Согласно федерального закона 374-ФЗ (далее - "374-ФЗ") от 06.07.16 изменения в части обязанности хранить информацию внесены в пункт 1. ст.64 ФЗ "О связи", по которой:
1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:
1.1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Далее - "ОРД") или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
12 апреля были утверждены Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи (далее - "Правила ППРФ 445", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 445).
Ближе к 1 июля (даты вступления в силу "хранения" для голоса) и 1 октября (даты вступления в силу для сетей передачи данных), некоторые территориальные управления ФСБ России (например, по Краснодарскому краю) в запросах о реализации 374-ФЗ указывают: "Ввиду отсутствия на данный момент сертифицированных технических средства накопления допускается установка декларируемых производителем, как соответствующих требования законодательства, с обязательством их сертифицировать в срок не более 3 мес. после готовности сертифицирующих лабораторий.
Также сообщаем, что в настоящий момент по нашей информации имеются три технических решения по реализации технических средств накопления...".
30 ноября на 8-й Всероссийской конференция "Актуальные вопросы внедрения СОРМ на сетях электросвязи России" (Далее - "Конференция") большая тройка производителей СОРМ (93% рынка СОРМ: группа компаний "Цитадель", ООО "Специальные Технологии" и ЗАО "НорсиТранс", спонсоры конференции) бодро отчиталась о тестовых зонах по 374-ФЗ.
По данным ООО "МФИ СОФТ" стоимость реализации технических средств накопления в сети передачи данных (суммарный пиковый трафик 10 Гбит/с) составит с НДС 34 761 808 (тридцать четыре миллиона семьсот шестьдесят одна тысяча восемьсот восемь) рублей.
Вместе с тем, после анализа презентаций производителей СОРМ, опроса Операторов связи и общения с уполномоченным органом выясняется:
Также следует отметить: по букве закона (Президент РФ - гарант Конституции): п.1 т. 64 ФЗ "О связи" №126-ФЗ (в редакции 374-ФЗ): "Операторы связи обязаны хранить информацию Пользователей услугами связи, а не покупать технические средства хранения. Таким образом, исходя из норм законодательства и имеющейся практики, Операторам разрешено самостоятельно хранить информацию Пользователей услугами связи. То же самое касается и систем СОРМ. Например, Операторы сотовой связи (Далее - "ОПСОС") самостоятельно реализуют системы СОРМ: производители СОРМ, недавно вышедшие на розничный рынок СОРМ, начинали с аутсорса для ОПСОСов (ООО "Кон Цертеза" - для ПАО "МТС", ООО "Зироудэй Технолоджис" - для ПАО "Вымпелком" ). Однако, самостоятельно реализуемые системы СОРМ должны соответствовать устанавливаемым приказом Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ требованиям, предъявляемым для проведения ОРМ.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства России от 27.08.2005 г. № 538:
"4. Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ и устанавливаемым Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ.
6. В случае применения оператором связи средств связи, для которых не установлены требования, указанные в пункте 4 настоящих Правил, оператор связи на основании обращения органа федеральной службы безопасности предоставляет ему технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Минкомсвязи России по согласованию с ФСБ России".
Согласно позиции Минкомсвязи РФ (письмо от 03.05.2017 №П12-10244-ОГ (в ответ на запрос автора):
"Включение в План пунктов, связанных с внедрением технических и программных средств, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий..., может быть оправдано только после ..., и сертификации этого оборудования в соответствии с Правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 214).
По информации (письмо от 16.11.2018 имеется у автора) Федерального агентства связи (далее - "Россвязи"):
"в настоящее время отсутствуют сертификаты соответствия на технические средства ИСБД ОРМ (п.29 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением правительства России от 25 июня 2009 г. N 532)".
Для сертификации решений ТСОРМ, согласно законодательству России (и это было отмечено на конференции) должны пройти следующие этапы:
Таким образом, сертификация оборудования займёт не менее года. Согласно п. 1 ст. 13.6 Кодекса России об административных правонарушениях:
"1. Использование в сетях связи несертифицированных средств связи влечет для юридических лиц - от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи, или без".
Также на указанной конференции в ответ на запрос о незаконности покупки несертифицированных средств связи был дан ответ: "тогда приостановите оказание услуг до получения сертификатов".
Вместе с тем, в случае покупки ИСБД СОРМ у сторонних лиц, и их не сертификации оными (как это было с системами СОРМ у ООО "Рианет", Москва; ООО "СОРМАТ", Ростов-на-Дону (ИНН 6164303189) и другими производителями в разных регионах), Оператор связи будет вынужден заново реализовать функции накопления, вследствие чего у Оператора возникнут финансовые убытки в размере затрат, понесенных на покупку несертифицированных СОРМ. И здесь непонятно, кто будет компенсировать данные затраты (например, ООО "СОРМАТ" в настоящее время ликвидировано).
Ещё следует отметить, что согласно последнему абзацу ответа Роскомнадзора от 17.05.2018 автору касательно хранения по 374-ФЗ: "Обязанность хранить сообщения пользователей операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания (далее - КТВ) (В т.ч. и ОТТ-трафик операторов-агрегаторов ТВ, в рамках оказания ими услуг связи для целей кабельного вещания) и услуг связи по предоставлению каналов связи Правилами ППРФ 445 на операторов связи не возложена". Здесь следует отметить, что 374-ФЗ не предусмотрел исключений для услуг связи для целей кабельного вещания, однако и правительство не установило правил хранения для КТВ и каналов связи. Это и логично, так как за контентом Вещателей происходит отдельный контроль со стороны государства. А в рамках ориентированности на цифровую экономику этот контроль не должен быть задвоен.
В соответствии с абз. 3 ч.1 ст. 46 ФЗ "О связи":
"Оператор связи обязан осуществлять построение сетей связи с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. Связанные с этим расходы несут операторы связи".
В соответствии с п. 2 ст. 64 ФЗ "О связи":
"2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий".
Однако обязанность хранить сообщения пользователей предусмотрена в п. 1 ст. 64 ФЗ "О связи".
Таким образом:
Вместе с тем, пункт 15 Правил ППРФ №538 (вступил в действие с 1 июля 2018 г.) устанавливает: Текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи оператор связи хранит в технических средствах, обеспечивающих ОРД (далее по тексту - "ТС ОРД") на территории Российской Федерации и в случаях, установленных федеральными законами, предоставляет уполномоченным органам.
Пунктами 2 и 4 Правил ППРФ 445 предусмотрено:
"2. Оператор связи осуществляет хранение на территории Российской Федерации текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи данного оператора (далее - сообщения электросвязи) в принадлежащих оператору связи технических средствах накопления информации.
4. Технические средства накопления информации входят в состав оборудования средств связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - "ОРМ")".
Минкомсвязи РФ 29.10.2018 подписало четвертую (Приказы Минкомсвязи от 03.04.2018 N 146 и от 13.06.2018 (две версии) № 277 отменены) версию Приказа "Об утверждении Правил применения технических и программных средств информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении ОРМ" (далее – ИС БД ОРМ). Приказ издан за N 573. В вышеуказанных Правилах применения ИСБД отдельно вписана функция хранения (накопления) информации, а именно (получил положительное заключение экспертизы по результатам оценки регулирующего воздействия):
4. ИС БД ОРМ осуществляет сбор, накопление, хранение, поиск и предоставление уполномоченным государственным органам, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность (далее – уполномоченные органы), информации об абонентах и оказанных им услугах связи, в том числе о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков видео или иных сообщений пользователей услугами связи, содержания текстовых сообщений пользователей сети "Интернет", изображений, звуков, видео-, иных электронные сообщения пользователей сети "Интернет, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
5. ИС БД ОРМ по запросу от пульта управления уполномоченного государственного органа (далее – ПУ) обеспечивает передачу на ПУ данных о предоставленных абонентам/пользователям следующих услугах:
6. ИС БД ОРМ представляет собой аппаратно-программный комплекс (далее - АПК), обеспечивающий процессы сбора, накопления, хранения и предоставления по запросу на ПУ следующей информации:
9. ИС БД ОРМ обеспечивает:
13. ИС БД ОРМ выполняет сбор и накопление информации о следующих видах соединений, совершенных абонентами/пользователями посредством услуг сети передачи данных (в части лицензий п.5 пп. 11, 12, 14):"
Таким образом, все вышеуказанные подзаконные акты предусматривают, что функция накопления информации включается в ТС ОРМ. Также указано, что надо хранить сообщения по лицензии на предоставление каналов связи.
Данные нормы вышеуказанных подзаконных актов противоречат федеральному закону "О связи" и могут быть признаны недействующими Верховным судом России по заявлению Оператора, к которому предъявлены требования о финансировании расходов.
Как начнут прижимать, так и найдутся желающие.
Кто-то, у кого денег много, займет выжидательную позицию, что бы конкуренты таким образом устранились, а потом
подберут абонбазу и начнут действовать.
Дмитрий, добрый день!
Спасибо за полезную статью.
Ждем первых судов и постараемся перенимать опыт. Конечно не хотелось бы быть первопроходцами.
Здравствуйте. СпасиБо за добрые слова. Приятно их увидеть (обычно критика обвинительная). Удачи! И не попадайтесь на удочку Яровой...
в свою очередь, прошу в личку сообщать, к кому уже Яровая в гости пожаловала. Конфидент гарантирую.
Я правильно понял, что так много букоф ради вот этого предложения:
Или я что-то не понял?
Пока получили точно такое же письмо , как у вас в статье с списком производителей . Для себя решили 19 год не дергаться, потому что нуууу вообще ничего не понятно. Можно попасть на много лет в кредиты, а ребята наверху все поменяют и скажут, что производители теперь другие и нужно все заново покупать.
Так же ждем реальный опыт хоть одного оператора и реализации и судов.
и это только капитальные затраты
И массовое закрытие мелких операторов.
Историки напишут что это была "коллективизация 2.0" - загон
крестьянабонентов вколхозыкрупные операторы, чтобы этиколхозыоператоры, стали потребителямитракторовфильтрации и bigdata ("социального рейтинга" и т.п.)