vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Минкомсвязи: сон разума 93

Дата публикации: 11.11.2013
Количество просмотров: 15451
Автор:

В славной эпохе работы Минкомсвязи можно выделить три периода: Реймана, Щёголева и Никифорова. Первый, автор охарактеризовал бы как эпоху бурного развития, второй — как эпоху стагнации, а третий — как эпоху «болтологии и безответственных заявлений». Можно возразить, что стагнации было не избежать, так как рынку, к примеру, проводного ШПД уже почти некуда развиваться. Однако деятельность профильного министерства не ограничивается только рынком подключений. У отрасли в целом достаточно точек роста на ближайшую десятилетку.

В стране многое развивалось и развивается не благодаря, а вопреки. Исключением не стали и телекоммуникации. Почти все реализованные инициативы вместо толчка вызывали лишь торможение или здоровый смех. В качестве самого яркого примера выступают «универсальные услуги связи», в которых косяки начинаются уже в названии (всё пошло от слово «universal», которое перевели не как «общедоступный», а именно «универсальный»). Впрочем, то, что создавали тогда, не идёт ни в какое сравнение с тем, что создают или пытаются делать сейчас. Автор не хочет проводить никаких далеко идущих выводов, но отметит, что министр первой эпохи (несмотря на то, что был непростым человеком) имел профильное образование и богатую связистскую практику. А вот два последующих министра по образованию очень далеки от отрасли. Увы, такова печальная тенденция наших дней: руководить армией назначают работников мебельной промышленности, а министерством связи — экономистов.

Если сравнивать деятельность тогда и сейчас в понятиях популярного спора на форуме, то нынешняя напоминает автору работу айфона — всё очень ярко, модно, инновационно и вызывает восторги, но на что-то серьёзное не выдаёт. В отличие от предыдущего этапа, когда строился фундамент, сравнимый с персональным компьютером. Пусть неказистым, не таким ярким и не умещающимся в карман, зато выполнявшим любую задачу.

 

Несбывшиеся надежды

Биография нового министра, а также возраст давали надежду если не на форсированное развитие отрасли, то хотя бы на избавлении от «детских болячек», доставшихся по наследству. Повторимся ещё раз: отрасль сама по себе развивается неплохо, ей не нужно помогать, ей нужно всего лишь не мешать.

Увы, надеждам не суждено было сбыться. В связи со своими должностными обязанностями автору приходится читать почти все новости отрасли, касающиеся работы, в том числе, и Минкомсвязи с Роскомнадзором. Проглядывая в очередной раз ленту новостей или твиттер ответственных людей, начало создаваться впечатление, что Минкомсвязь живёт каким-то особым, своим миром. Чем-то иным объяснить происходящее в отрасли, невозможно.

Перевёрнутый мир

Чтобы проиллюстрировать дальнейший материал, приведём один единственный пример. Недавно суд оштрафовал главного редактора «Росбалта» в рамках административного дела о мате в материалах СМИ (http://nag.ru/news/newsline/24040/-rosbalt-delo-so-skrepkoy.html), а затем и вовсе лишил регистрации агентство (http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/10/31/1194632.html). Не будем лукавить — мат в материалах был. То, что ролики физически размещались на YouTube, роли не играет. Если СМИ размещает материал, то необходимо убедиться в его правомерности. Оставим в стороне даже странный способ приобщения надзорным органом материалов к делу (с помощью степлера). Удивляет другое — Роскомнадзор настаивал на закрытии агентства, что, несомненно, «ни в какие ворота». Причём тут Минкомсвязь, спросит читатель? А всё очень просто. Через пару дней после суда, замминистра Алексей Волин, выступая на Третьем Международном конгрессе русскоязычных вещателей заявил, что министерство будет «следить за тем, чтобы русскоязычные СМИ, работающие за пределами России, не подвергались нападкам и дискриминации». Как мы видим, деятельность русскоязычных СМИ в России, «подвергающихся нападкам и дискриминации», Минкомсвязь не интересует.

Мы провалили универсальные услуги, мы провалили портал госуслуг, мы провалим ещё!

Каждый период работы министерства характеризуется какой-то одной большой идеей, которую пытаются претворить в жизнь. Первой были универсальные услуги, второй — портал госуслуг. Третьей, вероятней всего, станет переносимость номеров и технологическая нейтральность. Если, конечно, всё это заработает. Впрочем, в MNP сомнений почти нет. Как-то работать оно точно будет.

Можно долго спорить насчёт необходимости программы универсальных услуг связи (таксофоны и пункты коллективного доступа уже давно признали неэффективными), но вот в необходимости перевода госуслуг в электронный вид не сомневается почти никто. В любом случае, обе эти задачи действительно сложны, объёмны и требуют серьёзных усилий, однако, бросать их, если уж они были начаты, нельзя. Ведь возможность к 2018 году получать 34 тысячи услуг в электронном виде — это крайне хороший результат. Во всяком случае, он таким казался в сентябре месяце, ибо в октябре было принято решение «забить» (http://www.mk.ru/politics/article/2013/10/09/927603-gosuslugi-podvergnut-masshtabnomu-sokrascheniyu.html) на эту идею по причине, кратко характеризуемой как «это невозможно сделать». Стоимость программы портала госуслуг, между тем, составила около 20 млрд. рублей. Теперь, вместо десятков тысяч, предоставляться будет лишь пара десятков услуг. Удивляться, конечно, не стоило, ведь ещё в начала года было обещано, что в скором времени заработает новая версия портала:

Что правда, то правда — проблема публикации будет решена. Ведь если публиковать нечего, разве могут возникнуть проблемы?

Наведя порядок на портале, Минкомсвязь немедленно взялось создавать единый портал услуг ЖКХ (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=44087). Предполагается, что новый единый портал позволит « любому человеку зайти в свой личный кабинет на портале и посмотреть, за что он платит, увидеть как свои расчеты, так и расчеты своей управляющей компании». В общем, опять обещано всеобщее счастье.

К слову сказать, Минкомсвязь видимо осознаёт, что «что-то пошло не так», так как уже после того, как было объявлено о радикальном сокращении количества оказываемых в электронном виде услуг, была разработана концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=44086). Невероятно, но одной из задач разработанной концепции является... правильно, обеспечение получения госуслуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг!

Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексей Козырев, прокомментировал возникновение концепции: «В центре новой концепции находится пользователь, его опыт и ценности. Определение стандартов качества оказания услуг и их применение к наиболее популярным и востребованным услугам позволит гражданам взаимодействовать с государством также просто и удобно как, скажем, заказывать авиабилеты через интернет или пользоваться интернет-банком. Благодаря информационным технологиям будет легко запросить услугу, отследить статус, гарантировано получить и использовать результат услуги или его оспорить». Что ж, сомнений нет — уж 20-то услуг можно сделать такими же простыми, как и заказ авиабилетов через интернет. Новая концепция с двумя десятками услуг вместо десятков тысяч оказалась настолько хороша, что Алексея Козырева через неделю повысили до заместителя министра.

Разрушители цифрового неравенства

Преодоление цифрового неравенства — тема, на которой Минкомсвязь делает особый упор. Бороться с неравенством намерены серьёзно и долго, привлекая для этого всех, до кого смогут дотянуться.

Отвлечёмся немного и представим ситуацию: человек едет на машине по лесной дороге и вдруг перед ним оказывается поваленной дерево. Что можно сделать, чтобы попасть на другую сторону? Можно воспользоваться пилой, распилить дерево на куски и убрать его с дороги. А можно нажать на газ и пытаться его переехать. Возможно, это получится, но скорее всего машина просто сломается.

Возвращаясь к рынку связи: что можно сделать, чтобы как можно большее количество домохозяйств получили возможность пользоваться телекоммуникационными услугами? Например, можно упростить процедуру ввода в эксплуатацию построенных сооружений связи, уменьшить количество «бумаг», необходимых для осуществления деятельности, предоставить право бесплатного использования инфраструктуры (электроопор и земли) для размещения на них линий связи, приструним местные администрации с управляющими компаниями... и провайдеры, которые подключили в городах всех, кто этого хотел, с радостью пойдут в малые населённые пункты. Собственно, они и сейчас туда идут, так как идти им больше некуда. Правда, не так уж и радостно, ибо путь тернистый и долгий из-за бесконечного числа приказов, рекомендаций, договоров, заоблачных платежей и голодных УК.

А можно попытаться стукнуть кулаком по столу и потребовать вот прям вот сейчас (ну ладно, немножко попозже) обеспечить доступ всех жителей к современным услугам. Каким образом? А никаким, обеспечить и всё тут. А если не обеспечите — отключим газ, не дадим лицензий с частотами. Ну или чего ещё подобного придумаем. К примеру, не продлим существующие. Так что, уважаемые, бросайте всё и ставьте в населённых пунктах «от 500 до 10000 человек» базовые станции.

И LTE ещё до кучи обеспечьте в городах с населением от 10 тысяч (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=44026).

И ведь не приходит никому в светлую голову мысль, что просто допустив до всех регионов «Теле2» или ещё кого подобного, можно побороть неравенство одной левой. Сами операторы и поборют (что немаловажно, совершенно добровольно), напуганные перспективой отдать абонентскую базу новичкам. Вон, одно упоминание о MNP, заставляет ответственных людей трястись и внедрять новые услуги, а маркетологов так вообще чуть ли не до инфаркта доводит. Это ж подумать только, клиент теперь уйти к конкуренту может! Как дальше-то жить?

Нет-нет, автор не утверждает, что спасительная конкуренция заставит операторов поставить в каждый чум по фемтосоте. На просторах нашей необъятной действительно есть места, куда экономически не выгодно тянуть кабель или нацеливать релейки с секторами. Только вот конкуренция в виде дополнительных операторов и упростившихся условиях ведения бизнеса ВНЕЗАПНО сделает число таких мест настолько минимальным, насколько это вообще возможно. Что? Операторы говорят, что во всех этих местах уже всё есть и их заставляют идти только в невыгодные? Ну, знаете ли, точно также говорили и про низкоэтажные дома для проводного ШПД, а сегодня Ростелеком уже пошёл по пням деревням (http://nag.ru/news/newsline/24072/rostelekom-nameren-izmenit-strategiyu-razvitiya.html).

Ну, ладно, если ведомство победить неравенство может только в приказном порядке, это ещё куда ни шло. Но почему побеждать это самое неравенство планируется именно сотовыми сетями? В эпичной битве (http://nag.ru/articles/article/23724/pochemu-kabelyu-nichego-ne-grozit-ili-raspil-i-d-effektivnyie-menedjeryi.html) вроде бы было доказано, что сотовые сети ну никак не могут служить полноценной заменой проводным. Ведь все мы понимаем, что преодолевать неравенство надо там, где проводной связи или нет, или её позиции слабы. Ни о каком неравенстве и речи идти не может, если в городе доступен проводной безлимит менее чем за тысячу рублей. И вот тут возникает вопрос, а что же Минкомсвязи планирует героически победить и предоставить абонентам? IPTV по мобильным сетям не запустишь, безлимита не дашь и низкие пинги не сделаешь. Голос и смс? Так для этого ни LTE, ни даже 3G особо не нужны. Так в чём же причина, заставляющая опутывать страну не оптоволоконным кабелем в каждое домохозяйство, а тормозным и очень недешёвым мобильным доступом? А вот в чём:

Глубина аналитики поражает. Вот оно оказывается, какое, светлое будущее в представлении министра связи. Вышел ты такой из дома в деревне на 300 дворов, пошёл корову доить, сфоткал сей процесс на свой новенький ойфон, да и в инстаграмм залил. Ну или во Вконтактик какой, в группу «Будни села Захарова». Или в пятницу вечерком собрались с пацанами на завалине семки пощёлкать, да с девчонками пообщаться. Ну как тут без ойпада беспроводного? Правильно, никак. Село-то, оно большое, никак без мобильного доступа в интернеты не обойтись...

Шутки-шутками, но когда решения о типе доступа принимаются на основе того, что продажи смартфонов выросли, становится как-то не по себе. Ведь не понимают ответственные люди, что рост продаж смартфонов произошёл не из-за того, что все активно полезли в беспроводной интернет, а потому, что его цена упала ниже психологического уровня, сделав доступным широким слоям населения. Телефоны, как им и было положено, сместились в бюджетный сектор. Возможно, для министра станет шоком то, что и телефоны уже давно также могут как сами подключаться к сети, так и играть роль модемов.

Отдельно удивляет тот факт, что министр в качестве устройства отображения считает оптимальный исключительно смартфоны. Персоналки, планшетники и телефоны — это всё мимо. Интернет должен быть только на смартфонах и всё тут.

Подобного рода заявления автор до первого ноября списывал просто на приверженность министра беспроводным технологиям. Однако в означенное число произошёл вброс в СМИ сообщений о том, что операторы сотовой связи хотят разделить трафик на классы и продавать его по разным ценам (http://www.kommersant.ru/doc/2333269). Под прицел традиционно попали торренты и IP-телефония. Чем закончится эта история, непонятно, но если решение будет принято, то такая настойчивость Минкомсвязи по проталкиванию именно БЕСПРОВОДНОГО доступа станет понятной.

Впрочем, даже если не касаться никакой конспирологии, очевидно, что беспроводного доступа хватит ненадолго. Потребности людей растут, HD-каналы и фильмы становятся всё популярней, да и загружать ВКонтакте фото по несколько десятков и сотен мегабайт удобней на проводном интернете. Зачем тогда так упорно добиваться именно беспроводного способа нивелирования неравенства, если этот способ не позволяет этого сделать? К примеру для того, чтобы в последствии бороться с ещё одним неравенством, придумывая программы по обеспечению населённых пунктов скоростным проводным интернетом. По технологии ADSL. А там глядишь, надо будет уже и за Ethernet включаться в борьбу. Сначала 10 мегабит, потом 100, а потом посмотрим. Ну а что вы хотели, закаблировать сразу всех оптикой и забыть о неравенстве на десятилетия?

Мы поддержим все технопарки не менее чем 250 миллиардами рублей и 350 тысячами программистов

Если прочитать представленную (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=44097) 25 октября «Стратегию развития ИТ-отрасли России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», создаётся впечатление, что над ней действительно поработали. Хотя бы в той части, что касается развития ИТ-отрасли. Под «поработали» тут понимается «хотя бы прочитали несколько статей».

Взять, к примеру, технопарки. Задумывались они как некий аналог Силиконовой (автор в курсе, что на самом деле Кремниевой, но в России они могли стать исключительно аналогом Силиконовой) Долины, где умные ребята работают в высокотехнологичных отраслях. Для этого уже построено несколько центров в разных регионах. Увы, судьба Сколково ничему не научила Минкомсвязь и ведомство продолжает создавать его уменьшенные копии по всей стране. Хотя уже давным-давно понятно, что ситуации у нас и «у них» в корне различны. На «загнивающим Западе» центр инноваций создавали сами участники, так, как они его сами видят. Не говоря уже о том, что у Калифорнии сам по себе был мощнейший научный потенциал.

Как всегда, у нас решили пойти своим путём и отдать что-то типа приказа: «технопарк, создайся, раз-два». Получилось не очень. Да и как оно могло получиться по-другому? Инновации (не в сколковском понятии, а настоящие) зарождаются сами по себе и отстроив очередной бизнес-центр, их появлению не поспособствуешь.

Оставим в покое технопарки, поговорим о развитии ИТ-рынка и индустрии. В «Стратегии» много упоминается, что стране нужны работники ИТ-специальностей, что кадровый голод требует привлекать рабочую силу из-за рубежа. По данным Минкомсвязи в  ИТ-отрасли России трудятся «около 300 тысяч высококвалифицированных специалистов». Чтобы избежать кадрового голода в ближайшие пять лет, отрасли требуется 350 тысяч человек. Всеобщее счастье в этом случае прилагается. Несомненно, треть миллиона программистов вместо текущих 150 тысяч смогут создать гораздо больше инновационных продуктов, но есть ли для них работа? Проверить это очень просто — заходим на хедхантер, выбираем соответствующую отрасль и все регионы и:

понимаем, что ни о каком кадровом голоде речи даже идти не может. Ибо IT совместно с телекомом (а это очень разные области, от большого ума эйчаров объединённые в одну) требуется менее 30 тысяч по всей стране. И половина из них приходится на две столицы. А куда Минкомсвязь планирует пристроить остальные 170 тысяч? Есть, конечно, вероятность, что министерство будет создавать каждый год столько рабочих мест, сколько создал весь российский бизнес вместе взятый, но глядя на другие «успехи» в этом сильно сомневаешься.

Только не интернет, нет, только не это!

Одной из главных черт Минкомсвязи является её патологическая любовь к устаревшим технологиям. Помимо печально известных универсальных услуг связи к этому относится цифровое эфирное телевидение (которое лет через 5 уже никому будет не нужно). Денег на него потратили столько, что можно было бы купить каждому нуждающемуся домохозяйству по спутниковому комплекту.

Вот взять, к примеру, рынок бумажных изданий. Уже всем давным-давно понятно, что он сокращается и будет сокращаться. Умные издательства, агентства и СМИ перешли в электронную форму, и живут себе припеваючи. Те, кто привыкли работать по старинке, закономерно загибаются.

Или вот филиал ада на Земле Почта России. Её традиционные услуги востребованы мало, а те, что востребованы, предоставляются с крайне низким качеством. Тут бы посмотреть, что является востребованным и сосредоточиться на этом, а не тащить за собой шлейф никому не нужных атавизмов.

Но нет, у Минкомсвязи совсем другие планы. Вместо того чтобы развивать электронные подписные издания и крупные порталы по продаже книг в электронном виде, обсуждаются вопросы субсидирования убыточной подписки. И не только подписки, но и развития бумажной отрасли. Господа, вы когда с крупными издательствами разговаривали и в магазины заходили? Ладно, с подпиской всё понятно: «Подписка в России — это серьезный институт по обеспечению информационного пространства», — отметил Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов. Ну а почта-то? Вот недавно глава Минкомсвязи России высказал мнение, что национальный почтовый оператор может стать связующим звеном для граждан в электронной коммерции и предоставлении государственных и муниципальных электронных услуг. То ли господин министр не понимает слова «электронная» коммерция, то ли имеет какое-то своё, отличное от общепринятого, мнение. Иначе объяснить, зачем создавать прокладку между электронной коммерцией и электронными же услугами в виде «Почты России» невозможно.

Ну хоть что-нибудь хорошего?!

Иногда (видимо, проколы бывают у всех) Минкомсвязи делает действительно нужные вещи. Например, прямо сейчас решается вопрос об обеспечении технологической нейтральности диапазонов 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц. Хорошо бы, конечно, распространить эту практику на другие диапазоны, но даже существующие предложения просто-таки революционны (для России). Если технейтральность даст возможность участвовать в борьбе всем операторам, имеющим права на соответствующий диапазон, возможно развитие LTE сдвинется с мёртвой точки. Только очень жаль, что такая замечательная инициатива была обвешена никому не нужными обременениями.

Ещё один несомненный успех — внедрение MNP. Наконец-то завершится эпопея, длящаяся уже несколько лет. Конечно, в рамках большой тройки выбирать особо не из чего, но там, где присутствует Ростелеком или региональные операторы, может получиться. Да в любом случае, теперь отстающие операторы должны будут подтянуться до уровня лидера (это касается в первую очередь Билайна). Главное, чтобы лидеры не опустились до уровня отстающего. В наших реалиях это вполне возможно.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/24149/minkomsvyazi-son-razuma.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться