vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Стихия, сломавшая интернет

Дата публикации: 01.11.2017
Количество просмотров: 2960
Автор:

Ирма и Мария - красивые женские имена после осени 2017 года у многих будут ассоциироваться с разрушительными ураганами, которые словно "божественной метлой" прошлись по странам Атлантики. Под руку с "дамами" над Атлантикой кружил и суровый "мужчина" Харви.

Ветренные красавицы вместе с "американским ковбоем" Харви в своем осеннем разгуле пошумели не на шутку, нанеся совокупного ущерба примерно на 180 миллиардов долларов. США и близлежащим странам на побережье Атлантического океана не привыкать к ежегодным ураганным ветрам, но эта осень явно стала особенной и, пожалуй, самой разрушительной где-то с 2005 года.

При глобальных катастрофах, будь то землетрясения, ураганы или цунами, качественная связь всегда играет первостепенную роль. В такие моменты функции  телекоммуникаций становятся как никогда важными: это и организация слаженных действий при эвакуации населения, и возможность подать сигнал о помощи, а также координация всех систем управления в обществе. Интернет уже давно стал важнейшим компонентом этой коммуникационной системы с мобильными метеорологическими приложениями, обеспечивающими в реальном времени понимание штормовых условий и местоположений. Например, социальные сети позволяют связаться с близкими или попросить о помощи, а некоторые приложения обеспечивают информацией о наличии топлива на заправках или другой важной информацией.

Соответственно, значение интернета в кризисных ситуациях значительно выросло. Инфраструктура крупных центров обработки данных строится с учетом возможных стихийных бедствий. Благодаря этому факту, во время ураганов удается сохранить работоспособность ключевых объектов сети.

Поэтому практически все центры обработки данных выдержали натиск ураганной тройки. Например, дата-центры в Хьюстоне и Майами несколько суток работали без электроснабжения, вырабатывая живительное для сети электричество с помощью дизельных генераторов, а специально спроектированная защита, сдерживала подступающую воду.


Стихия бушует возле одного из дата-центров компании Skybox в Хьюстоне

Если крупные узлы и дата-центры надежно защищены от ураганов, то этого нельзя сказать о местной инфраструктуре. Так называемая "последняя миля" попадает под разрушительную силу стихии по полной программе, а именно от этого завершающего элемента сети зависит доступность конечных пользователей. Сильные ветра и чрезмерные дожди нанесли мощный урон инфраструктуре интернета в регионах, пострадавших от ураганов.

Эксперты компании Oracle Dyn подготовили отчет, где наглядно показано, как падала сеть во время ураганных ветров. В отчете скомпонован анализ данных BGP, разделяемых сетевыми партнерами в более чем 700 точках по всему миру, а также трассировки, выполненные из более 300 локаций в глобальном интернете. Благодаря этим данным и анализу данных официальных / вторичных и открытых рекурсивных DNS-сервисов, эксперты компании смогли отследить влияние ураганов Харви, Ирма и Мария на подключение к интернету в пострадавших районах.

Как отмечают эксперты, доступность базовой сети является необходимым, но не достаточным условием для доступа в интернет. Факт работы базовой сети не означает, что у пользователей есть доступ в интернет, однако, если она не функционирует, то у пользователей определенно нет доступа.

Харви

Ураган Харви начал хозяйничать на берегу вечером, 25 августа, неподалеку от небольшого города Рокпорт, что в штате Техас. В течение следующих нескольких дней он не спеша продвигался на север, разрушая все на своем пути.


Так Харви выглядит из космоса

Как показывает график, во время прохождения Харви по штату Хьюстон, показатель количества неработающих сетей держался на отметке 26-27. Когда же ураган начал бушевать в Техасе, число сетей, которые стали недоступными в течение этого периода, значительно выросло: от 40 до 120 в пике.

Многочисленные сбои электропитания заставили локальную сетевую инфраструктуру отключить работу сети. Но восстановление работоспособности сети в Техасе произошло быстро. Это отлично видно на графике - показатели возвращаются на прежнюю отметку.


Так Харви "крошит" инфраструктуру Техаса

Американским операторам приходилось работать в авральном режиме, буквально находясь посреди бушующей стихии, чтобы оперативно восстанавливать работоспособность своей сети. AT&T в своем блоге практически ежедневно отчитывались о восстановительных работах.

Например, для восстановления связи в районах Юго-Восточного Техаса оператор развернул целый флот из 25 беспилотников, которые проверяли влияние Харви на сеть оператора. Дроны позволяли проверить инфраструктуру в тех районах, доступ куда был невозможен каким-либо транспортом из-за затопления.


​Дроны фиксировали и передавали изображения оборудования, кабелей, благодаря чему инженеры оператора с земли могли оценить степень повреждения сетевого железа.

Ирма

Менее чем через неделю тропический шторм Ирма превратился в ураган пятой категории.  4 сентября, и 5 сентября были выпущены предупреждения для американских Виргинских островов, Пуэрто-Рико и островов Теркс и Кайкос. В течение дня Харви начал свою агонию в странах Карибского бассейна. В частности в Сен-Бартелеми и Сент-Мартен. Как видно из графиков ниже, две из трех доступных сетей в Сен-Бартелеми простаивали с 6 по 9 сентября. В Сент-Мартин большинство из 30 доступных сетей отключились примерно с 10 утра. 

Сети на Сент-Мартин понесли примерно такие же потери.

На острове Ангилья, Ирма бушевала со скоростью ветра 297 километров в час, принеся катастрофические разрушения. 

В отчетах Oracle Dyn наглядно демонстрируется, как стихия влияет на доступность сети на этом острове. Интернет здесь был недоступен с 6 по 9 сентября.

При перемещении Ирмы на северо-запад во Флориду, проблемы с сетью продолжительное время происходили на островах Тёркс и Кайкос.

Как и в Ангилье,  отключилась только часть от общей доступной сети. Но интернет был недоступен более длительный период времени. Связь там появилась  11 сентября.

Играючи пройдя Карибский бассейн, Ирма вышла на берег во Флорида-Кис в виде бури четвертой категории. Как видно из графиков ниже, активность в интернете в округе Монро, измеряемая  запросами на DNS-сервисы Dyn Oracle, падает значительно примерно в то же время. Судя по всему, из-за отключений и повреждения местной инфраструктуры.

Эвакуация во Флориде началась 7 и 8 сентября. На приведенном ниже рисунке показан объем запросов к открытому рекурсивному DNS-сервису Oracle Dynant, основанному на IP-адресах, подключённых в штате Флорида. Как показано на рисунке, при эвакуации потребительский трафик явно начинает снижаться 7 сентября, достигнув самых низких объемов 10 и 11 числа, когда Ирма прошла через государство.


Разрушения после Ирмы

Объем запросов начал восстанавливаться 12 числа, когда Ирма двинулась на север, связь была восстановлена, а жители начали возвращаться в свои дома.

Мария

Спустя две недели после "пьяных дебошей" Харви и Ирмы, продолжать вечеринку на острова Карибского бассейна пришла Мария. Значительный урон также был нанесен Доминикане и Пуэрто-Рико. В понедельник Мария усилилась в шторм пятой категории, и начала куролесить по Доминикане со скоростью ветра 257 километров в час, вызвав практически полное разрушение инфраструктуры.

Сетевая нестабильность на острове значительно выросла сразу же после 06:00 UTC, оставив лишь небольшую часть сетей, доступных для пользователя.

Через пару дней Мария "высадилась" в Пуэрто-Рико,

что привело к быстрому сокращению количества доступных сетей, видимых с острова (как показано на рисунке ниже).

Немного позднее массовые отключения электроэнергии в результате урагана вызвали полное отключение интернета в Пуэрто-Рико. Так выглядел Пуэрто-Рико после того, как Мария повеселилась:

Как отмечают в Dyn Oracle, в этот период количество выходов в интернет с IP-адресов Пуэрто-Рико сократилось почти до нуля.

Дальнейшая нестабильность сети наблюдалась утром 21 сентября, вероятно, из-за продолжающихся перебоев в подаче электроэнергии, поскольку количество доступных сетевых префиксов упало примерно с 600 до примерно 350 сразу после 03:00 UTC, как показано ниже.

Восстанавливать работоспособность сети в пострадавших регионах удавалось благодаря оперативному реагированию крупнейших американских операторов связи, и использованию ими передовых технологий.


Американские операторы восстанавливают сетевую инфраструктуру

Американский AT&T самолетами отправлял сетевое оборудование и автономные базовые станции в пострадавшие регионы.

Оператор развернул более 17 мобильных сотовых станций, 5 аварийных коммуникационных порталов, 6 зарядных станций и почти 600 дизельных генераторов.

Все это позволяло поддерживать необходимый уровень коммуникаций, пока технические службы занимались восстановлением поврежденной инфраструктуры.

Не обошлось и без широко разрекламированных инноваций. Для обеспечения сети, в воздух поднялись воздушные шары. Проект Project Loon едва ли не впервые удалось испытать в реальных "боевых условиях".


Воздушный шар Loon готовится отправиться в Пуэрто-Рико со стартовой площадки в Неваде


Краткий обзор принципа работы Project Loon

"По общему признанию, графики, показывающие волатильность интернета, вызванную ураганом, никоим образом не сравнимы с фактическим физическим опустошением, вызванным бурями. Тем не менее, сайты и приложения в социальных сетях, а также более стабильная работа интернета стали играть более активную роль в обеспечении готовности к катастрофам, а также глобальном распространении информации, фотографий и видеоматериалов о последствиях этих стихийных бедствий. По существу, важно следить, измерять и понимать, как эти штормы влияют на местное подключение к интернету и доступность его в этих регионах. Многие из приведенных выше графиков - это отличный ресурс для понимания того, как природные и физические катастрофы, а также действия государственных участников и других сетевых событий влияют на работу местного и глобального интернета.  Хотя сезон ураганов в Атлантике в 2017 году не заканчивается 30 ноября, мы надеемся, что это наш последний пост на эту тему в течение сезона",  - резюмируют в своём отчёте эксперты Dyn Oracle.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/100017/stihiya-slomavshaya-internet.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться