vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

#255 Бизнес-модели VIOP в новых условиях

Дата публикации: 10.01.2006
Количество просмотров: 6156

Что корпоративщику доступ, то сетевику ядро.
©Dmitry V. Davidov

Разное

Как всегда, после новогодней декады отдыха включаться в работу подобно китайской пытке. И большая часть запланированного на каникулы все равно осталось в загадочном разряде "вот придут длинные выходные, тогда обязательно..." Придется, как обычно, наверстывать упущенное уже в "боевой" обстановке.

Впрочем, все равно особых новостей мир связи не претерпел, можно даже сказать, что реальный переход в 2006 год в России еще не наступил. Все интересные мероприятия начнутся после 15-го (старого нового года).

 


Праздничная фотография:

Новый год :)

Так сказать, корпоративная "синька".

 


Немного прошлогодних ссылок:

Для начала, как средство против похмелья: Влияние задержки управляющего сигнала на оптимальность системы управления потоком кадров IEEE 802.3X. Если удастся понять написанное - значит никаких промилле от праздника в крови не осталось.

Борьба с авторским правом продолжается. Тут окончание судебного процесса по иску к электронной библиотеке. Итог процесса - отказ в иске по защите авторских прав. Так сказать, провайдеру на заметку.

По этой же теме попалась и иностранная ссылка. Оказывается, Национальное собрание Франции еще 13 июля 2005 года внесло законопроект, посвященный легализации файлообмена частных лиц (т.е. p2p) в не коммерческих целях.
Скандал вышел нешуточный - такой закон полностью противоречит тем, что активно продавливают US-овские медиагиганты.
Было бы хорошо, если бы кто-то, хорошо "относящийся" к французскому, перевел этот акт (подстрочник из Промта, увы, позволяет только приблизительно установить смысл).

Закономерный итог игр чиновников в информатизацию - Лужков отключил "Электронную Москву". Собственно, чему уж тут удивляться - ведь даже Ethernet-провайдеры, которые реально и существенно изменили рынок телекоммуникаций в столице, работают не "благодаря", а скорее "вопреки" желанию муниципальных чиновников.
Кстати, без домашних сетей не было бы и дешевого АДСЛ - "МТУ" все еще бы неторопливо снимали сливки в районе $50-80 в месяц.

Хорошая шутка от Cisco - смотрим подписи на "Figure 3".

Статья с многозначительным названием - "Оптовый" интернет обвалился. Спешу разочаровать (или обрадовать) - это рынок Украины. Хотя в России похожий сценарий может повториться уже в этом, 2006 году. Цитата:
Председатель правления Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ) Татьяна Попова считает, что среднерыночные цены сегодня уже граничат с себестоимостью...

И в завершение - скриншот с сайта провайдера. Количество ляпов и ошибок и просто неприличное даже для домашней страницы школьника, а про ISP говорить не приходится...

И продолжая тему юмора - факс в техподдержку.

 


Традиционное письмо про ADSL (на этот раз в Архангельске). Напоминаю, конкурента надо знать "в лицо".

Здравствуйте, прочитал я про "проблемы" человека из Новосибирска, и просто порадовался за людей... Наш местный провайдер монополист - Артелеком (ныне перекуплен Северо-Западным телекомом) подключал меня к адсл ни много ни мало полтора года.

И этот случай не исключение. Там прям так в открытую и говорят - "Ой знаете, у нас так много заявок... Ждать придется примерно год".

Звонил каждый месяц по несколько раз... Каждый раз кормили завтраками - "ой, через недельку, ой через месяц", однажды на очередной звонок в абонентскую службу милая девушка спросила - "А что такое АДСЛ?". Зашевелились только когда я сказал, что готов потреблять много трафика.

Но это что касается подключения. Зато после все абсолютно биполярно - скорость, качество, стабильность на уровне. Возникла небольшая проблема, с редкими разрывами связи - приехали, померили линию, каждый день сами звонили.

