Таки дождались. Интернет-издание "Слон " где-то разжилось "Концепцией реорганизации ОАО Связьинвест". Полный текст там есть в виде jpg-картинок. К сожалению скопировать в полном объеме не удалось, но вот прямые ссылки на файлы: 1 часть, 2 часть.
На самом деле, концепция является расширением предыдущей серии и является более полной. Очевидно, что в Связьинвесте все лето долго и вдумчиво перечитывали свой майский документ, чтобы продумать все до мельчайших деталей. Однако, детали постоянно ускользали и в новой концепции не появилось ничего нового. Либо авторы концепта решили все закодировать, либо так и задумано было. Как водится, давайте заархивируем документ для краткого прочтения, ибо 30 страниц в джипеге мелким шрифтом для понимания занятыми людьми тяжеловато. Ну и выводы будем делать по ходу прочтения.
Документ состоит из 4 разделов. Вот содержание:
Основные выводы;
Значение государственных телекоммуникационных активов для реализации государственной политики;
Стратегия развития ОАО "Связьинвест" - создание единого федерального оператора, контролируемого государством;
3.1 Достижение лидирующих позиций в мобильном секторе; 3.2 Восстановление позиций на рынке Москвы; 3.3 Укрепление лидерства в сегменте корпоративных клиентов; 3.4 Укрепление лидерства в секторе новых услуг и продуктов; 3.5 Изменение системы регулирования отрасли; 3.6 Зарубежный опыт создания "национальных чемпионов"
Варианты реорганизации Группы Связьинвест.
1. Основные выводы
Все плохо. Сначала мы должны национализировать Связьинвест, объединить всё и вся, а потом пустить его на "народное IPO". Если не сделаем, то погибель и смерть.
2. Значение государственных телекоммуникационных активов для реализации государственной политики
На 10 (десяти) страницах идут рассуждения, что вот все плохо. СИ и его дочки МРК и Ростелеком теряют рынок. А вот в Китае и других шаблонных странах все не так. И там лучше. А у нас плохо. А у них лучше. А у нас будет еще хуже. Ну если мы всё и вся не объединим. И да! Вот еще ежели ШПД развивается, то развивается и вообще вся экономика. А ежели эта ваша ШПД не развивается, то экономика не развивается и план Путина по удвоению ВВП ставится под угрозу. И вообще, 51-ое место, это некошерно.
3. Стратегия развития ОАО "Связьинвест" - создание единого федерального оператора, контролируемого государством
Краткое изложение предыдущих 10 (десяти) страниц со ссылкой на лидерство "Системы". Ага. И да! Ежели мы все под свой контроль не возьмем, то понимаешь, и спецпотребители под угрозой, да и какая идея экспансии на международные рынки может быть, если Отечество в ней не принимает ровным счетом никакого участия! Обидно.
Но таки приступим к прочтению главного. То бишь пять пунктов к исполнению и довершим убойным шестым "а как там зарубежами Родины" доказательством мирового опыта.
3.1. Достижение лидирующих позиций в мобильном секторе
Мобильный сектор: а) больше фиксированного, б) быстрее растет и в) у СИ его всего 9% рынка!
Есть четыре варианта стратегии и пятый вспомогательный:
Получение контроля над одним из "большой тройки" Данный сценарий называется прямо и без обиняков, самым прикольным. Но требующим много денег. Из кандидатов на поглощение самый удобный это Билайн. Настолько удобный, что аж на VIII Международном инвестиционном форуме подняли вопрос о поглощении Вымпелкома. Так что вопрос очень интересный - а почему таки Отечество не спешит (точнее, затягивает) процесс продажи арестованных акций? Авторы так и написали: "денег надо много, но Отечество помочь может!!" Впрочем, от рассмотрения на поглощение застрахован только МТС. Мегафон вполне себе тоже может быть куплен.
Строительство собственной сети и четвертого оператора Этот сценарий "значительно менее привлекательный в экономическом плане". Ну и действительно, ежели оценивать риски возврата инвестиций, то СИ-шным конторам прежде надо выстроить систему продаж адекватную рынку. А это сложно и долго. Инвестиции же только в железки приведут к тому, что у СИ будет много долгов да железок, но мало клиентов. Получение же лицензий на GSM/UMTS/LTE для Мегателекома проблемой не станет. В конечном итоге, Скай Линк уже практически куплен. Но, повторюсь, в сотовом бизнесе инфраструктура оказания услуги стОит значительно дешевле, чем инфраструктура обслуживания клиентов. И здесь из Скай Линка такой же помощник, как из утюга пловец на длинные дистанции. А про CDMA-2000 я в той статье погорячился. Да... Кстати, на присматривание к Билайну указывает еще вот такой факт, о котором пишут "Ведомости": Объединенный "Ростелеком" будет устроен примерно так же, как "Вымпелком". Разве что управление разными видами бизнеса будет более вертикальным.
Сохранение текущего статуса. Это, как говорится "не вариант для реальных пацанов". Надо же что-то делать. Хотя на ближайшие два года это таки самый реалистичный сценарий.
Продажа активов Вообще не вариант. Так и написано: "является абсолютно непривлекательным", ибо сказано же "мобильная связь и больше, и растет лучше, и прибыльнее". Какой тут "национальный чемпион" без сотовых активов.
Отдельный проект. Совсем такой отдельный. Это строительство инфраструктуры для других операторов. Деталей в данном документа к майским тезисам не добавилось напрочь. Типа СИ построит инфраструктуру для "всех заинтересованных сторон" по новейшим технологиям типа 3G. А то и 4G. Типа это ж дорого, строить инфраструктуру для всех "по отдельности". А тут - раз! и СИ все построил. А тройки и мелочь довольно активненько начинают скупать ресурсы сетки. Ага.
3.2. Восстановление позиций на рынке Москвы
Тут ситуация мало чем отличается от мобильной связи - просрали все полимеры рынок упущен и доля оценивается в разных секторах: 5% от ШПД, 9% от корпоратива и 12% от традиционной фиксы. Как будем справляться:
Очень надеемся на Ростелеком, ЦентрТелеком и Центральный Телеграф. Ибо они "крупные" (ага... с такими дОлями).
Покупаем мелких Московских игроков, игрочков и игрочишек. Как и кого - не сказано. Это ж стратегия.
Выводим новейший продукт "основанный на IP" на рынок. Например, ip-телефонию, ip-хранение данных, ip-аутсорсинг и, аж страшно сказать, ip-функции взаимодействия с клиентами.
Важным условием в Концепции ВНЕЗАПНО названо сохранение пакета акций МГТС под контролем группы Связьинвест. А вот это... я даже не знаю... а как тогда... эээ... как же сделка по приобретению 25%+1 собственно Связьинвеста? Взаимоисключающие параграфы детектед. Да и сделка по Скай Линку под вопрос ставится. Думается мне, что вот с этим до Нового года не управятся.
Ну и очень надо надеяться на "поддержку Государства". Это, наверное, относительно регулирования присоединения? Ха! Неа. Это относительно корпоративных клиентов! Смотрим следующий параграф.
3.3.Укрепление лидерства в сегменте корпоративных клиентов
Текущая ситуация похожа на то, как развиваются события на рынке Москвы. Не смотря на то, что в Москвах доля рынка всего 9%, но в регионах-то у СИ аж 51%! Как достигаем лидерства:
Делаем ставку на КРУПНЫХ корпоративных клиента. Что может быть проще - все КРУПНЫЕ клиенты сидят в Москвах и управляют региональными отделениями. Нужно окучить федеральные центры за счет сильноразвитой инфраструктуры в регионах. Таким образом мы поднимем долю рынка в Столице (см. предыдущий п. 3.2.5.)
Как будет "укрепляться" региональный рынок в документе не говорится. Но ежику понятно, что это суть есть выкачивание денег из регионов в пользу федерального центра.
Самыми крупными клиентами, имеющими производство, инфраструктура пользуется своя вплоть до собственной спутниковой группировки - "Газпром - Газком" (про Транснефть еще можно упомянуть, но не стОит). Банки где надо тоже уже нормально устроились. Остаются главные потребители - госструктуры.
