Вчера, 14 октября, состоялось итоговое заседание экспертной рабочей группы по рассмотрению петиции об отмене 187-ФЗ, в народе также известного как "закон против интернета" или как его позиционируют власти "антипиратского" закона. Данная петиция в рекордные сроки набрала 100 тысяч подписей на официальном портале "Российская общественная инициатива" и по регламенту должна быть передана в Правительство России и Госдуму после решения экспертов.
Состав экспертной комиссии был утвержден Дмитрием Медведевым в июне этого года, а ее руководителем был назначен министр Открытого Правительства Михаил Абызов.
Напомню, что в сентябре прошли неоднозначные и полузакрытые т.н. «общественные слушания» по теме как самого закона 187-ФЗ, так и петиции об его отмене, по итогам которых Михаил Абызов, министр Открытого правительства, пригласил меня, как инициатора петиции, на итоговое заседание рабочей группы.
Что и произошло. Само заседание проходило в Доме Правительства.
Вначале был заслушен доклад президента "Фонда информационной демократии" Ильи Массуха, который рассказал о порядке появления петиции, об отмене 187-ФЗ и статистических данных о ней. Он упомянул интересный момент, что в отличие от первой петиции, набравшей 100 тысяч подписей, инициативой Алексея Навального об ограничении стоимости автомобилей для чиновников, петиция об отмене "антипиратского" закона получила заметно более ровное распределение голосов по территории России. Граждане из всех регионов нашей страны подписывали петицию об отмене 187-ФЗ, причем доля Москвы была относительно невелика - на уровне 25%. Что показывает, в том числе, и всеобщую территориальную актуальность обозначенной проблемы. Распределение голосов по петиции по субъектам РФ можно увидеть в конце данного документа.
Следующим выступил заместитель руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов, который озвучил доклад о практике правоприменения 187-ФЗ:
Доклад Роскомнадзора к итоговому заседанию экспертов по рассмотрению петиции об отмене 187-ФЗ by Artem Kozlyuk
Затем слово предоставили мне, как руководителю "РосКомСвободы" и представителю обсуждаемой петиции.
Моя речь состояла из трех разделов:
Мы выложили этот доклад непосредственно перед самим заседанием и с ним можно подробно ознакомиться.
(автор фото - Сергей Плуготаренко)
Далее начали выступать сами эксперты, которых собралось порядка 20-25 человек.
Практически все выступающие начинали свою речь со слов: закон 187-ФЗ отменять не стоит, НО.
И за каждым этим "НО" вносились те или иные предложения, которые были основаны как на пунктах, обозначенных в самой петиции, так и в моем докладе.
К примеру представитель "Общественной палаты" Иосиф Дискин предложил передавать резонансные законопроекты на "нулевое чтение" к ним на обсуждение, но при этом высказался против всеобщих онлайн-площадок по сбору предложений в конкретные законы, т.к. он не считает их экспертными. Свое расширенное мнение он опубликовал после заседания: "Отвечать обществу – важная проблема для любой власти".
Представитель Совета Федерации Руслан Гаттаров поддержал идею того, что необходимо более широко обсуждать такие резонансные законы.
Депутат Госдумы Роберт Шлегель подтвердил запрос общества на иной механизм принятия решений властями и предложил для всеобщих обсуждений использовать интернет-площадку Госдумы "Вече", на которой сейчас проходят общественные обсуждения его нового законопроекта и они показали заинтересованность граждан в таком процессе. В перспективе все резонансные законопроекты должны будут проходить через подобное общественное "нулевое чтение", иначе, подчеркнул депутат, без такой процедуры законы будут нелегетимны по факту. Также Шлегель отметил, что скоро состоятся первые слушания по законопроекту от фракции КПРФ - об отмене 187-ФЗ.
Еще один представитель Совета Федерации Константин Добрынин отметил, что правоприменение 187-ФЗ практически идеально и совсем мало статистики - еще рано делать выводы по эффективности закона. Но действия Мосгорсуда, по которым не выносится снятие предварительных обеспечительных мер по блокировке сайтов (а срок их ограничен 15 днями) требуют разбирательств на уровне Пленума Верховного суда и после изучения этих случаев они постараются инициировать постановку этого вопроса на Пленуме.
