vk_logo twitter_logo facebook_logo livejournal_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

1 января 2006 года ОАО «Ростелеком» переходит на новую систему взаимодействия с российскими операторами и конечными пользователями при оказании услуг дальней связи

Дата публикации: 17.12.2005
Количество просмотров: 1567
ОАО «Ростелеком» (NYSE: ROS; РТС и ММВБ: RTKM, RTKMP), российский национальный оператор дальней связи, сообщает о том, что с 01 января 2006 года Компания планирует перейти на новую систему взаимодействия с российскими операторами и абонентами (конечными пользователями) при оказании услуг междугородной (МГ) и международной (МН) связи (далее – услуг дальней связи). Переход на новую систему взаимодействия связан со вступлением в силу с 01 января 2006 года новых требований законодательства РФ, регулирующего телекоммуникационную отрасль. Законодательной основой проведения реформы российской телекоммуникационной отрасли является вступивший в силу в 2004 году Федеральный закон «О связи».

С целью реализации указанного Закона Правительством РФ в 2005 году были утверждены нормативные акты, регламентирующие новые правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и другие нормативные акты, регулирующие деятельность по предоставлению услуг дальней связи, в том числе лицензионные требования для операторов связи.

Изменение системы взаимодействия с российскими операторами и конечными пользователями при оказании услуг дальней связи

В соответствии с действующей в настоящий момент системой межоператорского взаимодействия ОАО «Ростелеком» оказывает услуги транзита дальнего трафика межрегиональным компаниям (МРК) ОАО «Связьинвест» и другим российским операторам. В Москве Компания оказывает услуги дальней связи абонентам ОАО «МГТС» напрямую.

Во всех регионах Российской Федерации МРК ОАО «Связьинвест» и ряд других операторов осуществляют непосредственное взаимодействие с абонентами своих сетей (кроме абонентов ОАО «МГТС») при предоставлении им услуг дальней связи, включая выставление счетов и осуществление расчетов за услуги, используя собственные абонентские биллинговые системы. При этом операторы осуществляют расчеты с ОАО «Ростелеком» за услуги транзита и завершения вызова (терминации). ОАО «Ростелеком», в свою очередь, оплачивает услуги завершения вызова соответствующему оператору. В Москве Компания осуществляет расчеты с абонентами ОАО «МГТС» за услуги дальней связи напрямую, используя абонентскую биллинговую систему филиала ОАО «Ростелеком» - ММТ.

Вступление в силу с 01 января 2006 года новых нормативных актов, регулирующих телекоммуникационную отрасль, будет означать изменение принципов оказания услуг дальней связи конечным пользователям, а также принципов взаимодействия операторов при предоставлении этих услуг.

Взаимодействие операторов при предоставлении услуг дальней связи в соответствии с новыми нормативными актами будет строиться по следующему принципу:

оператор сети междугородной и международной телефонной связи (далее – оператор дальней связи) оказывает услуги дальней связи абонентам операторов местной сети;

оператор сети внутризоновой телефонной связи оказывает оператору дальней связи услуги по зоновому инициированию и завершению вызова;

оператор сети местной телефонной связи оказывает оператору внутризоновой сети услуги по местному инициированию и завершению вызова.

Взаиморасчеты между операторами будут производиться в соответствии с технологической цепочкой оказания услуг. Расчеты с конечными пользователями, а также прочие работы, связанные с их обслуживанием, осуществляет оператор дальней связи либо его агент.

При оказании услуг дальней связи в соответствии с новыми нормативными требованиями оператор дальней связи должен обеспечить выполнение ряда условий, включая:

- техническое соответствие своей сети утвержденным требованиям к сетям междугородной и международной связи, в том числе наличие точек присоединения к внутризоновым сетям в каждом субъекте Российской Федерации;

- готовность оказать услугу дальней связи любому пользователю, пожелавшему воспользоваться данной услугой и имеющему доступ к сети местной телефонной связи.

В связи с тем, что существующая система взаимодействия ОАО «Ростелеком» с МРК ОАО «Связьинвест» и другими операторами не подразумевает необходимости осуществления Компанией расчетов с конечными пользователями, а также выполнения прочих работ по их обслуживанию на всей территории Российской Федерации, ОАО «Ростелеком» в настоящее время не располагает достаточными ресурсами, в том числе кадровыми ресурсами, необходимыми для осуществления обработки, подготовки и анализа первичных документов, сопровождения информационных систем, выставления счетов и сбора платежей в полном объеме.

В целях соответствия новым нормативным требованиям, Компания планирует с 01 января 2006 года на договорной основе привлечь МРК ОАО «Связьинвест», а также других операторов местных и внутризоновых сетей в качестве региональных агентов для выполнения комплекса работ, включая обслуживание конечных пользователей, выставление счетов и сбор платежей за оказанные Компанией услуги дальней связи.

Это означает необходимость использования ОАО «Ростелеком» соответствующих ресурсов МРК ОАО «Связьинвест» и других внутризоновых и местных операторов, включая данные биллинговых и других информационных систем, при расчете стоимости оказанных Компанией услуг. При этом ответственность за соблюдение новых нормативных требований при оказании услуг дальней связи конечным пользователям будет лежать на ОАО «Ростелеком».

Существенные риски ОАО «Ростелеком»

ОАО «Ростелеком» считает необходимым сообщить о рисках, которые, по мнению Компании, могут возникнуть в связи с ожидаемым с 01 января 2006 года изменением системы взаимодействия с российскими операторами и конечными пользователями при оказании услуг дальней связи и которые могут оказать существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность Компании.

Риски, связанные с функциональными возможностями информационных и биллинговых систем МРК ОАО «Связьинвест» и других внутризоновых и местных операторов

В рамках договоров и соглашений, заключаемых между Компанией и МРК ОАО «Связьинвест» и другими внутризоновыми и местными операторами, значительный объем учетных функций, необходимых ОАО «Ростелеком» для подготовки управленческой и финансовой отчетности, будет осуществляться МРК ОАО «Связьинвест» и другими внутризоновыми и местными операторами. В связи с этим Компания с 01 января 2006 года начинает нести существенные риски, связанные с организацией работ по расчету объемов и стоимости оказанных услуг, выставлению счетов, взаимодействию с конечными пользователями и операторами, а также по учету доходов от предоставления услуг междугородной и международной связи.

Возникновение данных рисков обусловлено, прежде всего, отсутствием единообразия существующих в настоящий момент биллинговых систем МРК ОАО «Связьинвест» и других внутризоновых и местных операторов (в том числе на уровне разных филиалов одного и того же оператора).

Помимо этого, совместные тестовые процедуры, проведенные в отношении информационных и биллинговых систем МРК ОАО «Связьинвест» и ряда других операторов показали, что, в большинстве случаев, их функциональные возможности на данный момент не позволяют выполнять возлагаемые на них функции в полном объеме. В связи с этим в настоящее время ОАО «Ростелеком» не имеет возможности подтвердить, что МРК ОАО «Связьинвест», а также другие внутризоновые и местные операторы смогут обеспечить предоставление Компании данных консолидированной отчетности в полном объеме в оговоренные сроки и с необходимым уровнем достоверности информации.

По мнению Компании, указанные выше факторы могут привести к возникновению с 01 января 2006 года следующих (но не ограничиваясь указанными далее) обстоятельств, влияющих на систему финансового контроля в Компании:

- вероятности несвоевременного получения Компанией от соответствующих операторов надлежащим образом оформленных первичных документов, необходимых для корректного ведения бухгалтерского и налогового учета;

- затрудненности оценки величины собранных МРК ОАО «Связьинвест» и другими внутризоновыми и местными операторами в пользу Компании денежных средств и, как следствие, риска некорректного расчета Компанией своих налоговых обязательств и резервов по сомнительным долгам;

- возможного наличия некоторых искажений в финансовой и налоговой отчетности Компании.

Риски, связанные с обслуживанием Компанией конечных пользователей

В соответствии с «Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» договор на оказание услуг связи, в том числе и на оказание услуг дальней связи должен заключаться путем составления и подписания единого документа между оператором и конечным пользователем. В случае если со вступлением в силу с 1 января 2006 года новых нормативных актов у ОАО «Ростелеком» не будет возможности заключения договора с конечными пользователями на основе публичного договора-оферты, у Компании возникнет необходимость заключить договора на оказание услуг дальней связи со всеми конечными пользователями на территории России.

Существующая бизнес-модель ОАО «Ростелеком» не предусматривает наличия распределенной региональной сети продаж и обслуживания клиентов, в связи с чем Компания не обладает достаточными ресурсами для самостоятельного проведения данной работы в полном объеме. В связи с этим Компания планирует прибегнуть к использованию ресурсов МРК ОАО «Связьинвест» и других внутризоновых и местных операторов для проведения части соответствующей работы в рамках заключаемых с ними договоров. При этом существует риск того, что работа по заключению договоров с конечными пользователями не будет выполнена в полном объеме в установленные сроки.

Кроме этого ОАО «Ростелеком» считает необходимым сообщить о возможности возникновения риска несоответствия требованиям вступающих в силу с 1 января 2006 года нормативных документов в отношении обязательств оператора дальней связи по доставке в определенный срок счетов за услуги дальней связи конечным пользователям. Это, в свою очередь, может повлечь за собой риск невозможности своевременного получения Компанией доходов за оказанные услуги в полном объеме.

Риски, связанные с передачей данных об абонентах

С точки зрения Компании, одним из наиболее существенных рисков, возникновение которых возможно в связи с предстоящими изменениями, является риск, обусловленный отсутствием в нормативных актах обязательного требования по предоставлению оператору дальней связи данных об абонентах операторов местных и внутризоновых сетей, которые необходимы Компании для

правильного учета пропущенного от этих абонентов трафика, расчета стоимости оказанных услуг и выставления счетов, что может привести к невозможности проведения расчетов с абонентами – пользователями услуг дальней связи.

К настоящему моменту Государственной Думой РФ одобрены в первом чтении поправки в соответствующие законодательные акты, разрешающие операторам при предоставлении услуг связи абонентам передавать друг другу данные об этих абонентах без их письменного разрешения. Однако, до момента вступления вышеуказанных поправок в силу, предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия абонентов в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Это может затруднить возможность получения Компанией абонентских данных от операторов, что может осложнить процесс сбора Компанией доходов от оказанных услуг и ведения претензионно-исковой работы.

Риски, связанные с тарифной политикой

В настоящее время деятельность Компании регулируется Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», в котором заложена юридическая основа для государственного регулирования деятельности поставщиков услуг электросвязи и предусматриваются меры государственного контроля над установлением тарифов МГ связи для конечных пользователей. В настоящее время у Компании нет оснований полагать, что начиная с 01 января 2006 года ее деятельность в части установления тарифов для конечных пользователей не будет регулироваться ФСТ.

При этом в соответствии с Федеральным законом «О связи» межоператорские тарифы для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее - «существенный оператор»), включая тарифы на инициирование, завершение и транзит вызова, регулируются Федеральной службой по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор). В то же время величина компенсационной надбавки для «существенных операторов» подлежит государственному регулированию со стороны Федеральной службы по тарифам.

Несмотря на то, что в настоящее время ОАО «Ростелеком» не внесено в список «существенных операторов», Компания допускает вероятность, что это может произойти в ближайшем будущем, что приведет к тому, что ее деятельность будет регулироваться как ФСТ, так и Россвязьнадзором.

В связи с тем, что межоператорские тарифы на инициирование и завершение вызова представляют собой существенную составную часть тарифа на услуги дальней связи для конечных пользователей, их изменение (или неизменение) может оказать значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность Компании.

Кроме того, в настоящее время не установлена величина компенсационной надбавки, которая будет представлять собой одну из составных частей тарифа на услуги инициирования вызова, оказываемые «существенными операторами». Предполагается, что компенсационная надбавка должна покрывать разницу между доходами и экономически обоснованными затратами оператора от оказания услуг местной и внутризоновой связи.

Сохранение подобной ситуации может привести к возникновению рисков, способных оказать существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Ростелеком», включая риск возможного снижения эффективности тарифной политики Компании, обусловленный следующими обстоятельствами:

− многоуровневым регулированием тарифов и их составляющих;

− возможной неконкурентоспособностью тарифов Компании по сравнению с тарифами потенциальных конкурентов, деятельность которых не подпадает под тарифное регулирование.

Действия ОАО «Ростелеком»

К настоящему моменту Советом директоров ОАО «Ростелеком» и советами директоров МРК ОАО «Связьинвест» одобрены изменения в договоры о присоединении сетей электросвязи, а также одобрены договоры на оказание услуг по биллинговой обработке услуг связи, формированию, печати и хранению счетов, услуг по сбору платежей конечных пользователей, претензионно-исковой деятельности, а также по доставке документов (далее – Договоры содействия). Кроме того, Компания ведет работу по заключению аналогичных договоров с другими операторами внутризоновых и местных сетей.

В соответствии с условиями Договоров содействия МРК ОАО «Связьинвест» обязаны предоставлять всю необходимую информацию для подготовки управленческой и бухгалтерской отчетности Компании.

В связи с необходимостью создания системы контроля над процессом формирования доходов Компании, Договоры содействия с МРК ОАО «Связьинвест» предусматривают возможность и условия проведения совместных процедур объемно-стоимостных сверок по расчетам за услуги, предоставленные ОАО «Ростелеком» конечным пользователям.

Кроме этого, с целью минимизации финансовых и налоговых рисков при оказании услуг дальней связи всем конечным пользователям на территории Российской Федерации, Компания в настоящий момент проводит активную работу по развитию собственной клиентской биллинговой системы, обеспечивающей получение данных по каждому конечному пользователю.

ОАО «Ростелеком» также предпринимает действия, направленные на исключение Компании из реестра естественных монополий.

Возможные последствия перехода ОАО «Ростелеком» на новую систему взаимодействия

В результате перехода на новую систему взаимодействия Компания допускает возможность наступления в будущем следующих событий:

− возможной потери доли рынка, и, как следствие, ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности Компании;

− усложнения расчета объема налоговых обязательств, и, как следствие, необходимости регулярной авансовой переплаты налогов с целью снижения налоговых рисков Компании;

− значительной задержки в подготовке бухгалтерской и финансовой отчетности в результате существенных рисков, возникающих в процессе учета доходов Компании;

− вероятности неполучения безусловно положительного аудиторского заключения за 2006 финансовый год, в том числе по системе внутреннего контроля в соответствии со Статьей 404 Акта Сарбейнс-Оксли;

− существенной задержки предоставления отчетности в виде Годового отчета по Форме 20-F за 2006 год в Комиссию США по ценным бумагам и биржам;

− снижения капитализации Компании в связи с вышеизложенными рисками.

Компания хотела бы предупредить, что информация в настоящем пресс-релизе основана на ее текущем понимании того, как будут применяться новые нормативно-правовые акты, и не может гарантировать, что они будут применяться именно таким образом после их вступления в силу. Необходимо также принимать во внимание, что Правительством РФ и регулирующими органами могут быть внесены изменения в новые нормативные акты или изменен срок их вступления в силу.

***

Некоторые заявления, содержащиеся в настоящем пресс-релизе, являются «заявлениями, содержащими прогноз относительно будущих событий» в значении, придаваемом этому термину федеральными законами США о ценных бумагах, и на такие заявления распространяется действие положений указанных законов, предусматривающих освобождение от ответственности за совершаемые добросовестно действия.

Указанные заявления, содержащие прогноз относительно будущих событий, подвержены влиянию рисков, фактора неопределенности и иных факторов, в результате которых фактические результаты могут существенно отличаться от тех результатов, которые прямо указаны в данном пресс-релизе.

Данные риски включают в себя возможность изменения хозяйственных и финансовых условий деятельности Компании и перспектив ее развития; возможность изменения политической и экономической ситуации в России; изменение существующего или будущего регулирования российской отрасли связи; возможность изменения российского законодательства; а также воздействие конкуренции и иных факторов.

Более детальный обзор данных факторов содержится в Годовом Отчете Компании за последний финансовый год, составленном по форме 20-F, и иных публично раскрываемых документах Компании, представленных в Комиссию по ценных бумагам и биржам США. Большинство из указанных факторов находятся вне пределов контроля или возможности прогнозирования со стороны Компании. С учетом сказанного выше Компания не рекомендует необоснованно полагаться на какие-либо содержащиеся в настоящем пресс-релизе заявления, содержащие прогноз относительно будущих событий.

Компания не несет каких-либо обязательств публично раскрывать какие-либо изменения к данному пресс-релизу с целью отразить события или обстоятельства, которые имели место после даты настоящего пресс-релиза, либо с целью указать на имевшие место непредвиденные события, за исключением случаев, когда такое раскрытие может потребоваться в соответствии с федеральными законами США о ценных бумагах.

ОАО Связьинвест
От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/4879/1-yanvarya-2006-goda-oao-rostelekom-perehodit-na-novuyu-sistemu-vzaimodeystviya-s-rossiyskimi-operatorami-i-konechnyimi-polzovatelyami-pri-okazanii-uslug-dalney-svyazi.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться