vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Циклы шума 2010 4

Дата публикации: 30.11.2010
Количество просмотров: 8590
Автор:

В далеком уж 1995 году консалтинговая контора Gartner придумала методику оценки выхода новых технологий под названием Hype Cycle (циклы «рекламного шума» или «общественного интереса»). И даже в некотором смысле с помощью этой методы можно предсказывать успешность/неуспешность новых технологий. Как и любой другой способ предсказывать будущее метод имеет недостатки и точность его предсказаний чуть более, чем у Нострадамуса и Ванги. Но все же, данный метод основан на научном наблюдении и какая-то доказательная база под методом «циклов рекламного шума» есть.

Основа метода – наблюдение за частотой появления всевозможных заметок, материалов, статей в профессиональной и не очень прессе и интернетах. Чем больше ту или иную технологию популяризируют, тем больше индекс HC у данной технологии.

Выделяется пять фаз «шумности» технологии:

  1. Technology trigger – запуск или появление новейшей технологии. Что-либо сказать о конкретной технологической новинке на данном этапе метода Gartner не позволяет. Характеризуется просто появлением в информационном пространстве сведений о сабже. Исключение – только те технологии, которые несмотря на появление, не получили одобрения вообще ни у кого. Судьба таких разработок предсказуема;
  2. После того, как технология появилась в головах экспертов и обывателей, следует Peak of Inflated Expectation – «Пик чрезмерных ожиданий». Технология становится популярной. От новинки ждут решения всех, наколенных Человечеством за*дцать лет проблем. Дошедшая до второго уровня технология имеет все шансы стать чем-то хорошим и годным. Впрочем, не всякая и не всегда. На то и есть стадия «завышенных ожиданий»;
  3. Потому как за пиком идет Trough of Disillusionment – «Избавление от иллюзий». ВНЕЗАПНО в головы экспертов и обывателя приходит мысль, что таки проблемы, накопившиеся за последние *дцать лет, никакая технология решить не позволит. Это очень важная фаза в жизненном цикле любого новшества – на этом этапе технология либо достигает зрелости и становится повсеместно используемой, либо предается забвению;
  4. Slope of Enlightenment – «Преодоление завалов». Редкая птица технология долетает доживает до четвертого уровня. На данном этапе появляется понимание, что не хватает технологии для полного счастья и долгой жизни со своими пользователями. Также важный этап, на котором становится понятно в какой конкретно нише будет находиться новинка – то ли исключительно для узкого использования гиками, то ли взрывообразный рост и миллиарды почитателей по всему Миру. Последнее бывает, конечно же, очень редко;
  5. Plateau of Productivity – «Плато продуктивности». То, к чему стремится любая технология рано или поздно достигает его (хотя бы в руках гиков). Позже начинается медленный спад и вытеснение другими новичками-субститутами.

 

Хочу заметить, что «хайп циклы» не имеют никакого отношения к кривой продаж, а к жизненному циклу из курса маркетинга имеет весьма опосредованное отношение. Просто другая логика закладывается. И другая математика, кстати. Кривая прогноза продаж - банальная экспонента, маркетинговый жизненный цикл – более сложная функция «второй производной». На графике ниже, я попробовал соединить все три функции и даже сделал попытку синхронизировать их, но, боюсь, попытка не очень-то удачна:

Но вернемся к первоисточнику. Gartner обычно публикует циклы по всем наблюдаемым ими технологиям где-то в августе/сентябре. Но доступны эти графики только по подписке за вполне себе ощутимые деньги (только за Hype Cycle for Communications Service Provider Infrastructure, 2010 Gartner желает получить $US 1 995!), а в открытом виде появляются только промосхемы без конкретных цифр и описания. Но для целей читателей Nag.RU этого, на самом деле, будет вполне достаточно.

Кстати, кроме фазы цикла, Gartner дает еще и приблизительные сроки выхода или падения технологии – на графике они визиализируются соответствующим маркером. Возьмем две крайности:

Полный провал – попала (в промосхеме, в полном отчете, который я не видел, наверняка больше) только одна технология – Broadband Over Power Lines. Так получилось…

Кандидаты же на самую лучшую долю в течение срока «менее, чем два года» удостаиваются следующие штуки:

  • Consumer-Generated Media – это когда содержание информационного ресурса создают сами пользователи. Как пример – форум Nag.RU;
  • Mobile Applications Stores – магазины мобильных приложений уже вовсю работают и приносят доход их владельцам. Android Market, например, уже работает в России и там можно очень легко и безопасно купить любое проиложение;
  • Predictive Analytics – интеллектуальная аналитика. Достаточно вспомнить OLAP, SPSS, системы автоматического обнаружения фрода, интеллектуальные системы обнаружения DDoS и т.п. Все это уже работает, правда кажется слишком заумным, хотя сложностей там только в псевдоинтеллектуальной математике и самообучении систем;
  • Pen-Centric Tablet PCs – есть мнение, что системы «перьевого ввода» или «стилусных планшетов» находятся на грани вымирания. Их пожрал iPad и мультисенсорные системы ввода.
  • Из интересных для ISP выводов со схемы могу назвать следующие технологии:
  • Работающие Mesh Networks: Sensor (полносвязанные ячеистые сети для датчиков и сенсоров) – появятся где-то в ближайшее десятилетие;
  • Cloud Computing во всех своих ипостасях вполне ожидаются в продуктивной фазе всеобщего мейнстрима в срок от двух до пяти лет, правда находятся сейчас на самом пике разговоров. Так что вполне может статься, что в стадии «избавления от иллюзий» кто-то прозреет и перестанет вбухивать столько в сырую, в общем-то, с точки зрения бытового консьюмера, технологию;
  • Interactive TV как бы находится на фазе «Преодоления завалов» и планируется к всеобщему внедрению в ближайшие два-пять лет. Есть только вариант, что в этот же срок интерактивное теле-еле-видение победит младший брат – Internet TV. Ибо возможностей у последнего гораздо больше, а срок выхода на «Плато продуктивности» вполне себе сопоставим. А еще Internet TV имеет более низкий порог вхождения для новых игроков и покрывает бОльшую территорию. А вот у интерактивного телевидения, развернутого на местячковых сетях ШПД с территорией как раз хуже, ибо локальны.
  • На пике популярного обсуждения сейчас находятся 3D телевизоры и 4G стандарт. Отличие только в том, что 3D телевизоры повсеместно в домах появится уже вот-вот, в ближайшие 2-5 лет, а вот 4G по предсказаниям Нострадамуса Gartner в мейнстрим войдет чуток позже – 5-10 лет. Склонен с ними согласиться.
От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/19924/tsiklyi-shuma-2010.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться