vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Закон Яровой: прошлое, настоящее, будущее - комментарии юриста (update) 45

Дата публикации: 17.08.2016
Количество просмотров: 8299
Автор:

По итогам встречи 22.12.2015 с участниками первого российского форума "Интернет экономика", Гарант Конституции 29 января 2016 г. дал ФСБ России, Генеральной прокуратуре, Минюсту России, Минкомсвязи России, Роскомнадзору, ФАДН России поручение до 1 июня представить предложения по организации мониторинга информационных угроз в сети интернет. Ответственным назначен глава ФСБ России Бортников Александр Васильевич (см. п. 9)

По итогам поручения ФСБ и СовБез РФ (куда входят ГП, ФСБ, МинЮст, МО) разработали законопроект и вышли с инициативой[1] в ГосДуму в профильный комитет по безопасности и противодействию коррупции, председателем которого является Ирина Яровая. При этом законопроект (далее - "ЗП") подается под соусом "дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности ".

Формальными инициаторами ЗП помимо Яровой стал Виктор Озеров (Председатель Комитета СовФед по обороне и безопасности). 07 апреля законопроект был зарегистрирован ГД

 Позже список инициаторов дополнился членами партии "Единая Россия" (также как и предыдущие инициаторы) депутатами Алексеем Пушковым (Председатель ГД по международным отношениям) и Надеждой Герасимовой (Первый заместитель председателя комитета по Регламенту и организации работы ГД).

Между тем, на заседании временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, Роскомнадзор признал невозможможность контроля за исполнением закона из-за отсутия ответственности за его неисполнение. Кроме того, зам. ЦА ФСБ РФ Николай Андрианов заявил, что служба поддерживает принятие данного законопроекта, однако предлагает на площадке Минкомсвязи провести его обсуждение с участием операторов и вендоров.

Между тем СПЧ при Президенте до принятия закона, просил Путина не подписывать закон, ссылаясь на неконституционность и указывая в частности: "В-четвертых, непомерные и опасные для общества требования к провайдерам телефонии и интернета в части хранения данных о межличностных коммуникациях неминуемо приведут к колоссальным непроизводительным затратам и росту цен, а также к фактической ликвидации конституционных гарантий защиты персональных данных и неприкосновенности личной жизни."

Законопроект принят в рекордные сроки: за 3 месяца и на последних заседаниях ГД и СовФеда. Путин уже 6 июля подписал закон № 374-ФЗ.  В законопроекте есть и ряд положительных статей, но есть и крайне негативные.

В частности 20 июля вступили в действие следующие нормы:

1)  Обязывающие хранить логи (информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки информации):

  •  Операторов связи - 3 года.
  •  Организаторов распространения информации ( далее - "ОРИ") - год.

2) Вводящие за несоблюдение оператором связи порядка идентификации WiFi абонентов штраф 100-200 тыс. руб.

3)  Представлять ОРИ в ФСБ исходный код (информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений) при использовании дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений.  За невыполнение этой обязанности - штраф на граждан в размере от 3-5; на должностных лиц - 30-50; на юр. лиц - 800-1000 тыс. руб.

Наиболее затратным для кармана Оператора связи является ст.13, добавляющая в п.п.2 п.1 ст. 64 ФЗ "О связи" обязанность с 1 июля 2018 г.  хранить на территории России: текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи сроком до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Аналогичная обязанность добавляется и  ОРИ. Порядок, сроки и объем хранения указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

После поднятого шума, Президент похоже решил ослабить хватку и дал Правительству и ФСБ поручение обратить особое внимание на:

А) "уточнение этапов применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических средств хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие Федерального закона, с учётом необходимости использования отечественного оборудования".
Вышеуказанные нормы говорят о понимании Путиным, что для модернизации технических средств:

  • потребуются существенные финансовые ресурсы;
  • будет использоваться отечественное оборудование, которого нет, и менее чем за 2 года в масштабах страны точно не будет.


Фразой "до 6 мес.", Правительству даётся возможность проработать вопрос и сгладить возникшее в рядах операторов напряжение.

Б) "уточнение полномочий Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в связи с применением положений Федерального закона". Кто за что будет отвечать и кто над кем надзирать.

В) "применение норм Федерального закона об ответственности за использование на сетях связи / при передаче сообщений в Интернете несертифицированных средств кодирования (шифрования)".
Путин не забыл Болотную, понимает, что с анонимайзерами, прокси, vpn-туннелированием бороться невозможно. Норма Реестра.запрет.инфо осталась на бумаге. Однако он желает сделать что-то и просит Бортникова (ФСБ) дать предложения.

Пресс-секретарь президента пояснил:"Правительство должно очень четко мониторить ход имплементации закона Яровой, с тем чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации и т. д. В случае необходимости правительство может выступать с инициативами по принятию соответствующих актов, которые бы эти риски минимизировали. Проще говоря, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и, если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, по поручению президента будут приниматься соответствующие меры".

В ответ на поручение Президента 18 июня  на своём сайте ФСБ объяснило:

"Не требуется обязательной сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в сети Интернет, массово применяемых для защиты сведений, не составляющих государственную тайну, в том числе в абонентских устройствах и базовых станциях мобильной связи, компьютерах, оборудовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на соответствие требованиям по безопасности информации".

Ждем новых подзаконных актов от Правительства и ФСБ и МинКомсвязи.

Приказом ФСБ России от 19 июля 2016 г. № 432 утвержден Порядок предоставления организаторами распространения информации в сети "Интернет" в ФСБ России информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Генеральный директор ООО "ОрдерКом",
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович

[1] по данным журнала Эксперт 

 

С остальными материалами по теме скандального законопроекта можно ознакомиться по ссылкам ниже:

 

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/29690/zakon-yarovoy-proshloe-nastoyaschee-buduschee-kommentarii-yurista-update-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться