1. Новости
Заметки пользователей
27.07.2006 10:15
1420
0
27.07.2006 10:15
PDF
1420
0

"Широкополосные войны" конвергентных сетей: победителей не будет

Широкополосный доступ на берегах Туманного Альбиона становится с каждым месяцем не только быстрее, но и дешевле. Ряд английских операторов уже предлагают скоростной интернет просто так, фактически даром. Так же, как раздают бесплатные ручки или небольшие игрушки. Даже с точки зрения распространения высокотехнологичных продуктов, широкополосный доступ сделал слишком быстрый рывок из дорогостоящей роскоши к предельно доступному по цене товару. Операторы поглощены идеей о создании собственных конвергентных сетей с огромных количеством самых разных услуг, поскольку, как им кажется, все клиенты, только и мечтают о том, чтобы получать весь спектр обслуживания от одного единственного поставщика. И это наверняка тупиковый путь, чтобы там ни говорили высокооплачиваемые аналитики консалтинговых учреждений.

В ближайшее время потребители станут свидетелями и, одновременно, лакомой добычей в затяжных "широкополосных войнах" между компаниями телекоммуникационной отрасли. Уже сейчас слово "бесплатный" используется в массе объявлений рекламного характера. Хотя любой экономист может с ходу объяснить, что раз не существует такого явления, как "бесплатный завтрак", то не может быть и никакого "бесплатного широкополосного доступа", пишет Bloomberg.com.

Тем не менее, на прошлой неделе компания Sky, вложив предварительно кругленькую сумму в размере порядка 743 млн. долларов, объявила о предоставлении своим клиентам бесплатного доступа. Правда, для этого необходимо подписаться на другие услуги компании и доплатить, в случае, если потребуются более комфортные условия при использовании глобальной сети, но сам факт "бесплатной" услуги согрел сердце многим потребителям.

Правда, руководство компании позиционирует свою стратегию как "оборонительную". Ведь начало "бесплатному" доступу было положено отнюдь не Sky. Несколько ранее Carphone Warehouse предложил своим подписчикам на телефонные услуги бесплатный широкополосный доступ и за два месяца приобрел 340 тыс. новых клиентов. France Telecom предлагает бесплатный интернет тем англичанам, которые завели себе мобильные телефонные номера от подразделения французского телекоммуникационного гиганта, компании Orange. Крупнейший кабельный оператор Великобритании, NTL, прикупил по случаю Virgin Mobile Holdings Plc., и планирует предложить "quad play" (мобильную и обычную телефонную связь, широкополосный интернет и IPTV) единым пакетом за фиксированную плату.

Но насколько оправданы ожидания ТОП-менеджеров телекоммуникационных структур, планирующих получить многомиллиардные прибыли от конвергентных сетей?

Системы и технологии, что традиционно занимали собственные узкие ниши, стремительно переплетаются. Широкополосные линии в настоящее время обладают такой пропускной способностью, что позволяют обеспечить не только быстрый серфинг, но и потоковое видео, онлайновые игры, перекачку объемного софта, телефонию и многое другое. В результате телевизионные компании начинают предлагать услуги телефонии, а телефонные операторы запросто осваиваются на телевизионном рынке. Наступает время, когда любая компания может предложить практически любые услуги.

Но так ли важно конечному клиенту, чтобы счет за все услуги ему поступал на одном листочке бумаги? Судя по всему – нет. Главным определяющим фактором остается стоимость, и только она будет диктовать популярность услуг. Во всяком случае, именно к таким выводам пришли исследователи из аналитической компании Pyramid Research.

Конвергенция по общему замыслу выглядит заманчиво, но весь опыт человечества показывает, что разные отрасли промышленности плохо объединяются в единые структуры. Производство автомобилей и самолетов остаются независимыми друг от друга, хотя конечная их цель – перемещение людей в пространстве – может быть идентичной. И бензин никто не старается купить в той же фирме, которая продала машину. Отдельные компании производят бытовую технику и электричество. Компьютерное "железо" и "софт" делают разные структуры. Нет никакой такой "конвергенции" в других сферах жизни человека. Не будет от нее ожидаемой отдачи и здесь. И на то есть две серьезные причины.

В первую очередь компании развивают те области, в которых специализируются изначально. Телекоммуникационный бизнес требует высокий уровень финансовой и технической деятельности. Средства массовой информации нуждаются в творческих людях. Трудно свести воедино и заставить работать "в одной упряжке" инженеров с высокой квалификацией и творчески настроенных гуманитариев без того, чтобы кто-либо из них не стал преобладающей силой.

Кроме того, потребитель по природе своей слишком подозрителен, чтобы доверить одному поставщику заботиться обо всех своих нуждах, когда к его услугам будут представлены десятки фирм с идентичными возможностями, но разными тарифными планами.

Разумеется, можно какое-то время снижать цены и удерживать, тем самым, своих клиентов. Но, предлагая, к примеру, "бесплатный" доступ, любая компания оказывается перед очевидной проблемой: для самой организации широкополосная сеть вовсе не бесплатна. Она требует немалых вложений и для поддержания своей работоспособности, и для жизненно необходимой модернизации. Но кто выйдет победителем в этой гонке? Очевидно, что один-два крупных телекоммуникационных оператора.

Акционеры сотен компаний могут напрягать все силы для продвижения "конвергентных" услуг, но вряд ли они получат ту отдачу, на которую рассчитывают. И пусть потом не говорят, что не были предупреждены.

Дмитрий

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи