Через 30 дней вступят в силу изменения, касающиеся оказания универсальных услуг связи. Новая редакция отдельных статей федерального закона* сильно напоминает условия каких-нибудь местечковых конкурсов с заранее известным победителем. Судя по тому, что изменения подписаны президентом, в ФАС на этапе согласования не увидели ничего противозаконного в новых формулировках.
Когда вы прочитаете "Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации", наверняка обратите внимание на своеобразный критерий, появившийся в новой редакции ст. 58, посвященной описанию оператора универсального обслуживания.
Ранее, также оператором универсального обслуживания мог стать "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования". Только речь шла об отдельной территории и о ситуации, когда в результате проведения конкурса (в новой редакции конкурсы не предусмотрены) победитель-претендент на оказание УУС не был определён.
То есть антимонопольную службу не смутили ни изъятие конкурсных процедур, ни критерий, резко ограничивающий количество участников (на самом деле до одного)?
Что ещё... Как и предполагалось, договор об условиях оказания универсальных услуг связи с оператором будет заключаться на десять лет (ранее договор заключался на пять лет, в 2011-2013 гг. были постановления правительства РФ, продлевающие эти договоры на 1-2 года).
Существенные условия договора:
Предусмотрена возможность дополнительно заработать на инфраструктуре, создаваемой в том числе и за счёт резерва универсального обслуживания: "Оператор универсального обслуживания самостоятельно определяет условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств связи и сооружений связи для оказания универсальных услуг связи надлежащего качества". Не будет же этот загадочный оператор, под которого, ни разу не упомянув, отредактировали федеральный закон, прокладывать оптоволоконный кабель с "одной жилой"... Писал об этом в "Госдума позаботилась о "Ростелекоме".
Финансовый "аппетит" оператора универсального обслуживания ограничен: ежегодная плата за оказание УУС не может быть больше той суммы, что собрали со всех российских операторов в резерв универсального обслуживания в данном году.
Добавлены в ФЗ "О связи" два новых понятия, используемых в тексте данного закона:
"средство коллективного доступа" — оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него
"точка доступа" — средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием пользовательского оборудования абонента.
Поэтому изменились формулировки услуг универсальной связи, в новой редакции:
Ликвидировать "цифровое неравенство" в небольших населённых пунктах с подачи Минкомсвязи будут так:
Непонятно, почему прямо не написали всё то же самое, только в отдельном НПА, с упоминанием (в нужных местах) ОАО "Ростелеком"? Обязательно нужно делать так, чтобы большинство чувствовали себя идиотами?
---------------------------
В США есть Universal Service Fund (USF), в который отчисляют операторы. Механизм расходования сам по себе другой и плюс более гибкий: есть ситуации, когда компенсируется высокая стоимость прокладки телефонной линии в отдельных регионах (Connect America Fund), есть компенсации затрат (Low-Income Support) на услуги связи людям, имеющим очень низкий доход (направления Link-Up America и Lifeline). В Lifeline ежемесячная компенсация счета за пользование домашним телефоном или мобильным телефоном - до $9.25, коренным жителям (индейцам и жителям Аляски) - до $25. По мере того, как менялись телекоммуникационные технологии и видоизменялись цели фонда, он реорганизовался. Разнообразие решаемых задач приводит к тому, что компенсации по условиям High Cost Program получили более 1850 операторов. Есть Healthcare Connect Fund, связанный с развитием телемедицины в сельских районах (направление Rural Health Care). В общем, подход принципиально другой, более рыночный.