3.4. Укрепление лидерства в секторе новых услуг и продуктов
Текущая ситуация похожа на состояние дел в корпоративном сегменте (который похож на рынок Москвы, который похож на ситуацию в сотовой связи). СИ является лидером по ШПД на региональных рынках. 51%! Но МРК находятся под сильным давлением региональной экспансии федеральных конкурентов. (блин, из-за МКАД вообще страны не видно?) Ладно. Что надо делать:
Создать общероссийского оператора ШПД.
ШПД должно быть с последней милей.
Все должно быть централизовано, включая "цифровое интерактивное телевидение", "современные услуги обмена информацией" и "IT-услуги".
ОТКАЗ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К СЕТЕВЫМ РЕСУРСАМ.
Вот такие дела. Как это делать смотрим в следующем пункте.
3.5. Изменение системы регулирования отрасли
Для получения профита от объединения активов СИ предлагает:
Исключить получение кучи лицензий для оказания комплексных услуг. Ну у сотовиков же одна лицензия на регион и все. И все?
Отказаться от регулирования цен вообще и на фиксу в частности. Ну сотовиков же никто не регулирует.
Возложить обязательства по присоединению сетей на Мегателеком. В перспективе "недискриминационный". Потом. Может быть. Но к мобильным оператором таких обязательств не надоть!
Привлекать Мегателеком к оказанию унивресальных услуг. А мобильщиков не пущщать.
Вообще, все проблемные в телекоме места согласовывать с Мегателекомом.
Nuff said.
3.6. Зарубежный опыт создания "национальных чемпионов"
Есть такой опыт. И Deutche Telecom, и France Telecom, и даже норвежский Telenor. И все они Лидеры и Чемпионы. А еще у них ЭКСПАНСИЯ! А AT&T какой хороший оператор! А в Бразилии есть Telebras! А Китай вообще Шаблон! У них тарифы ниже, чем в России, а темпы роста выше! Знаете почему? Нет. Не потому что у них абонентов больше, но потому что там Государство мудрой рукою управляет всем! А у нас - нету своего Чемпиона. :-( А вот в Венгрии, Польше и Чехии государство продало своих национальных операторов и у них все плохо. А Мексика приватизировала своего национального оператора и его захватили жадные и корыстные люди и там теперь рассовые мексиканцы плачут от высоких тарифов. А вот ежели у нас будет свой Мегателеком, то капитализация у него будет ого-го! А когда будет капитализация ого-го, то мы ррраз! и проведем "народное IPO" и денег будет сразу куча!
4. Варианты реорганизации Группы Связьинвест
Вариантов, кроме как присоединить к Ростелекому МРК нет. Но рассматривались. В том смысле, что оказывается можно было присоединить друг к другу только МРК и еще можно было объединить Ростелеком и Связьинвест. (черт! кто у них дилер?!?!)
Путем единовременного объединения все МРК и РТ
Путем "последовательных действий по созданию холдинговой компании на базе Ростелекома с последующим выкупом акций МРК или их присоединению".
Вах! А роль, собственно, Связьинвеста будет заключаться в "координации объединения" и "корпоративного центра" на период проведения реформы. Что потом и зачем нужен будет СИ не понятно. Какой вариант конкретно предлагается написано очень мутно. Похоже, решения еще не принято. Но вот плюсы/минусы вариантов:
Единовременное объединение всех МРК и РТ, плюсы:
Быстро, решительно;
Проводятся переговоры с госбанками на рефинансирование задолженностей;
Доходы от синергии (например, избежание двойного налогообложения по услугам МГ/МН) тоже придут быстро.
Минусы:
Объем задолженности, предъявленной к досрочному погашению составит более 4 млрд. USD;
Возможное предъявление миноритариев МРК акций к выкупу;
Последовательное создание холдинга. Плюсы:
Этапность объединения позволит обойти серьезные финансовые и организационные риски;
Нужно меньше денег;
Нет необходимости юридической реорганизации Ростелекома
Минусы:
Медленнее, чем в первом варианте;
Нужно сначала создать холдинговую компанию на базе Ростелекома и провести допэмиссию оплатой акциями МРК;
В любом случае, нужно а) купить 25%+1 акций у "Системы", б) провести делистинг Ростелекома на западных (да и на российских) биржах.
Интересно теперь, как же такую концепцию понесут на утверждение президенту? Типа, Владимир Владимирович, мы тут не знам чего делать. Разреши наши проблемы и прими решение!