В ст. 46 ФЗ "О связи" внесены изменения, по которым Оператор обязан руководствоваться требованиями, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 2. ст. 62 ФЗ "О связи" Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных МинКомсвязи по согласованию с ФСБ требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии со вторым предложением п. 2 Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных" (утверждены Приказом Минкомсвязи РФ от 27.05.2010 N 73):
"Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи, при этом обеспечивается доступ ко всей передаваемой в сети связи оператора связи информации для отбора и передачи техническими средствами ОРМ информации, относящейся к контролируемым соединениям и (или) сообщениям электросвязи, на пункт управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее - пункт управления ОРМ)."
ФСБ считает этот пункт достаточным для обязания Оператора покупать СОРМ.
Есть здесь сильное место:
В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ "Об ОРД": Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем …иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре … юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ.
Согласно ст. 19 данного закона, а также ст. 20 Закона РФ "О безопасности" и ст. 22 ФЗ "О ФСБ" финансирование деятельности органов ОРД осуществляется из федерального бюджета.
В соответствии с п.3. ст. 41 ФЗ "О связи": Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя:…оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении ОРМ.
Согласно п. 2.1. ст. 12 ФЗ "О связи": Требования к применяемым средствам связи устанавливаются по согласованию с ФСБ.
В соответствии с первым абзацем п. 4. Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2005 г. N 214) Минкомсвязи формулирует требования к средствам связи в правилах их применения средств связи:
Таким образом, для применения средств связи для ОРМ недостаточно общих требований к сетям (утвержденных Приказами Мининформсвязи от 16 января 2008 г. N 6 и Минкомсвязи от 27 мая 2010 г. N 73). Требования к сетям регулируют только взаимодействие иных средств связи с техническими средствами СОРМ, но не содержат требований к средствам связи.
Минкомсвязи ФСБ и Минкомсвязи пока только согласовывают Правила применения средств связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении ОРМ в СПД (далее – "Правила применения"). Поэтому в настоящее время для средств связи, используемых в СПД невозможно подтвердить соответствие ТСОРМ. Соответственно установка не сертифицированных ТСОРМ в СПД нарушает ст. 41 ФЗ "О связи".
С 1 августа 2014 года (ст. 4 ФЗ № 97-ФЗ от 05.05.14) Организатор распространения информации в сети "Интернет (далее – "ОРИ"), в том числе социальные сети, файлообменники, бухгалтерские базы, прочие информационные системы, предназначенные для оборота электронных сообщений пользователей сети "Интернет" могут получить штраф до 500 тр. Или даже приостановление деятельности.
В соответствии с вышеуказанным ФЗ ОРИ обязан:
А) Уведомить Роскомнадзор о начале деятельности (штраф до 500 тыс.руб.)
Б) Хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию по требованию органов ОРД/ФСБ (штраф до 500 т.р. ст. 13.31 КоАП РФ)
В) Обеспечивать реализацию требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения органами ОРД и ФСБ в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. (Первое предложение п.4 ст. 10.1 ФЗ от 27.07.06 года № 149-ФЗ, далее – "ФЗ") (Штраф до пятисот тысяч рублей (П.3 ст. 13.31 КоАП РФ);
Г) Уведомлять о блогерах с активом свыше 3 тыс. пользователей (штраф до 500 т.руб./приостановление до 30 суток, ст. 13.31 КоАП РФ)
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, ИП несут административную ответственность как юридические лица (примечание к ст. 13.31 КоАП РФ).
Вышеуказанные обязанности не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, физических лиц, осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством РФ определяется перечень личных, семейных и домашних нужд (п. 5 ст. 10.1. ФЗ).
Порядок взаимодействия ОРИ с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. (Второе предложение п.4 ст. 10.1 ФЗ). Это означает, что Правительство в постановлении должно определить Порядок взаимодействия ОРИ с органами ОРД и ФСБ.
Требования к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым ОРИ в эксплуатируемой им информационной системе, устанавливаются МинКомСвязи по согласованию с ФСБ РФ (Первое предложение п.4 ст. 10.1 ФЗ). Соответствующий приказ Минкомсвязи, согласованный с ФСБ выйдет после постановления правительства.
Организатор распространения информации в сети "Интернет" - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем /программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (п. 1 ст. 10.1 ФЗ).
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9) ст. 2 ФЗ).
Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3) ст. 2 ФЗ)
База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 п.2 ст. 1260 ГК РФ)
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (п. 2) ст. 2 ФЗ)
Программа для ЭВМ - представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (второе предложение ст. 1261 ГК РФ).
Таким образом, под организаторов распространения информации в сети "Интернет подпадают социальные сети, файлообменники, бухгалтерские базы, прочие информационные системы, предназначенные для оборота электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
Согласно интервью, размещенном на сайте Роскомнадзора, зам. Главы Роскомнадзора М.Ю.Ксендзова утверждает: "До 10 июня должно быть подготовлено 13 проектов подзаконных актов. 10 из них — это правительственные акты, часть из которых относится к нашей компетенции, а часть — к компетенции ФСБ". (http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news25351.htm )
Обновленный текст статьи с законодательством и практикой находится здесь
Генеральный директор ООО "ОрдерКом",
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович
Материал:
В ст. 64 ФЗ «О связи» внесены изменения, по которым Оператор обязан руководствоваться требованиями, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. Связанные с этим расходы несут операторы связи;
Полный текст
Кремлежулики вообще оборзели. Нет - это понятно , что компенсации с псов кремлежуликов компенсации за СОРМ получали единицы. Теперь же кнопкодавы в интересах кремлежуликов вообще законы сделали под себя. Какие позорные у нас законы - УЖАС!!! Всю эту кремлемразь пока не изгонят, так и будут бесноваться они и глумиться над населением.
Я, возможно, плохо доклад с КРОС-а слушал, но этой страшилки там не было? Или она там и выяснилась?
Отсюда:
http://forum.nag.ru/forum/index.php?showtopic=89177&view=findpost&p=972354
и ниже...
Эээ... Если у меня на домашнем компе крутится хоумпейдж, то я ОРИ? Не зависимо от того, сколько туда ходит народу?
Про это лень уже флеймить. Скоро объяснят на практике.
Круто. Сорм купи, серваков вагон купи для хранения пол года инфы все абонов. Так и помереть с голодухи можно. Как можно с такими условиями начинать свой бизнес в сфере провайденга. Маленькие провы помрут с голоду с такими условиями. Очень печальные законы.
Надеюсь, с введением должности интернет-омбудсмена ситуация начнет изменяться. Вообще, это ли не повод обратиться в ФАС? Цены на СОРМ непомерно высоки, бесплатных аналогов нет. Список производителей ограничен. К тому же сейчас это все законодательно перекладывают на плечи провайдера.
Не, то что жалко денег - это понятно. Но для небольшого оператора СОРМ нынче дешевле легковушки.
LionSprings, выкатили ценник порядка 800 тыс руб. Объективную цену вижу тыс 50-100, не более. За 800 тыс руб лучше пару кварталов застроить или оборудование доступа/агрегации обновить.