Подключение стоит 2500 (выделенный ip), плюс абонплата 170 рублей в месяц за поддержание точки. Трафик стоит 2,3-3,0 рубля за мегабайт. Нелимитированных тарифов нет совсем.

CHAOS

Самое забавное то, что главным преимуществом ADSL по праву считается быстрое подключение в любой точке города. И даже этот козырь монополисты умудряются забывать в колоде...

 


Обновление в разделах:

Бизнес-модели VoIP в новых условиях

Изменение законодательства в области связи с 01.01.2006 года уже вошло в историю российских телекоммуникаций под названием "проблема 2006". Между тем, аналогия с приснопамятной "проблемой 2000" совершенно уместна и корректна – оба этих феномена имеют идентичные причины, очень похожие методы преодоления и, по всей видимости, будут иметь очень похожие последствия.

Уже ни для кого не является секретом надуманность "проблемы 2000" как тотальной угрозы системам информатизации и связи, причем надуманность не спонтанная, а тщательно спланированная и организованная лицами, прямо заинтересованными в увеличении сбыта своих услуг и товаров. Пиар-компания мирового масштаба показала свою эффективность: затрачены огромные средства на нужные и ненужные доработки программного обеспечения и технических средств, сертификацию оборудования связи (вплоть до модемов), заказаны и составлены тысячетомные инструкции и аналитические отчеты.... Между тем, как и предупреждали серьезные аналитики, "проблема-2000" существует не в технике, а в психологии, не в оборудовании, а в мозгах менеджеров и отдельных инженеров, являясь плодом индукции под действием массированного пиара и рекламы.

Аналогичная ситуация складывается с VoIP в преддверии 2006 года. Несмотря на то, что законодательные акты никак не запрещают эту деятельность, более того, прямо ее предусматривают, развернута широкая пиар-компания, преследующая интересы конкретных и хорошо известных компаний. Понятия подменяются, передергиваются, толкуются в каждом случае по-разному, но всегда в интересах считанных единиц чиновников и близких к ним операторов. Вводятся не существующие в законодательстве понятия и определения (например, "дальняя связь"), государственные служащие занимаются неприкрытым лоббизмом... тщательно избегая профессионального обсуждения вопроса в пользу пустых лозунгов и произвольных угроз.

Российские операторы, к сожалению, не обладают запасом натренированной устойчивости к чиновному произволу, в отличие от, например, импортеров и ритейлеров. В результате операторы часто оказываются неспособны к трезвому анализу ситуации, что порождает желание "уйти в тень" или вообще "уйти с рынка". Однако, именно этого и добиваются чиновники: уйти в тень, в силу ряда законодательных причин, означает "уйти с рынка", причем не по своей воле, а по воле правоохранительных органов, которые давно научились бороться с совершенно примитивными схемами, которые в силу "теневой неопытности" предлагают операторы VoIP.

Итак, основная проблема состоит в том, что, в силу Лицензионных условий (ППРФ 87), Правил присоединения (ППРФ 161), Требований к построению сетей связи (Приказ Мининформсвязи №98), Требований к порядку пропуска трафика (Приказ Мининформсвязи № 97), вводится трехуровневая иерархия телефонной сети общего пользования:

 

  1. Сети местной телефонной связи, охватывающие только муниципальные образования субъектов РФ, причем оконечное оборудование непосредственно подключается только к сетям данного уровня иерархии;
  2. Зоновые телефонные сети, охватывающие только и каждый в отдельности субъекты Российской Федерации, и не предназначенные для непосредственного подключения абонентского оборудования (взаимодействуют только с сетями местной телефонной связи);
  3. Междугородные и международные сети телефонной связи, охватывающие всю территорию РФ и взаимодействующие только с сетями зоновой телефонной связи.

При этом, пользователь заключает договор об оказании услуг телефонной связи непосредственно с оператором каждого уровня иерархии, а операторы нижних уровней иерархии обязаны обеспечить пользователю возможность доступа к услугам операторов более высокого уровня, для чего заключаются так называемые договоры о присоединении и пропуске трафика, предусматривающие услуги пропуска трафика трех категорий:

 

  1. Услуги завершения вызова (пропуск трафика от сети одного оператора в сторону сети связи, к которой присоединено абонентское оборудование);
  2. Услуги транзита вызова (пропуск трафика между сетями двух операторов связи);
  3. Инициирование вызова (пропуск трафика от абонентского оборудования в сторону сети оператора, оказывающего услугу связи соответствующего уровня иерархии).

Нетрудно заметить, ряд услуг транзита вызова и завершения вызова не просто эквивалентны, а полностью тождественны, хотя их тарификация будет осуществляться по-разному.

Необходимо отдельно отметить, что услуги пропуска трафика оказываются только операторам связи и юридически никак не связаны с оказанием услуг связи пользователям (абонентам). Заключение договора присоединения и пропуска трафика между двумя операторами связи, в силу ст. ХХГК РФ, ни при каких обстоятельствах не может создавать обязанности для третьих лиц, в том числе – для пользователей услугами связи.

Однако, жесткая и детерминированная структура сети связи предписывается только для телефонной сети общего пользования. Более того, пункт 26 Правил присоединения (ППРФ 161) прямо указывает, что операторы сетей передачи данных самостоятельно определяют перечень услуг по пропуску трафика и ведут их учет, исходя из объема переданной информации. При этом никак не ограничивается право операторов ПД вести учет пропуска трафика также иными способами, помимо объема переданной информации (например, одновременно, исходя из длительности голосовых соединений и объема переданной информации одновременно, причем для тарификации используется значение длительности соединения.

Таким образом, ключевым вопросом является вопрос классификации сетей связи общего пользования, поскольку структурные требования распространяются на телефонную сеть общего пользования и не распространяются на сети передачи данных.

Согласно пунктам 2, 3, 4 и 5 Правил присоединения (ППРФ 161), сеть связи общего пользования состоит из сетей связи следующих типов:

 

  1. Географически определяемые и географически неопределяемые сети телефонной связи;
  2. Сети связи, определяемые по технологии реализации услуг связи, включая сети передачи данных.

Таким образом, широко разрекламированный тезис Мининформсвязи "Мы регулируем оказание услуг, а не технологическую деятельность" является ложным, не соответствует Правилам присоединения и другим нормативным актам в области связи. Иными словами, ничего, кроме пиара и лоббистской деятельности в данном тезисе не содержится.

Более того, Правила присоединения не просто разрешают, а императивно обязывают операторов зоновых и местных сетей с вязи, оказывать услуги присоединения операторам сетей передачи данных и наоборот (п. 10.3, п. 11.2, п. 12.2, п. 12.3). При этом операторы зоновых и местных сетей обязаны обеспечить пропуск трафика между сетями передачи данных и сетями телефонной связи соответствующего уровня иерархии. Таким образом, тезис регулятора о том, что "любой голосовой трафик является телефонным и должен пропускаться в порядке, установленном Приказом Мининформсвязи № 98", является ложным и противоречит Правилам присоединения, утвержденным Правительством РФ.

Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечнем лицензионных условий (ППРФ 87) установлен специальный вид деятельности в области связи: услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных. При этом оператор обязан предоставлять услуги абоненту с использованием специализированного оконечного оборудования ("цискофоны" и т.п.), однако в силу примечания к ППРФ 87 и общеконституционного принципа позитивности административного права, оператор вправе (но не обязан) предоставлять пользователю доступ к данной услуге и посредством телефонной сети общего пользования (в качестве дополнительной услуги своей сети).

Поскольку сеть передачи данных, специальной функцией которой является VoIP, не является телефонной сетью, то предоставление телефонных соединений по сети ПД невозможно просто в силу определения. Более того, на самом деле, невозможен и прямой пропуск трафика между указанными сетями в силу их различной природы:

 

  • сеть телефонной связи в силу технических требований к оборудованию телефонной сети (указанного в постановлении Правительства РФ от 31.12.2004г. № 896), является технологической системой, основанной на коммутации каналов;
  • сеть передачи данных является технологической системой, основанной на принципе коммутации пакетов.

Таким образом, несмотря на то, что обе сети обеспечивают передачу информации (в широком смысле этого слова), пропуск трафика между ними принципиально невозможен (правительственный законодатель ошибся, поименовав объекты передачи по сетям телефонной связи и сетям передачи данных одним и тем же термином "трафик"). В качестве примера, приведем аналогию с трубопроводным транспортом (газ) и электрической сетью:

Таким образом, деятельность по инициированию и терминации VoIP-соединений является вполне правомерной и прямо предусмотренной действующим законодательством РФ (слова государственных служащих к законодательству не относятся).

Транзит сигнального трафика VoIP можно рассматривать как оказание телематических услуг связи ввиду отсутствия реального транзита потока пакетов, содержащих данные, кодирующие голосовую информацию (RTP и и.п.). Надо особенно отметить, что Правила присоединения не запрещают организацию взаимодействия сетей связи без их присоединения, что позволяет организовать взаимодействие СПД с функцией ПГИ посредством "public Internet" – как это и делается в настоящее время.

Основная проблема заключается в использовании нумерации на сетях, предназначенных для организации службы VoIP. В то же время, понятие "ресурс нумерации ТСОП" (после принятия ППРФ 161 термин ТфОП перестал существовать), означает адресацию, используемую только и исключительно на ТСОП. Использовать те же числа, например, в школе при написании работ по математике, ППРФ 350 никак не запрещает. Как уже отмечалось, СПД не является ТСОП (хотя может обеспечивать эквивалентные сервисы без гарантии их эквивалентности во времени), таким образом, любая нумерация и дресация, используемая на СПД не является нумерацией ТСОП. Законодательство не запрещает преобразование нумерации ТСОП в нумерацию СПД (IP-адресацию) с использованием сервисов, подобных сервису DNS. Такое преобразование является функцией телематической службы.

Однако, необходимо организовать местное соединение с ТСОП, для чего оператору СПД потребуется местная нумерация ТСОП. Согласно ППРФ 350, выделение ресурса нумерации оператору связи осуществляется исключительно Федеральным агентством связи при наличии соответствующей лицензии. Таким образом, для получения ресурса нумерации, оператору ПД с функцией ПГИ придется получить лицензию на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, построить транзитную АТС с небольшой абонентской емкостью (для подтверждения факта оказания услуги) и присоединить АТС с одной стороны к ТСОП, а с другой – к шлюзу VoIP. (См. схему). Такое присоединение полностью соответствует требованиям ППРФ 161.

В случае набора "своим" абонентом (оконечное оборудование которого подключено к АТС данного оператора), кода выхода на зоновую или междугородную сеть (8-), вызов автоматически передается к взаимодействующей зоновой сети связи для завершения или транзита.

В случае набора пользователем местного номера доступа к услуге ПГИ СПД, оказывается услуга ПГИ СПД без участия операторов присоединенных сетей телефонной связи. При терминировании VoIP, услуга пропуска трафика оказывается в обратном порядке.

Ключевым элементом законности ПГИ в СПД является отличие этой услуги от услуги ТЕЛЕФОННОЙ связи. Поэтому любое упоминание об оказании услуг телефонной связи посредством VoIP является недопустимым. По сути, это основное изменение, которое необходимо произвести маркетологам и специалистам служб продаж операторов VoIP. Также совершенно недопустимым является использование произвольно толкуемых и отсутствующих в законодательстве, хотя и "распиаренных" отдельными заинтересованными лицами – например, термина "дальняя связь", который, со всей очевидностью НЕ тождественен и НЕ эквивалентен термину "междугородная и международная телефонная связь" (например, "дальняя почтовая связь","дальняя связь по передаче данных" и т.п.).

