Сразу уточню, что информация о таком изменении ситуации с выручкой относится к результатам работы оператора в Москве. По данным МТС, доходы компании от услуг передачи данных на этом рынке в течение июля-августа 2015 года оказались больше, чем доходы от голосовых услуг. В остальной части России такая ситуация возникнет, возможно, года через три, предполагают в МТС.
Конкуренты МТС по "большой тройке" по-разному отнеслись к этой новости: в "Вымпелкоме", ориентируясь на данные по своей сети, предположили, что в МТС могли что-то неправильно подсчитать из-за некорректной методики. А в "МегаФоне" не раскрывают своих данных о продажах. Как утверждают "Ведомости", этот оператор перестал публично информировать о показателях, характеризующих результаты коммерческой деятельности "МегаФона" при оказании услуг голосовой связи — MOU и ARPU. "Пропажа" этих данных из отчётности затрудняет отслеживание динамики изменения спроса на голосовые услуги и, по мнению, некоторых лиц, с которыми пообщались "Ведомости", даёт менеджменту оператора возможность гибко подходить к подготовке информации для внешних потребителей.
То, что заметно выросла выручка от услуг передачи данных, в МТС объясняют предыдущей и нынешней активностью оператора сразу по нескольким направлениям: энергичное развёртывание сетей LTE (работающих в разных диапазонах частот), снижение цен на абонентские устройства, телерекламное "давление" (могу ошибаться, но по ТВ вижу чаще именно МТС) и введение новых тарифных планов с большими пакетами. Не забывают в МТС и про покрытие нужных и важных мест — "приход" технологии LTE в столичный метрополитен, наряду с увеличением скорости доступа в сети 3G, это хороший ход, позволяющий абонентам не оставаться без скоростного мобильного интернет-доступа.
Безусловно, все эти факторы, при должной реализации, должны были увеличить трафик абонентов. Достижением оператора является то, что вырос не только мобильный трафик данных, но увеличилась и выручка, то есть в МТС "сделали всё правильно".
То, что МТС удалось получить больше денег за услуги передачи данных, чем за услуги голосовой связи, может быть связано не только с успехами в продвижении мобильного интернет-доступа, но и по причине продолжающегося снижения спроса на традиционные звонки: если покрытие сетей 3G/4G качественное, то абоненты могут использовать различные мессенджеры, предлагающие голосовые вызовы.
Любопытно, что топ-менеджеры МТС, похоже, уже полностью поверили в неизбежность дальнейшего падения выручки от услуг голосовой связи. Президент МТС Андрей Дубовсков даже готов к тому, что эти услуги станут бесплатными, а основным источником выручки компании будут услуги передачи данных: "Наша основная задача — как минимум удержать, а лучше развить действующую абонентскую базу. К сожалению, зарабатывать на голосовой связи уже практически невозможно. Я уже говорил, что мобильный оператор должен зарабатывать на мобильном интернете, голосовая связь при этом должна предоставляться абоненту бесплатно". Это было сказано в начале августа этого года, в период проведения Петербургского международного экономического форума.
В газете "Ведомости" также есть цитата об ожидаемой "бесплатности" голосовой связи: "У нас [МТС] нет цели зарабатывать на голосовой связи, добиваться стабильного ARPU или его повышения. Тот оператор, кто быстрее других теряет голосовые доходы и в конечном итоге сведет их к нулю, тот и будет абсолютным победителем на рынке. Мобильный оператор должен зарабатывать на мобильном интернете, голосовая связь при этом должна предоставляться абоненту бесплатно. Мы уже давно предоставляем ее бесплатно в рамках нашей сети, но хотелось бы рано или поздно везде делать это бесплатно".
Напомню, что в начале этого года компания МТС объявляла о готовности запустить OTT-сервис — собственный мессенджер (см. "МТС попробует конкурировать с OTT-сервисами"). Проект начат и продолжается: "... RCS запущен сейчас в тестовом режиме в Москве, второй на очереди Санкт-Петербург. Дату коммерческого запуска я не хочу называть, но то что сейчас есть, оно уже работает. В мессенджинге идет развитие на голос в RCS, поэтому в этом году мы точно это увидим ...", — сказал месяц назад вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич.
* * *
Итоги работы МТС в первой половине 2015 года
Источник: "Ведомости" от 11 сентября 2015 года со ссылкой на данные, полученные от пресс-службы МТС.