vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Телеканалы второго мультиплекса просят денег из бюджета

Дата публикации: 27.04.2015
Количество просмотров: 2277
Автор:

Наблюдается уменьшение объёма телевизионной рекламы, выручка телеканалов также снижается. Компаниям, чьи телеканалы вошли во второй мультиплекс, всё сложнее найти деньги на оплату услуг распространения в сети цифрового телевещания. Поэтому руководители телеканалов обратились к отраслевым чиновникам за помощью. Эта проблема обсуждалась во время встреч с замминистра связи Волиным, пишет "Коммерсантъ".

Телеканалы, вошедшие в первый и во второй мультиплексы, предлагаются жителям России на бесплатной основе. В общей сложности, 20 телевизионных каналов, благодаря расширению и модернизации сети вещания, через несколько лет должны быть доступны почти 100% телезрителей.

Например, второй мультиплекс (РЕН ТВ, СТС, "Домашний", "Спас", "Спорт плюс", "Звезда", "Мир", ТНТ, "Муз-ТВ" и ТВ-3) к концу 2018 года должен быть доступен 98,1% населения. Именно максимально-широкий охват аудитории потенциальных покупателей и подтолкнул эти телекомпании участвовать в конкурсе на вхождение в состав второго мультиплекса, ведь крупным рекламодателям часто нужен федеральный масштаб распространения своих предложений.

ФГУП РТРС, как единственному оператору сети цифрового эфирного вещания, необходимо финансировать и эксплуатационные расходы, связанные с функционированиеv сети вещания, и развитие, модернизацию сети с целью выполнить в ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы" запланированные показатели по охвату населения. Государство выделяет субсидии участникам первого мультиплекса на оплату услуг Российской телерадиовещательной сети (РТРС) по распространению телесигнала. При этом, как в докризисные времена, так и сейчас, большая часть денег за телерекламу достаётся каналам, вошедшим в первый мультиплекс.

Отношения между РТРС и компаниями-владельцами телеканалов второго мультиплекса исключительно коммерческие. И эти отношения непростые: телеканалы должны были финансово поддерживать какое-то время эфирное вещание в аналоговом формате и в то же время оплачивать расходы РТРС, связанные с развёртыванием сети телевещания второго мультиплекса — это дополнительные работы и оборудование, а также услуги по распространению цифровой "телекартинки" на территориях, где уже произошло включение второго мультиплекса.

В какой-то момент эти первоначальные договорённости пришлось пересмотреть. Летом прошлого года было принято решение изменить график развёртывания сети цифрового эфирного вещания, сдвиг сроков были вызван как раз финансовыми сложностями.

"Участие во втором мультиплексе обойдется телеканалам дешевле из-за изменения срока запуска объектов вещания. ... Было принято решение пересмотреть сроки строительства инфраструктурных объектов в небольших населённых пунктах с населением до 10 тысяч человек, срок их запуска сдвинут на 2018 год, поэтому оплата вещателями телеканалов, вошедших во второй мультиплекс, начнётся с 2019 года.

По словам Виктора Пинчука, первого заместителя генерального директора ФГУП "РТРС", большинство компаний — владельцы телеканалов из 2-го мультиплекса, уже подписали дополнительные соглашения к договорам", — цитат из статьи "Аналоговое эфирное телевещание сохранится до 2019 года".

"За текущее вещание в мультиплексе каждый канал должен платить около 150 млн руб. в год, а в дополнение к этому до конца 2018 года перечислить 840 млн руб. аванса. После полного развертывания мультиплекса вещание в нем может стоить около 1 млрд руб. с канала", — сообщает газета "Коммерсант". Не входить во второй мультиплекс — не выход, это означает свёртывание бизнеса как такового. Отсюда вывод — надо быть во втором мультиплексе и надо платить, какой бы большой эта сумма не казалась.

По мнению участников второго мультиплекса сам по себе переход вещания на цифровой формат практически не влияет на увеличение доходов от рекламы. В этой "десятке" есть всё: от развлекательно-отупляющего контента до духовно-просветительского и патриотического. Правда, не совсем  понятно на какие рекламные доходы рассчитывали некоторые телеканалы, решившие войти во второй мультиплекс. По информации "Коммерсанта", например, телеканал "Спас", вошедший в мультиплекс осенью 2013 года, до сих пор не начал платить.

В связи с экономическим кризисом все проблемы телеканалов, особенно не самых финансово-могучих, только усилились. Даже "Первый канал", впервые за много лет (с 2000 года), в 2013 году получил чистый убыток чуть более 1 млрд. рублей. Это при том, что "Первый" зарабатывает на рекламе больше, чем любой другой российский телеканал. " "Первый" начал ... существенно задерживать выплаты поставщикам, в первую очередь производителям контента. Кредитная задолженность канала выросла вдвое — до 5,4 млрд руб. ...", — писали "Ведомости" в апреле 2014 года.

Реклама – основной источник выручки "Первого канала", поэтому снижение рекламной активности сказалось на результатах работы и в прошлом году. Задолженность "Первого канала" перед производителями сериалов, фильмов и телешоу, по сравнению с 2013 годом, выросла примерно в 1,5 раза. "Выручка "Первого канала" в 2014 г. прибавила 3% до 30,1 млрд руб., чистый убыток составил 938 млн руб", — пишут "Ведомости", год спустя, в апреле 2015 года.

Финансовая ситуация подталкивает руководителей телекомпаний к обсуждению новых условий распространения и к формулированию каких-то специальных предложений. По неофициальной оценке, задолженность телеканалов перед РТРС выросла уже до 2 млрд. рублей. Владельцы телеканалов второго мультиплекса надеются на помощь государства: решением проблемы могло бы стать выделение субсидий из бюджета (деньги пойдут на оплату услуг РТРС). Таким способом телекомпании хотели бы вдвое снизить размеры своих платежей, как текущих, так и авансовых.

Но эта идея снижения бремени за счёт государства может и не найти отклика, ведь в процессе пересмотра бюджета 2015 года намерены снизить расходы бюджета примерно на 10% (см. "Из-за сокращения госсубсидий могут отключить часть передатчиков в сети аналогового эфирного телевещания"). На принятие решения о помощи в любом случае нужно время, пока же участники, похоже, пытаются "разруливать" ситуацию своими силами и способами. Предположу, что именно с этим связаны случаи, когда РТРС в некоторых населённых пунктах отключило уже запущенное цифровое вещание второго мультиплекса.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/27400/telekanalyi-vtorogo-multipleksa-prosyat-deneg-iz-byudjeta.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться