Регулярное исследование новых технологий с целью выявления "острия прогресса", компания Gartner проводит уже 20 лет. Для того чтобы визуализировать идею исследования используется авторская метода под названием "Hype cycles" или, если перевести дословно - "циклы шума" (циклы крикливой рекламы?).
Циклы шума мы уже рассматривали в одноименной заметке аж в 2010 году (черт побери, это было так давно!). Но качественные аналитические продукты ценны своим методическим фундаментом, а уж что там будет написано на обертке - дело второе. Или даже третье.
Итак, для тех, кому лень идти по вышеприведенной ссылке, делаю cmd+C -> cmd+V главное из заметки 2010 года.
Основа метода – наблюдение за частотой появления всевозможных заметок, материалов, статей в профессиональной и не очень прессе и интернетах. Чем больше ту или иную технологию популяризируют, тем больше индекс HC у данной технологии.
Выделяется пять фаз "шумности" технологии:
1. Technology trigger – запуск или появление новейшей технологии. Что-либо сказать о конкретной технологической новинке на данном этапе метода Gartner не позволяет. Характеризуется просто появлением в информационном пространстве сведений о сабже. Исключение – только те технологии, которые несмотря на появление, не получили одобрения вообще ни у кого. Судьба таких разработок предсказуема;
2. После того, как технология появилась в головах экспертов и обывателей, следует Peak of Inflated Expectation – "Пик чрезмерных ожиданий". Технология становится популярной. От новинки ждут решения всех, наколенных Человечеством за *дцать лет проблем. Дошедшая до второго уровня технология имеет все шансы стать чем-то хорошим и годным. Впрочем, не всякая и не всегда. На то и есть стадия "завышенных ожиданий".
3. Потому как за пиком идет Trough of Disillusionment – "Избавление от иллюзий". ВНЕЗАПНО в головы экспертов и обывателя приходит мысль, что такие проблемы, накопившиеся за последние *дцать лет, никакая технология решить не позволит. Это очень важная фаза в жизненном цикле любого новшества – на этом этапе технология либо достигает зрелости и становится повсеместно используемой, либо предается забвению.
4. Slope of Enlightenment – "Преодоление завалов". Редкая птица технология долетает доживает до четвертого уровня. На данном этапе появляется понимание, что не хватает технологии для полного счастья и долгой жизни со своими пользователями. Также важный этап, на котором становится понятно в какой конкретно нише будет находиться новинка – то ли исключительно для узкого использования гиками, то ли взрывообразный рост и миллиарды почитателей по всему Миру. Последнее бывает, конечно же, очень редко.
5. Plateau of Productivity – "Плато продуктивности". То, к чему стремится любая технология рано или поздно достигает его (хотя бы в руках гиков). Позже начинается медленный спад и вытеснение другими новичками-субститутами.
А чтобы наполнить прошлую заметку новым смыслом, публикую все последние графики с 2011 по 2014 годы. Ну, чтоб все в одном месте и понаблюдать за превращением технологической шумности по отдельным технологиям. Разумеется, мы выберем некоторые, относящиеся к телекому непосредственно. Буквально, не больше одного абзаца.
Особо хочу обратить внимание на те технологии, которые были на "Пике чрезмерных ожиданий" (фаза 2) - 2011 год был насыщен телеком-новациями:
Набирало обороты по "шумности" Social-TV. Сенсорные mesh-сети помещены в фазу "избавление от иллюзий", причем, судя по значку в виде желтого треугольника - ожидание выхода в продуктивную фазу ожидается примерно через десять лет.
За год произошли некоторые изменения, появились новые лидеры по "шумности", некоторые технологии оказались там, где и должны были оказаться:
Про NFC-Payment стали разговаривать чуточку меньше. Появились новые лидеры - 3D Printing и BYOD, причем последний в 2011 году даже не упоминался. Есть еще один новичок в виде HTML5. Социальное телевидение как-то пропало с радара. Интернет телевидение плавно переместилось в фазу "избавления от иллюзий".
Лично для меня, интересно положение Hosted Virtual Desktops, технология, которая пусть и в 2011 была в фазе "избавления от иллюзий", но с прогнозом выхода в массы в ближайшие два года. Казалось бы, чуть-чуть, и "выстрелит" в устойчивый рост. Но...
3D Printing стало консьюмерским, сиречь, пошло в массы.
Облака и NFC должны вот-вот стать массовыми продуктами - от иллюзий почти избавились, но завалов еще достаточно. От двух до пяти лет, по вангованию Gartner.
Обращаем внимание на то, что "виртуальные рабочие столы" пропали с радара, а квантовые компьютеры находятся все там же - в самом начале "инновационного триггера".
Сегодня на пике у нас "Интернет вещей" и "Носимые интерфейсы" (умные часы, например). Не то чтобы IoT отсутствовал в предыдущем году - он был. Только вот в 2013 году Gartner прогнозировал выход технологии "через 10 лет", а в этом году сократил время вдвое.
На самом деле, относиться к "Циклам шума" можно по-разному. Но в любом случае наблюдать за ними интересно и пользительно. Хотя бы вот технология, которая называется "In-memory Database Management System"- она четыре года подряд находится в одной точке с прогнозом выхода в продуктивно-взрывное состояние "от 2 до 4 лет". Вроде и шумят по данной технологии достаточно, но движения Gartner не диагностирует. Объяснений этому у меня нет - может быть, кто из читателей пояснит, это было бы хорошо.
Ну, и как интеллектуальную игру, могу предложить поискать передвижение фишек на кривой "циклов шума" с поиском объяснений причин. Уверен, что в отчетах Gartner объясняет то или иное решение по постановке конкретной точки - то, что приведено в статье всего лишь "демоверсия" полного отчета, призванная вызвать еще один шумовой цикл, а сам отчет достаточно дорог ($1995) для простого удовлетворения любопытства, но можно попробовать разгадать ход мысли.
Кто начнет?
Материал:
Регулярное исследование новых технологий с целью выявления "острия прогресса", компания Gartner проводит уже 20 лет. Для того чтобы визуализировать идею исследования используется авторская метода под названием "Hype cycles" или, если перевести дословно - "циклы шума" (циклы крикливой рекламы?).
Полный текст
Черт. Неужели никто не пнет, например, "виртуальную реальность" или там М2М?
Странно, что отсутсвуют такие вещи, как SDN/NFV, например, 2012-2014 годы были очень шумными, по крайней мере крупные отраслевые мероприятия
обозначали эти технологические тренды, как оказывающие саоме большо влияние.
С другой стороны, если посмотреть на application stores, content analytics, gesture control, big data или location intelligence - в принципе
получились сложившиеся работающие решения используемые на широком потребительском рынке.
Какие-то вещи действительно задерживаются, и причин тому не мало.
Вот еще чего тут на мой взгляд не хватает, - ретроспективной оценки обманутых ожиданий.
Было бы интересно иметь индекс маркетингового шума на разных фазах жизни технологий и индекс соответсвтуия решения на плато, первоначальному уровню шума.
Пускай хотя бы в виде ошибки в сроках оценки консьюмеризации технологии, поскольку реальное сравнение уровня технологических ожиданий с последующей
реализацией - это очень сложная штука.
Собственно, по моему опыту, уходит огромное количество времени и ресурсов по ходу от идеи до технологии пока выявляются границы области применимости
и ограничения возможных реализаций технологии.
Все эти отчеты гартнера в сущности и есть, Мишенька, виртуальная реальность. :-) Вот я внимательно прочитал все перечисленные маркетинговые buzzwords,
и честно говоря не обнаружил ни одного, которое касалось бы лично меня. Это все бредни гиков, живущих в башне из слоновой кости.
ты нерелевантен©
Я нерелевантен по популяции вообще или по популяции читателей твоей статьи ? ;-) Большинство, я думаю, вообще не поняло о чем там речь.
Мой тебе совет, напиши такую же статью, но про компьютерные игрушки, а не про технологии. Получишь адское рубилово в коментах на тему la2 vs. wow, и war thunder vs. wot,
просто потому, что аудитория разбирается в wow, но не разбирается в m2m и ai.
Вообще-то минимальная реакция на очерк говорит о том, что для аудитории нага эти слова не являются ключевыми, они на них не реагируют.
Поэтому оценка релевантности jab-a в данном случае не совсем корректна.
+1.
Распределения технологий по графикам занятные, но критически оценить их сложно, и пользы немного.
Это же для больших инвесторов, которые в те или иные технологии должны вкладываться.
То есть на самом взлете риски большие, но можно крупно выиграть на удачном стартапе - это для венчурных инвестиций.
Ближе к максимуму и на спаде не вкладываемся, ждем пока созреет.
В конце спада на промежуточном минимуме уже вкладываються серьезные игроки, стартаперы тут не ходят.
А мы здесь где? Мы смотрим сбоку: "Занятно, во что же это, в итоге, превратиться!?".
И поддержку, интересна статистика по технологиям, включенным ранее и отброшенным, с разбивкой по этапам.
То есть сколько многообещающих технологий не преодолело первый подъем, сколько разбилось на спуске, сколько умерло потом на долгом подъеме.
1. Доступны только промо-циклы. Гартнер полный отчет продает по джве штуки баксов. Для меня дорого, чтобы удовлетворить любопытство. Но вот если сброситься... :) Хотя, о чем это я?
2. В демоверсии, разумеется, не полностью вся инфа выгружается, а чего там в полной версии я не знаю.
3. Но достаточно и вот этих картинков, чтобы судить про, например, IoT. Давайте ее и рассмотрим. Это же интеллектуальная игра - я надеялся, что кто-то за меня напишет ;)
Итак. Год 2011. ИоТ находится в фазе триггера, но на довольно высоком уже уровне. Фактически с заходом на раздутость. Так и было же. Прогноз выхода технологии (технологической концепции?) в фазу "зрелой технологии" - 5-10 лет. Ну, то есть вероятность выхода в массы "крайне мала".
Год 2012 - положение на кривой то же самое - триггер. НО. Прогноз выхода в массы увеличен до "более 10 лет".
Год 2013 - Выходим в САМЫЙ пик криков и обсуждений. Прогноз - более 10 лет.
И наконец свежачок - Мы все еще в пике (я тоже отметился аж двумя статьями) но выход технологии их коротких штанишек сократили обратно до "от 5 до 10".
Но самое интересное, что стартапы с ИоТ сейчас растут как пирожки. Один Нест, купленный Эпплом чего стоит. И анонсирую статью, где я "случайно" подобрал аж 40 проектов из ИоТ с ваще капец безумными идеями. Будет на следующей неделе.
Вангую: в 2015 году ИоТ все еще будет оставаться на пике, но прогноз выхода будет снижен до горизонта пять лет.
Вывод: на самом деле, циклы шума реально что-то показывают. Разумеется, этот барометр не совсем точен - плюс-минус миллиард, но направление показывает. Есть гипотеза, что данный инструмент уже не столько измеряет, сколько влияет на рынок. И в этом отношении, я считаю свою миссию "увеличения технологической энтропии в отдельно взятой стране" выполненной. Сумбуру я внес, и графики вам показал :)
Но, будем верны своим традициям: кто и зачем влияет на рынок? Нет ответа, а это самое интересное.
За что и спасибо :).