1. Статьи
Заметки пользователей
27.11.2019 21:50
PDF
8414
97

Нормативка Сувенирного ЧеБурНета: а не спеши ты нас хоронить!

Введение

Большая (но не главная) часть нормативно-правовых актов по Сувенирному ЧеБурНету (он же – "Суверенный Рунет" - это то, чего желает реализовать Государство в соответствии с федеральным законом от 01.05.2019 № 90-ФЗ) принята, опубликована и вступила в действие.

В связи с вышеизложенным, управления Роскомнадзора по ЦФО, ЮФО и другим округам стали 20.11.2019 рассылать неперсонифицированные запросы (в запросе указано: "Руководителю организации (предприятия) связи") по адресам электронной почты Операторов связи "О предоставлении информации" следующего содержания:

"Уважаемый Руководитель!

С целью реализации положений федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и уточнения изменений, произошедших на сетях связи с момента предыдущего опроса, прошу Вас в срок не позднее 04.12.2019 (в ЦФО=6 декабря) предоставить информацию в соответствии с опросными листами (см. приложение 1 и 2).

Ответы по опросному листу (участок 1) предоставляют все операторы связи, а по опросному листу (участок 2) - дополнительно операторы связи, на сетях которых имеются или принадлежат им точки обмена трафиком (агрегации).

Информацию прошу предоставлять посредством направления официального письма с приложением опросных листов на электронный адрес rsockanc_1@rkn.gov.ru (1-Цифры, указывающие на № Управления, как то: 23- Краснодарский край, 77-Москва, 78-СПб и ЛО, и т.д.).

При необходимости уточнения информации по заполнению опросных листов, обращаться к контактному лицу в центральном аппарате Роскомнадзора: Сиражев Станислав Юрьевич, эл. адрес: S.Sirazhev@rkn.gov.ru.

Контактное лицо в Управлении – контактные данные.

Приложение:
1. Опросный лист (участок 1), на 4 л. в 1 экз.
2. Опросный лист (участок 2), на 2 л. в 1 экз.".


В запросе приложены exсel-файлы с подробными вопросами, требующими описания схемы своей сети связи. При этом используется следующая терминология :

"интерфейс между BRAS/BNG или BPE и CG-NAT для фиксированного оператора и интерфейс между GGSN/PGW и CG-NAT (Gi/SGi) для мобильного оператора. Включение выполняется до преобразования адресов NAT. Включение выполняется в разрыв. ТСПУ не идентифицирует себя ни на одном уровне семиуровневой модели OSI и работает полностью прозрачно".

Пример участка включения ТСПУ для сети фиксированного ШПД представлен на схеме ниже:

Нормативка Сувенирного ЧеБурНета: а не спеши ты нас хоронить!

Операторам связи непонятна терминология, указанная в приложениях к запросам. В запросах используется не установленная законодательством России терминология не на государственном языке РФ (английском, например, BRAS/BNG или BPE и CG-NAT для фиксированного оператора и интерфейс между GGSN/PGW и CG-NAT (Gi/SGi, onstick), что противоречит ФЗ "О государственном языке России" 01.06.2005 N 53-ФЗ. Также запрашивается избыточная информация.

Операторы связи задаются вопросами: что с этим делать? Как отвечать в РКН?

Основная часть

В соответствие с вторым абзацем пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" с 01.11.19:

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к… сети "Интернет", обязан:

  • обеспечивать установку тех.средств устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования (далее - "ТСПУ") в своей сети связи,
  • представлять в Росокомнадзор информацию о фактическом месте установки ТСПУ в течение трех дней со дня установки,
  • соблюдать технические условия установки ТСПУ, предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 настоящего ФЗ, а также требования к сетям связи".


Порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи ТСПУ утверждается Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ "О порядке установки эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи ТСПУ" до сих пор не принято. Есть только проект Постановления. В соответствии с проектом вышеуказанного ППРФ (ниже дана нумерация по проекту:

2. Роскомнадзор на основании данных о выданных лицензиях на оказание услуг связи и введенных в эксплуатацию сетях связи направляет во ФГУП "ГРЧЦ" (Оно же – "радиочастотная служба") сведения об операторах связи, на сети связи которых подлежат установке ТСПУ.

3. ФГУП "ГРЧЦ" не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений об установке ТСПУ от Роскомнадзора формирует и направляет с приложением общих ТУ установки ТСПУ оператору связи запрос о предоставлении информации, необходимой для размещения ТСПУ, в том числе сведений о:

  • а) схеме организации связи в сети связи оператора связи;
  • б) технических характеристиках средств связи сети связи оператора связи, на которых планируется установка;
  • в) местах установки ТСПУ;
  • г) количестве каналов передачи данных с указанием физических свойств таких каналов и их технологии, в т.ч. об их пропускной способности;
  • д) среднестатистической и максимальной загрузке каналов, к которым подключается оборудование ТСПУ;
  • е) структуре узла связи в месте предполагаемой установки ТСПУ;
  • ж) дополнительной технической информации и технологических параметрах, необходимых для установки предоставляемых ТСПУ.


4. Оператор связи предоставляет информацию по запросу ФГУП "ГРЧЦ" в течение 5 рабочих дней. В случае необходимости уточнения информации, ФГУП "ГРЧЦ" направляет повторный запрос, ответ на который должен быть направлен оператором связи в течение 3 рабочих дней.

5. Установка ТСПУ на сетях связи оператора связи осуществляется центром мониторинга и управления (далее – "Центр", Создаётся на базе ФГУП "ГРЧЦ") совместно с уполномоченным представителем оператора связи в соответствии с планом мероприятий по установке и модернизации ТСПУ (далее – "план").

6. План в течение 10 рабочих дней с даты предоставления оператором связи информации по запросу центра мониторинга и управления разрабатывается представителями Центра и оператором связи, на сети которого предусматривается установка ТСПУ, подписывается уполномоченными представителями Центра и оператора связи и утверждается руководителем Центра.

7. План предусматривает перечень средств связи, на которые осуществляется установка ТСПУ, сроки, в том числе следующее:

  • предоставление и согласование перечня лиц, допущенных к установке ТСПУ;
  • предоставление и согласование перечня лиц, допущенных к обслуживанию ТСПУ;
  • оценку пропускной способности, которая производится ТУ Росокомнадзора совместно с уполномоченным представителем оператора связи;
  • проведение пуско-наладочных работ;
  • проведение приемо-сдаточных испытаний формируется исходя из пропускных способностей узлов связи операторов связи;
  • опытную эксплуатацию ТСПУ, в том числе срок по устранению недостатков, выявленных при их опытной эксплуатации;
  • сдачу в эксплуатацию ТСПУ;
  • подключение оператором связи ТСПУ к своей сети связи;
  • выполнение работ по организации технологического канала связи, на который осуществляется установка ТСПУ для их управления;
  • проектную документацию на установку и функционирование ТСПУ;
  • утверждение Центром инструкции по взаимодействию уполномоченных лиц оператора связи с Центром".


В целом данный проект порядка очень похож на взаимодействие с уФСБ по СОРМ…

В настоящее время Роскомнадзором принят приказ от 31.07.2019 г. N 228 "Об утверждении:

  • а) технических условий установки ТСПУ (приложение N 1 к приказу);
  • б) требований к сетям связи при использовании ТСПУ (приложение N 2 к приказу).


В соответствии со статьёй 56.2., ч.8 "В случае, если операторы связи, …имеют номер автономной системы (далее – "ASN"), такие операторы связи, также обязаны:

4) в сроки, порядке, составе и формате, которые устанавливаются Роскомнадзором, представлять ему в электронной форме, в том числе по его требованию, информацию:

  • об имеющемся у них ASN, а также о сетевых (далее- "IP") адресах, принадлежащих AS;
  • о взаимодействии с имеющими ASN операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами;
  • о местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации;
  • о местах установки своих средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами территории Российской Федерации;
  • о маршрутах сообщений электросвязи;
  • о технических и программных средствах, указанных в подпункте 3 настоящего пункта;
  • об инфраструктуре своей сети связи.


Приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 N 221 (вступил в действие 22.11.19) утверждены "Сроки, порядок, состав и формат представления операторами связи, …, в электронной форме информации, предусмотренной п/п 4 п. 8 ст. 56.2 ФЗ "О связи" (далее – "Приказ 221").

В соответствии с приложением к Приказу 221: "1. Операторы связи, представляют в Роскомнадзор информацию: …об инфраструктуре своей сети связи (далее - информация) в электронном виде одним из двух способов:

  • а) заполнения электронных форм или размещения информации в формате XML в личном кабинете на официальном сайте Роскомнадзора в сети Интернет (далее - Сайт),
  • б) посредством организации автоматического взаимодействия своих систем управления сетями связи или средств связи с информационной системой мониторинга и управления сетью связи общего пользования, созданной в соответствии с ППРФ от 13 февраля 2019 г. N 136 (далее - информационная система).


