vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Изменения в ФЗ "О связи" подписаны

Дата публикации: 06.02.2014
Количество просмотров: 3445
Автор:

Через 30 дней вступят в силу изменения, касающиеся оказания  универсальных услуг связи. Новая редакция отдельных статей федерального закона* сильно напоминает условия каких-нибудь местечковых конкурсов с заранее известным победителем. Судя по тому, что изменения подписаны президентом, в ФАС на этапе согласования не увидели ничего противозаконного в новых формулировках.

Когда вы прочитаете "Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации", наверняка обратите внимание на своеобразный критерий, появившийся в новой редакции ст. 58, посвященной описанию оператора универсального обслуживания.

Ранее, также оператором универсального обслуживания мог стать "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования". Только речь шла об отдельной территории и о ситуации, когда в результате проведения конкурса (в новой редакции конкурсы не предусмотрены) победитель-претендент на оказание УУС не был определён.

То есть антимонопольную службу не смутили ни изъятие конкурсных процедур, ни критерий, резко ограничивающий количество участников (на самом деле до одного)?

Что ещё... Как и предполагалось, договор об условиях оказания универсальных услуг связи с оператором будет заключаться на десять лет (ранее договор заключался на пять лет, в 2011-2013 гг. были постановления правительства РФ, продлевающие эти договоры на 1-2 года).

Существенные условия договора:

  • перечень населенных пунктов, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких населенных пунктах;
  • размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания универсальных услуг связи в течение срока действия этого договора;
  • порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания;
  • сроки начала оказания универсальных услуг связи, в том числе на территориях, на которых оператору универсального обслуживания необходимо провести организационно-технические мероприятия в целях оказания универсальных услуг связи;
  • требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания универсальных услуг связи, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи;
  • иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Предусмотрена возможность дополнительно заработать на инфраструктуре, создаваемой в том числе и за счёт резерва универсального обслуживания: "Оператор универсального обслуживания самостоятельно определяет условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств связи и сооружений связи для оказания универсальных услуг связи надлежащего качества". Не будет же этот загадочный оператор, под которого, ни разу не упомянув, отредактировали федеральный закон, прокладывать оптоволоконный кабель с "одной жилой"... Писал об этом в  "Госдума позаботилась о "Ростелекоме".

Финансовый "аппетит" оператора универсального обслуживания ограничен: ежегодная плата за оказание УУС не может быть больше той суммы, что собрали со всех российских операторов в резерв универсального обслуживания в данном году.

Добавлены в ФЗ "О связи" два новых понятия, используемых в тексте данного закона:
"средство коллективного доступа" — оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него
"точка доступа" — средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием пользовательского оборудования абонента.

Поэтому изменились формулировки услуг универсальной связи, в новой редакции:

  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.


Ликвидировать "цифровое неравенство" в небольших населённых пунктах с подачи Минкомсвязи будут так:

  • в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования пользовательского оборудования абонента;
  • в населенных пунктах с населением от двухсот пятидесяти до пятисот человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа. Причём точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее чем десять мегабит в секунду. В отдельных населённых пунктах точки доступа могут подключаться через иные линии связи (не оптоволоконные).


Непонятно, почему прямо не написали всё то же самое, только в отдельном НПА, с упоминанием (в нужных местах) ОАО "Ростелеком"? Обязательно нужно делать так, чтобы большинство чувствовали себя идиотами?

---------------------------
* Федеральный закон от 03.02.2014 № 9-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Где найти: "Российская газета", № 24, 05.02.2014 (ссылка) или Портал правовой информации (ссылка).

В США есть Universal Service Fund (USF), в который отчисляют операторы. Механизм расходования сам по себе другой и плюс более гибкий: есть ситуации, когда компенсируется высокая стоимость прокладки телефонной линии в отдельных регионах (Connect America Fund), есть компенсации затрат (Low-Income Support) на услуги связи людям, имеющим очень низкий доход (направления Link-Up America и Lifeline). В Lifeline ежемесячная компенсация счета за пользование домашним телефоном или мобильным телефоном - до $9.25, коренным жителям (индейцам и жителям Аляски)  - до $25. По мере того, как менялись телекоммуникационные технологии и видоизменялись цели фонда, он реорганизовался. Разнообразие решаемых задач приводит к тому, что компенсации по условиям High Cost Program получили более 1850 операторов. Есть Healthcare Connect Fund, связанный с развитием телемедицины в сельских районах (направление Rural Health Care). В общем, подход принципиально другой, более рыночный.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/24834/izmeneniya-v-fz-o-svyazi-podpisanyi.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться