывать проводную связь. Во-вторых, возможность оперативно и достаточно просто подключать новые устройства без дополнительных затрат. Ну и наконец, это управление объектами там, где использование проводов невозможно в принципе (например, для мониторинга ситуации на транспорте). Все эти преимущества позволяют находить такие решения для бизнес-задач, которые раньше представлялись либо фантастическими, либо неэффективными.

Преимущества беспроводной передачи данных по достоинству оценили компании, которые работают на рынке платёжных систем, с чего, собственно, мы и начали разговор.

Еще один пример — грузоперевозки. Крупные транспортные и логистические конторы давно используют М2М для оптимизации бизнес-процессов и контроля за движением автомобилей. Контроль через сим-карту позволяет определить причины перерасхода ГСМ, минимизировать необоснованные простои. Более того, постоянный автоматический контроль (данные с "симки", установленной в навигатор, регистрируются на предприятии автоматически) заставляет соблюдать ПДД и скоростной режим. Тут уж не погоняешь на казённом транспорте.

Отдельно стоит отметить решения в соответствии с концепцией "умный офис", которые позволяют контролировать стационарные объекты без посторонней помощи. "Умные" камеры зафиксируют движение там, где его быть не должно, и оповестят об этом: датчики сообщат о том, что открыта дверь, окно, жалюзи или не выключен свет. Эти и многие другие функции доступны уже сейчас, и их число будет стремительно увеличиваться.

Спектр применения межмашинных соединений постоянно растёт. В России ЖКХ и медицина стали лидерами по динамике роста М2М sim-карт. За год количество sim-карт, использующихся в ЖКХ, увеличилось в два с половиной раза, а в медицинской отрасли – в три раза. Количество sim-карт, применяемых в этих областях, составило 250 тысяч (ЖКХ) и 75 тысяч (медицина).

Максимальный, в два раза рост пользования услугами М2М произошел в охранном бизнесе. Для них операторы предлагают особые проекты. К примеру, МТС обеспечивает мониторинг систем безопасности компании ООО "Цезарь Сателлит" - крупнейшей компании по предоставлению спутниковых противоугонных систем, которые осуществляют охранный мониторинг автомобиля при помощи GPS-навигации. В случае опасности, информация о перемещении объектов, подключенных к системе при помощи технологии передачи данных между устройствами, оперативно поступает в специальный Диспетчерский центр. Сегодня компания ООО "Цезарь Сателлит" использует около 27000 sim-карт МТС для автоматического обмена данными.

Охранное предприятие ООО "An Security" использует более 300 sim-карт МТС в терминалах, установленных в объектах розничной торговли: сетевых супермаркетах и гипермаркетах, автосалонах, сетевых автозаправочных станциях.

ООО "Аркан" - федеральный оператор услуг безопасности, использует около 10000 SIM-карт МТС для обеспечения удаленного контроля состояния объектов. Также в салонах МТС можно оплатить услуги безопасности ООО "Аркан".

Эксперты считают, что наиболее перспективные направления для М2М это:

  • удалённые измерения показателей датчиков. Здесь M2M-сервисы используются для контроля работы систем ТЭК и систем добычи/переработки/транспортировки сырья, например, для удаленного мониторинга давления в трубопроводах.

  • В сфере ЖКХ телематические сервисы применяются для мониторинга систем энергообеспечения, например, для контроля давления и температур в системах отопления, могут использоваться в счетчиках расхода воды и электричества, для мониторинга работы лифтов, служб вывоза мусора. На этот сегмент приходится около 20% клиентов М2М-сервисов МТС;

  • охранные и противоугонные системы (около 10% клиентов М2М-сервисов МТС);

  • банкоматы и автоматизированные платежные системы (около 20% клиентов М2М-сервисов МТС);

  • торговые автоматы и автоматизированные точки продаж (около 5% клиентов М2М-сервисов МТС). Ещё около 5% приходится на прочие телематические сервисы.

К числу перспективных отраслей для развития технологий М2М можно отнести и здравоохранение - мобильные кардиографы, мониторинг машин скорой помощи.

Думаю, этот список будет только расширяться, и за пять лет количество межмашинных соединений не удвоится, а утроится, а развитие технологий приведёт к тому, что удастся полностью автоматизировать вредные производства, полностью передать компьютерам управление наземным, железнодорожным или воздушным движением. К чему приведёт нас интернет машин, сказать сегодня сложно. Но очевидно, что развитие межмашинного диалога открывает невиданные перспективы для телекоммуникаций. Главное здесь - вовремя занять свою нишу.

 
205 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Межмашинный диалог без участия человека давно уже превратился из фантастики в почти привычную реальность. Сегодня, когда внедрение технологии М2М только набирает обороты, самое время подумать, какую пользу от новых технологий может получить телеком.

 

Полный текст

Saab95
Saab95

Осталось еще все маршрутизаторы оборудовать симками и они смогут всегда оставаться на связи при обрывах на магистральных каналах.

Nickuz
Nickuz

Осталось еще все маршрутизаторы оборудовать симками и они смогут всегда оставаться на связи при обрывах на магистральных каналах.

Связь через те же оборванные магистральные каналы?

Saab95
Saab95

Магистральные каналы имелись ввиду у оператора, а не у сотовых. Вообще так в некоторых случаях уже делают - маршрутизатор через модем поднимает туннель на центральное оборудование сети, и если есть проблема с каналами можно зайти удаленно и посмотреть в чем дело. А то бывает все потухло и не ясно что случилось, то ли электричество пропало, то ли кабель оборвался и т.п.

thodin
thodin

Собственно, к 2021 году технология LTE могла бы полностью вытеснить и 4G

 

Дальше не читал, автору нужны санитары.

20Ilya
20Ilya

thodin Предполагаю, что там было 3G...

thodin
thodin

thodin Предполагаю, что там было 3G...

Тогда надо было написать "UMTS и GSM". Вообщем автору надо выставить фото в купальнике для компенсации.

Syzygy
Syzygy

Без оскорблений, пожалуйста, тут не политота.

thodin
thodin

Без оскорблений, пожалуйста, тут не политота.

Статья получилась откровенно вредная.

Правильная статья раскрыла бы вопрос с 5G, а так же рассказала бы, что LTE ничего не вытеснит, ибо самые дешевые устройства, которые везде пихают - никакого LTE не умеют и не известно еще, когда массово научатся.

Syzygy
Syzygy

Статьи ругать можно и нужно. Переходить на личность автора - нет.

З. Ы. Меня ругать можно.