Светлана Маковецкая, директор Фонда "ГРАНИ", высказалась за поддержку пунктов петиции, но не за отмену самого 187-ФЗ, а за его изменение в соответствии с теми пунктами, которые были обозначены в петиции.
Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение", сказал, что не нужно серьезно относиться к требованиям об отмене закона, но должен быть извлечен урок из феномена "общество обижено". Необходим диалог с обществом. Он раскрыл свою позицию в заметке: "Любое требование гражданского общества призывает к реакции."
Депутат Сергей Железняк высказал такую мысль, что петиция - это про снятие рисков с добросовестных ресурсов и он в принципе за саморегуляцию самой отрасли. Но когда субъекты права не могут решить вопрос между собой, то тут важна роль госрегулирования. И высказал еще ряд мыслей: что премодерация запрещена в нашей стране по Конституции РФ (речь про цензуру?), что у нас нет блокировок по IP-адресу (что?!) и что понятие свободный лицензий будет заложено в ГК РФ. Никаких закрытых дверей нет, мы максимально открыты. Упомянул и о том, что предложение, которое озвучил Иван Засурский на совещаниях в Аппарате Президента о возврате советского культурного наследия в общественное достояние в Госдуме, встретит максимальную поддержку.
Иван Павлов, председатель совета Фонда "Институт Развития Свободы Информации" выступил с обращением лично ко мне, как представителю петиции со словами поддержки: "В любом случае, вы, в определённой степени, своей цели добились - ваша идея об отмене 187-ФЗ будет рассматриваться в Госдуме - ведь внесен соответствующий законопроект" и обратившись к депутатам Госдумы внес предложение пригласить представителей петиции на заседания профильного комитета ГД.
Далее с итоговым словом выступил глава экспертной группы - Михаил Абызов и обозначил следующие тезисы:
В связи с этим, Абызов предложил составить резолюцию, в которой необходимо обозначить несколько вопросов и выставить их на голосование экспертам:
Но непосредственно самого голосования по обозначенным пунктам проведено не было, было предложено сделать это удаленно после составления итоговой резолюции с учетом мнений сторон-докладчиков, что ориентировочно должно произойти в течении недели.
Еще до начала заседания был представлен проект Протокольного решения.
А после итогового заключения решение экспертов будет передано, по словам Абызова, на рабочие площадки Общественной палаты и Госдумы.
Также было предложено и нашло поддержку со стороны главы экспертной комиссии об обязательном приглашения инициаторов петиций, которые будут рассматриваться в будущем на таких заседаниях экспертной группы.
По итогу заседания можно сделать несколько выводов:
Но будем ждать итоговую резолюцию и уже после голосования по ее пунктам общество будет делать окончательные выводы о действенности института народных инициатив в таком виде, который нам, гражданам России, представлен и о том, слушают ли представители властных структур мнения наших граждан в столь резонансных вопросах.
Полная видеозапись обсуждения велась, но, к сожалению, на данный момент ее не представило наше "Открытое правительство".
Есть только миниинтервью двух участников заседания:
Материал:
Вчера, 14 октября состоялось итоговое заседание экспертной рабочей группы по рассмотрению петиции об отмене 187-ФЗ, в народе также известного как "закон против интернета" или как его позиционируют власти "антипиратского" закона. Данная петиция в рекордные сроки набрала 100 тысяч подписей на официальном портале "Российская общественная инициатива" и по регламенту должна быть передана в Правительство России и Госдуму после решения экспертов.
Полный текст
Посмотрим на развитие событий...
Да уж. Пора "Закон работает" уже мемом делать.
Причем "работает" понимается как то, что на некоторых (возможно и популярных) сайтах фильмы сняли/что-то заблочили.
Сильно ли усложнилась процедура "скачать" для этих фильмов и увеличилась ли выручка от их продажи - про это не сказали.
лично мне при таком развитии событий вспоминается сарказм пелевина
Артем -мне кажется ты пропустил исходный документ - с чего началось на этот год
Если верить соглашению - не все еще реализовано
Думаю - мало кто обращал внимание перед Рождеством и Новым Годом
http://www.ustr.gov/webfm_send/3619 12/21/2012
"United States-Russian Federation Intellectual Property Rights Action Plan
I. Main Actions to Increase the Level of Protection and Enforcement of Intellectual Property Rights
A. Enforcement
Piracy over the Internet is a significant global problem. In addition to current actions, the Russian Federation and the United States endorse taking enforcement actions targeting piracy over the Internet, including the following actions, consistent with their respective laws and regulations:
o Take measures in order to disrupt the functioning of websites that facilitate criminal copyright infringement, and provide for takedown of infringing content;
o Take actions against the creators and administrators of websites through which intellectual property crimes are committed;
o Conduct meaningful consultations with rights holders to target and to take action against high-priority infringing websites;Devote sufficient resources within existing law enforcement entities,
including specially trained personnel, and encourage creation or
maintenance of specialized units with appropriate authority to focus
primarily on combating piracy over the Internet, and promoting
coordination between such law enforcement entities; and
o Promote exchange of information on
IPR infringements over the Internet (e.g., server location, evidence, persons) when enforcement
authorities of one country are proceeding on such cases
and apply to the enforcement authorities of another country, including a third
country recognizing the time-sensitive nature of many Internet-based investigation.
Enforcement Generally.
In addition to current actions, the Russian Federation and the United States
endorse taking enforcement actions, including the following actions, consistent with their respective laws and regulations:
o Conduct enforcement actions against counterfeiting, piracy (including
software piracy and unauthorized camcording), and the circumvention
of technological protection measures and encouraging the imposition
of penalties and sentences that deter further violations;
o Conduct unannounced raids of plants, retail outlets, and warehouses to
detect, seize and, where appropriate, destroy goods that violate
intellectual property rights;
o Seize and destroy goods that violate intellectual property rights and the
equipment and materials used to produce them;
o Promote transparency and public awareness of actions to enforce IPR.
B.Legislation
Russian Federation’s Steps:
ISP Liability Law:
Support special legislation to combat Internet piracy,
which will establish a fair framework for liability of Internet service providers
in appropriate cases of infringement of intellectual property rights over the Internet.
Regulatory Data Protection
: Hold consultations with the United Statesregarding the implementation of Russia’s WTO data protection commitments.
Administrative Code:
Hold consultations with the United States regarding strengthening administrative penalties to deterrent levels
Вобщем срали тадепуты на общественное мнение. Главное - мнение медиа-лоббистов, которые деньги американским хозяевам дают.
C Хабры
Обращаю внимание, что СМИ забегают вперед - итоговое решение и голосование экспертов еще не состоялось.
Важно будет - какие пункты в итоге будут в резолюции и голосовалке.
Ну и ее поименные результаты - если не выложат в открытую, то у нас будет все равно инсайд об этом.
Нагрузка на Росконадзор выросла => дотации на новых секретуток, которые неспособны самостоятельно раз в день проверять сответствие доменов в списке реальным адресам в инете (это ведь ппц как сложно автоматизировать, а руками работать боярам негоже). А провайдеры же резиновые, все потянут сами, нехай еще ярмо накинем.
Причем, если РКН выделят запрашиваемые ими 97 млн. руб. в год, то закон 187-ФЗ де-юре становится антиконституционным, т.к. не требовал отзыв Правительства, т.к. по оценке комитета ГД не нуждался в бюджетной нагрузке.
- У меня двое детей и мне не все равно, что они видят на экране.
- И у меня двое детей. Сегодня (т.е. уже вчера) я заходил с ними в книжный магазин, где на полках стояли книги про убийц, наркоманов, проституток, оружие и прочее. Мы проходили мимо отдела с журналами, где на витрине красовались обложки с полуголыми тётями и пошлыми заголовками. На улице мы встретили пьяное матерящееся стадо человекообразных существ. Днем был включен телевизор, где на канале НТВ показывали передачу про то, как любовник «замочил» любовницу мужа своей любовницы за 50к рублей. По другому каналу показывали кино, где было много трупов и избиение женщин. По «Первому» каналу показывали какой-то сериал про войну, где многие курили, пили алкоголь, зарезали девушку, а вторая занималась сексом с фашистом, потом привязала его к стулу и выпытывала пароль от чего-то. В промежутках видел рекламу презервативов и пива. Хм. О чем это я? А, ну да. Обязательно нужно контролировать интернет, иначе дети там плохому научатся.