В последние пару недель на суд общественности, в том или ином виде, был представлен ряд проектов документов, которые регламентируют либо работу новоявленного закона 97-ФЗ (т.н. закон о блогерах, хотя пункты об организаторах распространения информации в нём не менее одиозны и серьезны в качестве последствий), либо затрагивают своим применением сразу несколько законов в отношении регулирования интернет-пространства и его инфраструктуры.
Возможно, список нижеприведенных проектов правовых актов не исчерпывающий, если я что-то упустил из виду из того, что сейчас готовится и проходит обсуждение - прошу меня дополнить в комментариях, постараюсь исследовать не охваченную моим вниманием область.
Итак, в начале июня в моем распоряжении из рук достоверного источника (и впоследствии представитель Роскомнадзора подтвердил их подлинность) появились проекты подзаконных актов по закону 97-ФЗ, которые готовятся в довольно-таки закрытом режиме. Не хочу вдаваться в подробности, но даже внутри тех структур, которые принимают участие (или должны принимать) в подготовке текстов данных документов создаются еще более узкие круги, закрывающие свою деятельность в данном направлении от своих же коллег. Такая ситуация обоснована несколькими группами влияния на данный процесс, которые входят в противоречие между собой.
Регулярно на публичных мероприятиях озвучивается, что количество таких подзаконных актов к закону "о блогерах" (и организаторах распространения информации) будет аж 13 штук.
Нами (проектом "РосКомСвобода") были выложены проекты 4-х из них. Еще 2 появились на портале Regulation.gov.ru. Судьба остальных пока неизвестна, как и то, будут ли они выложены на обсуждение или будут приниматься сразу и внезапно перед вступлением самого закона в силу 1 августа этого года.
Из представленных проектов документов я бы особое внимание обратил на "Регламент хранения информации и порядок ее предоставления уполномоченным госорганам", который описывает какая информация будет собираться по действиям пользователей интернет-ресурсов и порядок ее предоставления.
Несмотря на то, что один из пунктов закона 97-ФЗ выводит операторов связи из под определения "организатора распространения информаци":
"Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности” (ст.1, п.1 пп.5)".
Тем не менее, из-за весьма всеобъемлющей формулировки самого понятия организатора под это понятие может, во-первых, попасть абсолютно любой интернет-ресурс, хоть с 1 посетителем в сутки и наличием формы обратной связи, например. И сам Бог велел попасть под этот закон порталу с наличием форума или окошек комментариев. Так что и операторы связи, и регистраторы, и любые субъекты взаимоотношений в Сети косвенно всё же подпадают под действие данного закона. И, во-вторых, так и не решен вопрос - будут ли подпадать под его действие не только сайты, а и другие формы общения пользователей, например, аудио и видео-конференции, текстовые чаты через ПО и т.п.
Я бы выделил 2 основных момента:
1) сверхнасыщенный список атрибутов действия пользователя, которые необходимо будет собирать "организатору" и предоставлять компетентным органам:
2) "организатор", по договоренности с уполномоченными госорганами, может обеспечить доступ к такой информации о пользователях в полном объеме на постоянной основе и без каких-либо запросов, тогда он освобождается от обязанности хранить такую информацию.
Т.е. хочешь не заморачиваться с хранением и отчетностью - мы (компетентные органы) сделаем все за тебя. Ну, только открой нам ко всему этому доступ на постоянной основе.
Остальные проекты документов тоже интересны для внимательного изучения, рекомендую ознакомиться и с ними тоже:
Порядок уведомления Роскомнадзора о начале деятельности и Порядок ведения Реестра (проект Постановления Правительства РФ).
Порядок взаимодействия Роскомнадзора с организатором распространения информации.
Перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности по функционированию ИС и ПО для ЭВМ (проект Постановления Правительства РФ).
А на прошлой неделе Роскомнадзор решил обнародовать еще 2 готовящихся к внедрению подзаконных актов и провести по ним общественное обсуждение:
1) Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в сутки в целях реализации положений статьи 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»».
2) Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»».
Каждый, кто зарегистрирован на портале Regulation.gov.ru может высказать свое мнение по текстам данных документов. И, кстати говоря, мы уже имеем успешный пример влияния интернет-общественности на ход подготовки к внедрению другого одиозного документа. Так что настоятельно рекомендую активнее высказывать свою позицию, предложения и замечания не только кулуарно, но и непосредственно в местах проведения официальных обсуждений нормативных актов.
Время еще есть, но дедлайн уже близок - 24 июня заканчивается сбор экспертных мнений по данным подзаконным актам.
По первому документу - выдержка:
Последний пункт выдержки из проекта приказа перечеркивает все предыдущие словосочетанием "более трех тысяч". Но скорее всего, это понятийная ошибка и по логике должно быть "менее". Если документ останется в неизменном виде - это будет эпикфейл и километровая дыра по исполнению 97-ФЗ.
Ну и напоследок рассмотрим еще один приказ Роскомнадзора, который регламентирует установку средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных законами по блокировке информации в сети (пп.15.1 - 15.4 149-ФЗ).
Итак, Роскомнадзор хочет контролировать исполнение блокировок (а не только выгрузок из реестров запрещенных сайтов) на стороне операторов связи за счет самих операторов связи.
Роскомнадзор через радиочастотную службу предоставляет операторам связи технические средства контроля за исполнением пунктов закона по блокировке информации. При этом сами тех.средства будут находиться в собственности радиочастотной службы и операторам предоставляются во временное пользование.
Служба получает от Роскомнадзора информацию о лицензиях и высылает операторам связи уведомление о необходимости установки данных тех.средств.
В течение 30 дней оператор связи высылает обратно уведомление о количестве данных тех.средств, которые ему необходимо с обоснованием и адресами их установки.
В течение 10 дней после этого заключается договор между радиочастотной службой и оператором.
Оператор подключает тех.средства контроля в тех узлах сети связи, подключение к которым позволит Роскомнадзору в автоматическом режиме осуществлять контроль.
Условия договора:
Думаю, операторам связи есть что сказать по поводу этих пунктов, так что призываю это сделать на странице официального обсуждения данного документа, пока он еще не внедрен.
А в качестве бонуса даю ссылку на загадочный проект документа "Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539»".
Загадочного в нем только одно - не выложен сам текст документа, который я так предполагаю может быть интересен всем. А может и нет. Нам не сказали.
Я отправил запрос - почему он не выложен, хотя карточка общественного обсуждения создана на государственном портале и часики дедлайна по обсуждению тикают.
Ответ из Департамента регулирования радиочастот и сетей связи:
"В настоящий момент идет публичное обсуждение уведомления по проекту НПА, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации #851, после прохождения вышеуказанной процедуры будет размещен текст проекта НПА”.
Возможно, для вас все станет понятным. Для меня по-прежнему нет. Если кто-то познал истину - прокомментируйте, пожалуйста.
Материал:
В последние пару недель на суд общественности в том или ином виде был представлен ряд проектов документов, которые регламентируют либо работу новоявленного закона 97-ФЗ (т.н. закон о блогерах, хотя пункты об организаторах распространения информации в нём не менее одиозны и серьезны в качестве последствий), либо затрагивают своим применением сразу несколько законов в отношении регулирования интернет-пространства и его инфраструктуры.
Полный текст
Пришел еще один ответ из Департамента регулирования радиочастот и сетей связи по бонусному доку:
"Это требование действующего законодательства прежде чем разместить текст проекта необходимо разместить уведомление о подготовке НПА в соответствии с постановлением правительства #851"