Основная ловушка, которую создают лица, экономически заинтересованные в уничтожении операторов VoIP, кроется в провокации использования нелегальных и уголовно-наказуемых схем, взамен схем совершенно легальных и правомерных. К таким ловушкам относится использование "оффшорной" схемы, которую невозможно истолковать иначе, как лишенные экономического смысла действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, что является уголовным преступлением. При этом, услуга фактически оказывается на территории РФ и подпадает под юрисдикцию ФЗ "О связи" (см. ст. 3, п. 2 ст. 69 и ст. 70 ЗоС).

Нет никаких сомнений, что под предлогом борьбы с "отмыванием преступных доходов", налоговые органы легко выявят и пресекут деятельность подобных операторов и их контрагентов, причем в качестве аргументов при уголовном преследовании будут использоваться как раз Правила присоединения и иные нормативные акты в области связи, предусматривающие легальный и законный порядок осуществления деятельности в области VoIP.

Зарисовки сетей

Политех. Кабели телефонные, телевизионные, витая пара, сигналка, силовые... Скоро, говорят, еще и оптика будет.

Cкоро говорят еще и оптика будет...

Прислал Александр Новиков

 


Вот так выглядит изнутри GBIC от Agilent (в данном случае на нем наклейка CISCO WS-G5486).

Gbic

Gbic

Собственно, ничего сложного - два стандартных чипа интерфейсов (приемник и передатчик), EPROM (в которой прошит код вендора), и... все. Сделано в Китае, впрочем, сейчас именно там делаются практически все GBIC'и (какая бы наклейка на них не стояла).

 


Такая машина обслуживает сеть из трех компьютеров, выводя их по WiFi в интернет. В планах подключить сеть из 30 пользователей, поднять файлопомойку...

Сервер

Интерфейсы в сеть:

  • Тарелка SkyStar2 через SpaceGate (неприоритетный, HTTP);
  • Сетевуха Compex (основной исходящий, приоритетный входящий);
  • GPRS-Modem (на фотографиях не показан) МТС (резерв-исходящий);
  • Обычный модем Motorola ModemSURFR56k (точка входа для одного диалапщика).

Винт 10 Гигабайт Fujitsu MPF3102AT (6 лет в работе)
CD-W Teac CD-W54E для бэкапа раз в неделю, ему 4 года, стаж ~5000 дисков
CPU Katmai (тот, что P-III) 515MHz на шине 103MHz разогнанный
Материнская плата i440zx, памяти 256МБ Hunix, Видео ATI-Radeon 9200 с 64МБ 3,6нс памяти
Кулер на ЦПУ стоит "корпусный", на жестком диске 120 мм вертолёт.
Аптайм машины 25 дней.

УПСы - испытания и зарядка аккумулятора от машины, на 65 ампер-часов. С электричеством часто перебои, здание старое (2-х этажка сталинских времён).

Прислал Neo Matrix

Анонс

 

  • Edward Afontsev - цикл заметок по мониторингу сетей и анализу сетевой активности;
  • Еще один способ недорого построить городскую (или даже региональную) оптоволоконную сеть;
  • Публичный проект сети в небольшом городе (именно они выходят на первый, авангардный план интернатизации России, в мегаполисах "уже все давно ясно"). Т.е. еженедельные отчеты о строительстве и работе "с нуля".
  • Столбики в Новой Зеландии;
  • Роутер в коробке;
  • Послегрозовой ремонт управляемых коммутаторов (уже точно - дойдут руки);
  • Не все Vlan'ы одинаково полезны (долгострой);
  • Зарисовки узлов разных провайдеров. Вечная тема (много фотографий гарантировано);
  • Традиционный пункт - ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма - они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
  • В "ужастиках" - вакансия пока открыта. ;-)
От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/reviews/15560/biznes-modeli-viop-v-novyih-usloviyah.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться