vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Всеобъемлющий законопроект

Дата публикации: 26.02.2014
Количество просмотров: 1659
Автор:

Депутат Госдумы Сергей Железняк предложил внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В случае одобрения этого законопроекта, правообладатели получат защиту всего и вся на просторах Рунета.

Основное изменение примитивное — предложено заменить в тексте действующего закона, предусматривающего защиту правообладателей из теле/кино/видеоиндустрии, слова «фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов» на другие слова — «объекты авторских и смежных прав». В соответствии с этим подходом, глава 15 данного федерального закона будет описывать порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав.

Предложенная простая "техническая" замена одних слов на другие, на самом деле, приведёт к тому, что операторов и интернет-провайдеров ожидает длительная огромная работа по "очистке" российского интернета от незаконно-размещенной музыки, видео, программ и текстов книг. Конечно же при постоянном понукании со стороны правообладателей. А ведь ещё пару месяцев назад намеревались не торопиться с целью избежать резкой реакции со стороны интернет-пользователей (см. «У "музыки" самые слабые лоббисты?»). Но что-то изменилось* ...

Ещё одно предложенное изменение выглядит не совсем понятно и, на первый взгляд, вроде бы позволяет упростить реализацию требований закона, что несколько нестандартно для российских законодателей, от которых в последнее время можно ждать только новых запретов и увеличенных штрафов.

В пояснительной записке к законопроекту расшифровка "что хотели" выглядит так: "Законопроектом уточняется механизм блокировки оператором связи нелегального контента. Оператор связи осуществляет блокировку не конкретного места в контенте, а весь нелегальный контент** в соответствии с вступившим в силу судебным актом. В случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации оператор связи обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу".

Предлагаются такие замены: слова «удалению такой информации» и слова «удалить незаконно размещенную информацию и (или) принять меры по ограничению доступа к ней» заменить на «ограничению доступа к такой информации» и «ограничить доступ к незаконно размещенной информации». Предположу, что "тонкость" замены в том, что теперь владелец ресурса будет более уязвим***, чем ранее, когда удаление зависело от его желания и расторопности, а вот "ограничить доступ" — легко, по мнению законодателей. Также можно вспомнить уже озвученные предполагаемые изменения, согласно которым оператор связи или провайдер должны будут хранить логи и т.п. в течение 6 месяцев (январские антитеррористические инициативы - см. "Новый законопроект грозит интернет-компаниям затратами на миллиард").

Таким образом, наличие полугодового "архива" в сочетании с отсутствием требования удалить незаконно размещенный «объекты авторских и смежных прав» (по сути улики) — условия, позволяющие правоохранительным органам организовать расследование в случае обращения к ним правообладателей или по собственной инициативе, включая случаи защиты прав, которые принадлежат государству. Прошу учесть, что это мои "фантазии", исходя из того, что просто так ничего не делается.

Продолжим. Другие изменения касаются процедур блокировки и разблокировки доступа к контенту:

«Провайдер хостинга в течение одного рабочего дня со дня получения от указанного федерального органа исполнительной власти уведомления об отмене мер по ограничению доступа к информационному ресурсу обязан проинформировать об этом владельца информационного ресурса и уведомить о необходимости разблокировки».

«В течение суток с момента получения по системе взаимодействия сведений об информационном ресурсе, содержащем объекты авторских и смежных прав или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без разрешения правообладателя или иного законного основания, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к незаконно размещенной информации в соответствии с вступившем в законную силу судебным актом. В случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации оператор связи обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу».

Законопроект также предполагает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в статьи, которые касаются работы Московского городского суда, ставший судом первой инстанции для подачи гражданских исков, связанных с защитой авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".

Ничего про эти изменения писать не вижу смысла, потому что, если кому понадобится, то всё равно нужно будет следовать требованиям и нормам действующего на тот момент закона. Основное — блокировка в качестве обеспечительных мер — остаётся.

-------------------------
Текст законопроекта от 24 февраля 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" находится здесь (pdf).

* Может это и случайное совпадение, но в конце января было зарегистрировано российское представительство музыкального онлайн-сервиса Spotify — ООО «Спотифай».

** По тв был 25 февраля сюжет (не уверен, что видел полностью, но вроде самое важное застал), в котором Железняк отвечал на вопросы про его законопроект. Так вот, "своими словами" он пояснил, что имеется в виду: ФЗ в новой редакции обяжет провайдера блокировать не одну отдельную ссылку на данном сайте, а все ссылки, по которым этот контент, подпадающий под блокировку, может находиться на данном ресурсе. О сроках принятия и возможности каких-либо изменений депутат сообщил, что процедура стандартная — предстоят три чтения, формулировки могут поменяться. Когда законопроект начнут обсуждать и сколько это продлится, он не знает, но уверен, что изменения будут утверждены ещё в эту весеннюю сессию.

*** Правда, нужно учесть, что по свежим январским данным Openstat "35% реально существующих сайтов зоны .ru располагаются на серверах за рубежом. В зоне .рф доля эмигрантов — 15%" (ссылка на источник).

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/24933/vseobyemlyuschiy-zakonoproekt.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться