Напоминаю, что данным выпуском продолжена серия статей Антона Богатова, посвященных правовым вопросам домашних сетей. Материал идет "параллельно" с остальными обзорами, поэтому стрелочка "назад" приведет на привычный выпуск от #184 от 05 июля.
Материальное и процессуальное право
Следует различать материальные и процессуальные аспекты правоотношений. Под материальной нормой понимается установление прав и обязанностей субъектов права, а процессуальная норма определяет порядок установления и осуществления прав и обязанностей.
Например, требования к лицензиатам, выполнение которых является обязательным для получения лицензии, относятся к материальным нормам, а порядок представления и рассмотрения заявлений на выдачу лицензий - к процессуальным нормам.
Несоблюдение как материальных, так и процессуальных норм влечет недействительность соответствующих решений. С другой стороны, суд может признать нарушение процессуальных требований несущественным и не имеющим правовых последствий. Впрочем, суд вправе принять аналогичное решение и в отношении материальных вопросов, поскольку именно суд в России осуществляет толкование законодательства, как по форме, так и по существу логики законодателя.
Участники правоотношений: лица
Теперь вернемся к вопросу о классификации и особенностях юридических лиц различной организационно-правовой формы. (Напомним, что статус юридического лица возникает после государственной регистрации организации в органах налоговой службы России) Гражданское законодательство выделяет два класса юрлиц - коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ) в зависимости от основной цели деятельности, зафиксированной в уставе.
Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли, то есть предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли между учредителями. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий обладают общей правоспособностью, то есть вправе осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, даже если устав организации специально не предусматривает какого - либо вида деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ)
В отличие от коммерческих, некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между учредителями (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и только, если эти виды деятельности прямо указаны в учредительных документах организации. Юристы называют такой статус некоммерческих организаций "специальной правоспособностью", в отличие от общей правоспособности коммерческих организаций.
Собственно, различие правового положения некоммерческих и коммерческих организаций этим и исчерпывается - никаких специальных льгот некоммерческие организации не имеют, разве кроме возможности не относить членские взносы и пожертвования на прибыль и не уплачивать с них налог на прибыль и НДС. Если некоммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью, например - оказывает услуги связи, то такая деятельность регулируется в том же порядке, что и деятельность коммерческих организаций, включая требования лицензирования, специального порядка приемки в эксплуатацию объектов связи и так далее.
Коммерческие организации создаются в различных организационно-правовых формах (приведем только наиболее распространенные)
Надо сказать, что существует весьма распространенная практика создания некоммерческих организаций для ведения фактически коммерческой деятельности по оказанию услуг связи. Кроме очевидной противоправности, такую форму организации оператора связи можно смело признать бессмысленной и не приносящей никаких преимуществ организаторам, более того, затрудняющей развитие бизнеса.
Полноценная операторская деятельность, наряду с возможностью привлечения инвестиций, возможна только при условии организации полноценного оператора связи в форме коммерческой организации и получения необходимого комплекта лицензий и специальных разрешений. Несмотря на всю трудоемкость и дороговизну легализации операторского бизнеса, этот путь, к сожалению, единственный, в той или иной степени гарантирующий неприкосновенность активов и самого предприятия.
Говоря о юридических лицах, нельзя не сказать об особых субъектах права, имя которым - органы власти, которые не относятся как к коммерческим, так и некоммерческим предприятиям. Правовое положение органов власти как субъектов гражданских правоотношений базируется на 5-й главе ГК РФ. Органы власти являются юридическими лицами и действуют на основании Положений о соответствующем органе, порядок утверждения которого определяется вышестоящим органом власти.
В частности, положения о федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах утверждаются Правительством или Президентом России в зависимости от подчиненности соответствующего органа власти. Разумеется, органы власти ни в коем случае не являются субъектами предпринимательской деятельности, что прямо запрещается ст. 7 закона "О Конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Как гражданская, так и административная правоспособность органов власти жестко ограничивается положением о данном органе и не может толковаться расширительно. В частности, органы власти могут выступать в качестве заказчика услуг связи от имени государства, однако не могут быть исполнителями по соответствующим государственным контрактам.
Государственная власть
Конституция России (ст. 10) предусматривает разделение государственной власти на три формально независимых ветви – законодательная, исполнительная и судебная. Исполнительная власть называется так именно потому, что призвана обеспечивать надлежащее исполнение законов, принятых властью законодательной, а судебная и только власть осуществляет правосудие, то есть является арбитром для всех субъектов права по вопросам, связанным с толкованием законов. При этом сам суд не имеет полномочий по принуждению к исполнению своих решений – это дело исполнительной власти, к которой относится Правительство, министерства, федеральные службы и агентства, а также органы власти регионов федерации.
Судебная власть осуществляет правосудие не произвольно, а в порядке, определенном процессуальным законодательством – Арбитражным процессуальными кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, процессуальной частью Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом, а также целым рядом других законодательных актов. Несоблюдение судом процессуального порядка является основанием для отмены решения суда вышестоящим судом (однако процессуальные нарушения оцениваются судом высшей инстанции и сами по себе не влекут автоматической недействительности принятого решения).
Любое правоспособное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих законных прав, если полагает, что эти права были нарушены. Заметим, что дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности разрешает Арбитражный суд, а дела физических лиц подведомственны суду общей юрисдикции. Однако дела об оспаривании нормативных правовых актов разрешаются судом общей юрисдикции, если законом не установлена их подведомственность арбитражному суду. Разумеется, при этом суд общей юрисдикции сталкивается с большими сложностями, поскольку судьи часто не обладают опытом рассмотрения дел в области предпринимательской деятельности, но так уж решил законодатель (п. 1 ст. 29 АПК).
Подготовка исковых заявлений и других судебных документов требует от юриста не только знания процессуальных и материальных аспектов дела, но и практического опыта. Поэтому после принятия решения об обращении в суд желательно привлечь для консультации юриста, имеющего опыт судебной практики, при этом способного понять технологические аспекты спора, если, разумеется, таковые имеются.
Отметим, что представителем лица в суде общей юрисдикции может быть любое лицо, имеющее соответствующую доверенность, а представителем лица в арбитражном суде может быть либо штатный сотрудник юридического л ица – участника дела, либо адвокат по ордеру юридической консультации или коллегии. Поэтому зачастую приходится принимать в штат юристов, занятых разрешением конкретного спора… но тут уж ничего поделаешь – таково требование закона.
Правовая природа государства, зафиксированная ст. 1 Конституции, означает, как уже говорилось, обязанность органов исполнительной власти принимать решения не по собственному усмотрению, а в соответствии с требованиями законодательства и в пределах соответствующих полномочий. При этом ст. 2 Конституции утверждает, что обязанностью государства является не ограничение, а признание субъективных прав и свобод, тем самым формулируется знаменитый принцип «все, что прямо не запрещено законом является разрешенным».
К сожалению, многие, очень многие сотрудники федеральных органов исполнительной власти вообще и Минсвязи - в частности, полагают, что они вправе по своему усмотрению ограничивать права и свободы при условии соблюдения только лишь процедуры принятия соответствующих решений… Увы, только судебные споры способны образумить бюрократов, потерявших чувство всякой меры и ответственности. С юридической точки зрения, органы исполнительной власти выполняют три основные функции:
Любое суверенное государство обеспечивает исполнение законодательства на своей территории. Разумеется, дело не обходится без властного принуждения к соблюдению законов и других правовых актов, которые приняты государством в качестве обязательных для исполнения. Государственное принуждение охватывает не только административную сферу взаимоотношений различных лиц с самим государством, но и сферу гражданских правоотношений. Например, ст. 168 Гражданского кодекса устанавливает недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам. Но любой законодательный акт остается пустой декларацией, если государство не примет эффективных мер к принуждению субъектов к исполнению законодательства.
Существует особый класс органов исполнительной власти, основной задачей которых является принуждение субъектов права к соблюдению требований действующего законодательства. К таким специальным органам власти, которые часто называют «правоохранительные органы», относятся:
Далеко не все надзорные инстанции относятся к правоохранительным органам, хотя и осуществляют государственное принуждение. В качестве примера можно привести все тот же Госсвязьнадзор, который вправе привлекать лиц к административной ответственности за различные правонарушения в области связи и информатизации, однако не наделен правом осуществления ОРД. В этом смысле полномочия правоохранительных органов качественно превосходят полномочия «обычных» надзоров. Штраф несколько тысяч рублей за нарушение условий действия лицензий Минсвязи, наложенный УГНСИ – это одно, а даже одна ночь в изоляторе временного содержания – это совсем другое.
Вывод прост: не стоит оказывать прямое сопротивление даже заведомо незаконному действию сотрудника правоохранительного органа, поскольку полномочия сотрудников чрезвычайно широки. Гораздо безопасней и эффективней тщательное протоколирование или хотя бы запоминание всех подробностей проверки, проводимой сотрудниками, например, милиции, с последующим обжалованием в прокуратуру или суд. Грамотный адвокат всегда найдет массу нарушений…
Нарушение закона всегда является нарушением права, которое устанавливает или охраняет соответствующий нормативный правовой акт, поэтому нарушение законодательства обычно называют «правонарушением» или, на юридическом языке, «деликтом». Вместе с тем, нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом, даже если деяние однозначно осуждается общественным мнением. Надо четко отделять гражданско-правовые деликты от административных правонарушений и уголовных преступлений.
Дело в том, что гражданско-правовая ответственность может наступать и при отсутствии вины нарушителя. В частности, п.1 ст. 1064 ГК РФ устанавливает: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда…». Таким образом, для наступления гражданско-правовой ответственности достаточно факта причинения вреда вне зависимости от наличия или отсутствия вины.
Ответственность за административные или уголовные деликты, в отличие от гражданско-правовой ответственности, наступает только при наличии полного состава правонарушения, который состоит из четырех элементов:
Привлечение к административной ответственности производится в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Несоблюдение процессуальных норм КоАП влечет недействительность административного взыскания.
Привлечение к административной ответственности обычно состоит из двух этапов – составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение материалов дела с принятием решения о наложении взыскания. И возбуждение дела (составление протокола) и рассмотрение дела могут осуществлять только лица, специально уполномоченные КоАП (ст. 28.3 и гл. 23). Подробное рассмотрение вопросов административной ответственности операторов связи будет предметом отдельной публикации – слишком много возникает при этом вопросов, неточностей, а то и просто мифов.
Мифология переходного периода
Недостаток правовых знаний породил множество мифов, бытующих в среде предпринимателей, и операторы связи – отнюдь не исключение. Разумеется, большая часть этой мифологии относится к специальным вопросам операторской деятельности, и будет рассматриваться отдельно. Однако есть ряд распространенных заблуждений, о которых просто невозможно не сказать:
Антон Богатов, 2004 год.