Новый терминал D в столичном аэропорту "Шереметьево" наконец-то построили и "Аэрофлот" активно переводит туда свои рейсы. Эти новые "воздушные ворота" куда как лучше старой "двойки" (теперь терминала F) - теперь для 12,6 млн. пассажиров в год это будут персональные ворота к отпуску, командировкам и вообще к любой загранице. Воспользовавшись случаем, мы прогулялись не только по общим залам, по закрытым для посторонних помещениям этого комплекса, но и "распотрошили" терминалы самообслуживания и посмотрели на ПО управления проходом пассажиров.
Если ехать на Аэроэкспрессе, то сначала на горизонте возникает терминал F и только потом - D.
Для прохода в терминал D наконец-то открыли специальную галерею.
Думаете, травалаторы работают? Как бы не так - пока все "на приколе".
Регистрация и посадка
А вот главный зал отлета поражает своими масштабами - 99 стоек регистрации и 24 киоска для самостоятельного получения посадочных талонов.
Самое интересное здесь - стойки саморегистрации. Подошел, представился и заказал себе конкретное место. Кстати, эти "железки" могут не только воспринять управляющее действие с сенсорной клавиатуры, но и "узнавать" пользователя: достаточно поставить в приемник для карт банковскую карту или карту с бонусными милями (главное, чтобы она обладала магнитной полосой) и, вуаля, ваше имя и фамилия сразу доступны системе.
Во время моего визита все 24 терминала в шести стойках демонстрировали такую мордочку - нет, это не авария, а "заливка" нового ПО: кроме Аэрофлота туда подрубали систему Delta Airlines. :)
Вообще, через киоски самообслуживания можно получить посадочные талоны на все рейсы, кроме Индии и США: там действуют повышенные правила безопасности. Этим управляет специальная система терминалов и киосков самообслуживания совместного использования (CUTE/CUSS) от компании Sita, что позволяет организовать единую инфраструктуру рабочих мест совместного использования, с интерфейсами к различным системам авиакомпаний и аэропорта.
Потом они "проснулись" и порадовали... да-да - всем знакомая заставка. :) Доброе утро, Microsoft! :)
В кои веки мне открыли эту железку - говорят, стоит она как хороший банкомат. :) Итак, что внутри. Сверху вниз - клавиатура для настройки, принтер для печати посадочных талонов, справа серый - это UPSка с дистанционным управлением, черный - это компьютер, чуть ниже и слева (не видно - под принтером) USB-хабик на 4 порта. Кстати, их регулярно пылесосят - слишком много пыли накапливается за неделю работы даже в здании с кондиционерами.
Теперь смотрим налево - самая большая штука это сенсорный дисплей. Чуть ниже справа - сканер штрих-кодов, нужен когда пассажир хочет получить посадочный по распечатке заказа билетов с сайта. Снизу небольшая черная штука слева - сканер карточек. Ну и схемки по мелочи. :) В принципе фффсе - ничего сложного. :)
А вот поближе - как раз хаб и справа компьютер.
А внешне очень приятный интерфейс. Дружественный. :)
Сдача багажа для "саморегистрантов".
А это уточнение для тех, кто не умеет читать боооольшие буквы. :)
Кстати, давнишняя формула для терминалов самообслуживания о том, что "регистрироваться могут только пассажиры без багажа" уже не действительна. "Аэрофлот", как основная обслуживающая организация, внедряет специальные стойки исключительно для оформления багажа - в терминале D это 1-3 стойки. Пройдя автоматическую регистрацию, модно подойти туда и сдать свой багаж, который спокойно и обязательно долетит до места назначения: его просканируют с помощью специального оборудования, "привяжут" к конкретному посадочному талону и дадут команду багажной системе на какой рейс обеспечить погрузку конкретного чемодана.
Понять что такое регистрация пассажиров можно только "на себе". Вот меня быстро и определили регистрировать пассажиров на 98ю стойку - в бизнес-класс на рейс SU 3921 в Софию авиакомпаним "Аэрофлот". На "живых" клиентов меня, конечно, никто не выпустил - это место и рейс тестовые, здесь дрессирует свой персонал авиакомпании. :)
Типичное рабочее место для агента любой авиакомпании - слева принтер для печати бирок на багаж, черный дисплей слева - весы, клавиатура с возможностью проводки любой пластиковой карты (видите выше клавиш есть специальный зазор), там же чуть-чуть выше красная кнопка выглядывает - это экстренный стоп багажной ленте.
Полочки забиты всякими бумажками и бирками, справа черный дисплей в синей окантовке - резервная система управления багажом. Ну дисплей как дисплей - подключен к рабочей станции и к общему серверу.
IP-телефон Alcatel-Lucent
И список короткого набора в различных ситуациях
А это - список действий в случае неработоспособности "железа"
И справа внизу - принтер для печати посадочных таллонов.
В начале работы - у всех вот такая систему AirPort Connect Open. Чтобы запустить систему для "Аэрофлота", надо ввести логин и пароль su. Но дальше - уже индивидуальный логин и пароль агента, без этого система не заработает.
Это единая система, которая работает на всех постах одной авиакомпании. Но рабочие станции универсальны - пришел другой агент, ввел код своей авиакомпании и получил совсем интерфейс: все подгружается с сервака и дистанционно заливается на рабочую станцию, они взаимозаменяемы. Ну потом надо авторизоваться и можно работать с системой.
Подключение сетевого оборудования.
Мы в системе - для каждой авиакомпании централизованно "заливается" рабочий стол и список разрешенных приложений - их немного и игр и браузера здесь точно нет.
Заходим в систему "Аэрофлота" - у нас права администратора, это очень приятно. :)
Для начала работы вводим номер рейса, на который будем проводить регистрацию пассажиров.
А вот это стандартный интерфейс системы. Экран Flight Summary сразу показывает нам вес и параметры рейса - от типа воздушного судна до числа купленных билетов.
Все пункты меню сверху - это варианты работы. К примеру F2 - это регистрация, F3 - посадка и т.д. Кстати, по мере регистрации табличка справа расцвечивается значками заполненности. Красным помечены аварийные люки - рядом с ними нельзя сажать детей, престарелых пассажиров, людей с травмами и т.д.: обычно при посадке, если попадается это место, пасажира спрашивают - сможет ли они открыть дверь в экстремальной ситуации? Если нет - предлагают другие варианты размещения.
На выходе на посадку стоят ровно такие же рабоче месте - все унифицировано.
Вот вид сзади - два рабочих поста для ускорения регистрации объемных бортов и небольшое количество дополнительного оборудования
Включаем компьютеры в другой режим - сканирование посадочных талонов
Достаточно приложить "посадочный" к сканеру и вся информация уже в системе
Те, кто формально прошли посадку и контролера на гейте, отмечаются специальными пиктограммами - ясно, что этот товарищ уже на борту
С помощью такого оборудования "выкрикивают" тех, кто загулял в "дьютиках" или засиделся в ресторане
В основной таблице в центре указаны все параметры пассажиров - куча системных пометок от класса обслуживания до питания. Там же указано группа это или один человек регистрировался.
Инструкция персоналу из серии "что делать после завершения посадки"
На этом принтере печатается список пассажиров и сдается капитану корабля - после этого гейт закрывают, люк задраивают и самолет выруливает на взлет.
Скрытые помещения
Осмотр рабочих помещений мы начали с получения специального пропуска - заявка была подана аж за 5 дней: меня только что рентгеном не просветили.
Специальный проход
Придирчивый досмотр
Служебные коридоры терминала D выглядят очень стандартно - один цвет, весь кабель упрятан в тоннели.
Кстати, для построения СКС в здании Терминала D использована СКС SYSTIMAX компании CommScope Inc., на которую предоставляется системная гарантия (не менее 20 лет) от фирмы производителя компонентов СКС. Вертикальная кабельная система обеспечивает скорость передачи не менее 1 Гбит/сек и выполнена одномодовым оптическим кабелем (Singlmode FO) с двойным резервированием. Горизонтальная кабельная система объекта выполнена кабелем UTP категории 5Е, и обеспечивает скорость пропускания не менее 100 Мбит/сек. Для подключения серверов, в главном центре коммутации кабельная система выполнена кабелем UTP категории 6 и обеспечивает скорость пропускания 1 Гбит/сек. Линии связи между зданиями АВК Шереметьево-3 выполнены одномодовым оптическим кабелем (Singlmode FO) с двойным резервированием.
Временами, в коридорах встречаются странные надписи - к примеру, вот такая.
Dect-трубка и усилители сигнала (на заднем плане)
Наиболее оперативная связь для персонала - совсем не сотовая, а Dect от Alcatel-Lucent. Для стабильной связи было установлено несколько десятков ретрансляторов - даже "подсветили" угол гостиницы "Шереметьево-2", где находятся офисы управляющей компании ОАО "Терминал": там тоже работает Dect и внутренняя четырехзначная нумерация вызова. На этом решении работает практически весь оперативный и руководящий персонал, включая сотрудников таможни и пограничного контроля.
Что поразило - так это система видеонаблюдения. Как уверили нас руководители ИТ-службы ОАО "Терминал", она обеспечивает круглосуточное и непрерывное наблюдение не только за дорожной системой привокзальной территории, паркингами и территорией прилегающей к зданию аэровокзала Терминала D, но и пунктами досмотра пассажиров и багажа, стойками регистрации и обстановкой около них, выходами пассажиров на посадку, залами регистрации, залами ожидания вылета, системой обработки багажа, пассажирским перроном, дальними стоянками воздушных судов, местами обработки ВС антиобледенительными жидкостями и местом опробования двигателей воздушных судов. Система спроектирована на оборудовании компании Bosch Security Systems, все сигналы от камер видеонаблюдения, обеспечивающих контроль за привокзальной территорией, дорожной системой и паркингом, записываются со скоростью 4 кадра в секунду, глубина архива не менее 31 суток.
Для этого предусмотрен цифровой дисковый массив серии DVSA Premium компании Bosch DVA-12T-12075RA Diskarray: два порта Gigabit Ethernet, 12 отсеков для HDD с возможностью горячей замены емкостью 750Гб каждый, настроенное дисковое пространство RAID5 емкостью 8.25 ТБ, резервные источники питания с возможностью горячей замены. Это обеспечивает запись до 62 IP потоков с камер или кодеров. Эта система видеонаблюдения обеспечивает непрерывное управление цифровыми видео, аудио и данными с использованием любых IP-сетей, поддерживает все кодеры Bosch MPEG-4, декодеры, IP-камеры, IP-камеры AutoDome, устройства Allegiant, DiBos, мосты Bosch POS/ATM, а также совместимые с DiBos мосты ATM. Время реакции на сигнал тревоги (может быть отправлен посредством электронного или SMS-сообщения) менее 1 секунды, при условии достаточной пропускной способности сети. Шифрование команд - 128 бит AES. А повышенная надёжность системы, сохранение базы данных обеспечено путём резервирования сетевого видеорегистратора. В целом для охранной телевизионной системы предусмотрено более 700 камер: стационарные устройства, вандалозащищенные купольные, поворотные. Все камеры подключены только по кабелю, никакого Wi-Fi мы не использовали. 90% камер подключено по оптике и 10% - по медным каналам связи. Все они цветные, 40% - поворотные на 360 градусов, все управляемые и имеют оптический zoom. Опций у этой системы много - это и распознавание номеров автомобилей, лиц людей, выделение забытого багажа и т.д.: но запущены далеко не все, это будет происходить постепенно.
А на всех серверных - вот такие надписи.
В Терминале D три серверных помещения: в одном размещено телекоммуникационное оборудование компании Sita, основного поставщика ИТ-сервисов, во втором, основном, оборудование от терминала (офисные приложения, жизнедеятельность предприятия и здания). В третьем размещена центральная кроссовая: все коммуникации. Все эти помещения оборудованы системами газопожаротушения однократного пуска.
Внешний вид серверной - в основном, здесь находится оборудование Sita.
Для уборки пыли применяются нестандартные решения
Система для резервного копирования
И обязательный график резервирования данных
Разводка горизонтальных кабельных систем и коммутация вертикальных сегментов производится из этажных центров коммутации - в них для размещения кроссов СКС для СОТ и активного сетевого коммуникационного оборудования ЛВС использованы коммуникационные шкафы с размером "посадочных мест" - 19 дюймов. Для обеспечения функционирования сети, все коммутационные шкафы, где устанавливается оборудование СОТ, оборудованы источниками бесперебойного питания (UPS) необходимой мощности, либо запитаны от централизованного источника бесперебойного питания. Все кабели, приходящие в центры коммутации, разводятся на обратной стороне кросс-панелей и промаркированы. На лицевой стороне кросс-панелей и оптических полок тоже заметна маркировка.
Консоль для управления ИТ-системами
Проектом принят дизайн сети с совмещением уровня ядра и распределения, в качестве оборудования ядра используются маршрутизирующие модульные коммутаторы серии Cisco Catalyst 6500, работающие на уровнях L2-L7. В ядре сети установлен 6-ти слотовый коммутатор Cisco Catalyst 6506E, обладающий достаточным количеством посадочных мест под интерфейсные модули, работающих на максимальной скорости информационного обмена. В коммутаторе задействуются 4 слота: 1 под модуль управления, 2 для интерфейсных модулей и 1 под сервисный модуль FWSM. Наличие незанятых 2 слотов коммутатора обеспечивает возможность последующей модернизации. Два коммутатора ядра Cisco Catalyst 6509 объединены в одно логическое устройство технологией VSS, обеспечивающей суммарную пропускную способность ядра - 1,4 Тб/с. Для информационного объединения коммутаторов Cisco Catalyst 6509 используется соединение 2x 10 GE (10 Гб/с).
Интересная система - с ее помощью диспетчеры визуально видят каждый самолет, заруливающий к посадочному телетрапу и могут подавать ему команды: "Стоп!", "Глуши двигатели!", которые кроме как по рации, дублируются на больших экранах, укрепленных рядом с гейтами: пилоту все видно.
Все активное сетевое оборудование, центральный сервер, сервер-сетевой видеорегистратор, сервер-клиент настроек и сервер-клиент оператора установлены в хорошо вентилируемом помещении. Влажность воздуха 10-95% без образования конденсата. Температура воздуха - от 18 до 24С, при измерении на высоте 1,5 м над уровнем пола. Скорость изменения температуры не более 3С в час.
Уровень доступа образован коммутаторами Cisco Catalyst C2960-24TC-L, имеющими 24 порта 10/100 Мбит/с (Fast Ethernet) и два порта 10/100/1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet) и коммутаторами Cisco Catalyst C2960-48TC-L, имеющими 48 портов 10/100 Мбит/с (Fast Ethernet) и два порта 10/100/1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet).
Для организации подключения к сетям организаций, расположенных в терминалах Шереметьево 1 и 2, используются маршрутизаторы Cisco 3825, являющиеся граничными маршрутизаторами в сети терминала Шереметьево 3. Сервисные модули межсетевых экранов FWSM используют 2 статических маршрута: маршрут по умолчанию в сторону пограничных маршрутизаторов и агрегированный маршрут в сторону ЛВС системы видеонаблюдения.
Зона тестовой лаборатории
Напоследок мы зашли в специальный "аквариум" на втором этаже терминала D - здесь располагается группа, которая занимается интеграцией ИТ-сервисов в общую систему аэропорта: именно в этой комнате сначала тестируются новые аппаратно-программные комплексы и только потом "заливаются" в общую систему. Здесь же проходят обкатку все апгрейды, прежде чем запустить их для работы в сеть. Сюда входят ИТ-специалисты ОАО "Терминал", компании "Аэрофлот", а также Sita, основного поставщика ИТ-решений. Куча компьютеров, питание часто прямо на рабочем месте: люди работают в режиме боевой группы управления и тестирования. Здесь же есть багажные тележки для перевозки инструментов (монтировать все - от хотспотов до информационных терминалов) и даже лестницы - многие дисплеи подвешены на высоте 3-х метров и так просто их не достать. Изначально для информирования пользователей были закуплены терминалы Samsung, но часть их уже поменяли на LG - этот вендор поставил оборудование бесплатно в рекламных целях только с одной просьбой - не демонтировать их логотип. Так оно и стоит :)
Материал:
Новый терминал D в столичном аэропорту "Шереметьево" наконец-то построили и "Аэрофлот" активно переводит туда свои рейсы. Эти новые "воздушные ворота" куда как лучше старой "двойки" (теперь терминала F) - теперь для 12,6 млн. пассажиров в год это будут персональные ворота к отпуску, командировкам и вообще к любой загранице. Воспользовавшись случаем, мы прогулялись не только по общим залам, по закрытым для посторонних помещениям этого комплекса, но и "распотрошили" терминалы самообслуживания и посмотрели на ПО управления проходом пассажиров.
Полный текст
Спасибо за инфо, сам работаю на аэрофлот, но не в аэропорту) увидел многое
довольно откровенный репортаж
Все более-менее симпатично, но слово кассета с одной к в расписании бэкапов не доает забыть, в какой стране мы живем В)))
Ну, если что, резервное копирование важных данных до сих осуществляется на носители с магнитной лентой...
Просто потому, что у самих носителей нечему ломаться, в отличии от жёстких дисков, где может накрыться и контроллер и механика... Следовательно надёжнее... А купить пару резервных читалок/писалок - не проблема, если резервирование данных реально важно...
Да такие высказывания точно не дают - hint во всем мире бекап осуществляется на магнитную ленту. Все более-менее крупные автоматизированые бекап-станции - на лентах. Ибо дешево и надежно.
ЗЫ
И не лень было рассматривать :)
http://goo.gl/NA6G - на USB хабик совершенно не похоже :-(
Поправьте опечатки, пожалуйста
В начале работы - у всех вот такая систему AirPort
авиакомпании и получил совсем интерфейс:
700 камер и видеорегистратор на 62 потока?
и десяток смотрящих в оставшиеся 638 телевизоров?
Обзор, безусловно, крутой. Единственное, что не понял, так это каким образом из SABRE печатают на IERы? Нас уверяли, что это невозможно.
З.Ы. Листочки с командами зря приклеили: пассажиры всякие бывают, мало ли кто с чем дело имел, может и рейс закрыть ;D