2. Доступ к электронным формам для представления информации, размещенным на Сайте, техническим условиям организации автоматического взаимодействия осуществляется посредством прохождения лицом, имеющим номер автономной системы, идентификации и аутентификации в ЕСИА (См. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977).

3. Операторы связи, …обязаны обеспечить представление информации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего акта.

5. Роскомнадзор, в случае непредставления информации, направляет требование лицам, имеющим ASN, о необходимости представления информации (далее - требование).

6. Лица, имеющие ASN, в течение 15 рабочих дней с даты получения требования обязаны представить информацию одним из способов, указанных в пункте 1 настоящего акта.


Подобный порядок предусмотрен приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 N 223 также и для собственников или иных владельцев линии связи, пересекающей Государственную границу Российской Федерации (далее - владельцы линии связи). В соответствии с п.3. приказа Роскомнадзора N 223 "Владельцы линии связи обязаны обеспечить представление информации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего акта". Более того, в соответствии с Порядком учета информации, полученной в соответствии со статьей 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Утвержден приказом Роскомнадзора от 29.07.2019 N 217):

"3. Учет Информации осуществляется с использованием информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования, созданной в соответствии с ППРФ от 13 февраля 2019".

4. Поступление информации в информационную систему мониторинга и управления сетью связи общего пользования от Субъектов осуществляется посредством:

  • заполнения электронных форм или размещения информации в формате XML в личном кабинете Субъекта на официальном сайте Роскомнадзора в сети "Интернет" (далее - Личный кабинет);
  • автоматического взаимодействия систем управления сетями связи Субъектов либо автоматического взаимодействия средств связи Субъектов с информационной системой мониторинга и управления сетью связи общего пользования.

В соответствии с п. 4 Постановления правительства России от 13 февраля 2019 г. N 136 Роскомнадзору до 1 января 2020 г. обеспечить создание и введение в эксплуатацию информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования.


В соответствии с статьёй 19.7 КоАП РФ "Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей".

Нормативка Сувенирного ЧеБурНета: а не спеши ты нас хоронить!
Художник - Анна Галушко (Ордерком)

ВЫВОДЫ

1) Требования Роскомнадзора преждевременны, ибо система контроля не сформирована за устойчивостью Рунета:

  • а) Центр мониторинга (сердце системы контроля, взаимодействует с Операторами связи по ТСПУ) до сих пор не создан (хотя должен был - до 1 июля – см. п.4 ППРФ от 13 февраля 2019 г. N 136). Приказ Роскомнадзора, утвердивший положение о Центре1 опубликован только 22.11.19 и вступит в действие в декабре 2019 (Приказ Роскомнадзора от 31.07.2019 N225).
  • б) Система мониторинга и управления ССОП должна быть создана не ранее 01.01.20 (опять же по ППРФ 136, но реально будет создана много позже). Приказ Минкомсвязи об утверждении Требований к Системе не зарегистрирован Минюстом.
  • в) Порядок централизованного управления ССОП не утверждён.
  • г) На сайте Роскомнадзора в личном кабинете Оператора (как это указано в п.20 положения, утвержденного приказом Роскомнадзора №225 от 31.07.19) не создан функционал, через который Операторы связи смогут направлять соответствующую информацию, (это нарушение нормативно-правовых актов). Срок предоставления информации: - до 22 апреля 2020 ( 6 мес. со дня вступления в силу Приказа Роскомнадзора от 31.07.2019 N 221 ( п. 3 данного приказа).


2) Ущербность запроса Росокомнадзора:

  • а) Запрос, содержащий непереведенную терминологию английского языка противоречит п.1 ч.1 ст. 3. федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ ("Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию: 1) в деятельности федеральных органов государственной власти").
  • б) Терминология запроса не ссылается на существующий понятийный аппарат.
  • в) Запрос прислан в электронном виде и не имеет адресатов, значит- невозможно идентифицировать адресата запроса и доказать получение или неполучение письма по электронной почте.


В случае непредоставления информации РКН должен направить письменное персонифицированное требование каждому конкретному Оператору связи, и после этого в теч. 15 дней Операторы должны предоставить информацию. Только после этого могут быть санкции. Учитывая вышеизложенное, в настоящее время невозможно законно, с соблюдением процедуры, привлечь Заказчика к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ.


3) Ответ давать рано.

При запросе в бумажном виде, следует письменно, в последнюю дату ответа выслать заказным с уведомлением и описью ответы следующего содержания:

  • А) В управление Роскомнадзора по субъекту (округу) :

"В связи с непонятностью терминологии, указанной в приложениях к запросу мы готовы предоставить информацию после получения официальных разъяснений от центрального аппаратах Роскомнадзора, со ссылками на термины действующих нормативно-правовых актов России".

  • Б) В Федеральную службу по надзору в сфере связи запрос следующего содержания:

"От управления Росокомнадзора по_____ получен запрос о предоставлении информации (во вложении).

Вместе с тем, нам не понятна терминология, указанная в приложениях к запросам. В запросах используется не установленная законодательством России терминология не на государственном языке РФ (например, BRAS/BNG или BPE и CG-NAT для фиксированного оператора и интерфейс между GGSN/PGW и CG-NAT (Gi/SGi, onstick,), что противоречит п.1 ч.1 ст. 3. федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ. Учитывая вышеизложенное, прошу дать понятную и соответствующую законодательству России терминологию на русском языке".

Законодательство в области суверенного Рунета обновляется здесь.

Генеральный директор ООО "ОрдерКом",
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович

97 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews
Материал: Большая (но не главная) часть нормативно-правовых актов по Сувенирному ЧеБурНету (он же – "Суверенный Рунет" - это то, чего желает реализовать Государство в соответствии с федеральным законом от 01.05.2019 № 90-ФЗ) принята, опубликована и вступила в действие. В связи с вышеизложенным, управления Роскомнадзора по ЦФО, ЮФО и другим округам стали 20.11.2019 рассылать неперсонифицированные запросы. Полный текст
Галушко Дмитрий
Галушко Дмитрий
ВОООТ!
Стич
Стич

Вот тут людей волнует вопрос.

Что делать когда структура сети оператора не соответствует предлагаемой в анкете.

У многих NAT и BRAS в одной железке.

 

https://forum.nag.ru/index.php?/topic/145554-ustanovka-i-ekspluataciya-sredstv-poiska-atak-v-setyah-elektrosvyazi-prikaz-minkomsvyazi-vzaimodeystvie-s-gossopka/&page=3

Andrei
Andrei
1 час назад, Стич сказал:

Что делать когда структура сети оператора не соответствует предлагаемой в анкете.

Ответ дан в п.4 Приложения №2 к приказу РКН №228 от 31.07.2019:

100431901_4.thumb.png.338622a1e5b22e813a2dd01f3b0a4e73.png

В переводе на русский: "ебитесь как хотите"(с) 

Стич
Стич

А если NAT не заявлять?

st_re
st_re

а потом дадут железку и скажут поставить "сюда".. на вами же отправленной схеме.

nphs
nphs

Поставить железку перед натом, сразу после аплинка. В чем проблема?

Стич
Стич
45 минут назад, nphs сказал:

Поставить железку перед натом, сразу после аплинка. В чем проблема? 

В анкете

"

Описание точки включения ТСПУ: Рассматривается интерфейс между BRAS/BNG или BPE и CG-NAT для фиксированного оператора и интерфейс между GGSN/PGW и CG-NAT (Gi/SGi) для мобильного оператора. Включение выполняется до преобразования адресов NAT. Включение выполняется в разрыв. ТСПУ не идентифицирует себя ни на одном уровне семиуровневой модели OSI и работает полностью прозрачно. Пример участка включения ТСПУ для сети фиксированного ШПД представлен на схеме ниже.

"

Можно наверное сказать что NAT в сети есть а CG-NAT нету :)

nphs
nphs

Хз я буду включать, сразу после вышестоящего. Там потом пусть доказывают, что я баран. Докажут - поставлю еще одну железку.

Andrei
Andrei
2 часа назад, Стич сказал:

Можно наверное сказать что NAT в сети есть а CG-NAT нету :)

Я в сопроводиловке сделал приписку: "Поскольку в соответствии с п.4 приложения №2 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31.07.2019 №228  установка технических средств связи противодействия угрозам должна производиться в соответствии с эксплуатационной документацией на такие средства, а такой документации не имеется, направляемые нами сведения носят предположительный характер."