1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
20.07.2009 02:00
8468
3
20.07.2009 02:00
PDF
8468
3

Сергей Приданцев: В сделках стоимость абонента будет зависеть от качества сети

В 2008 г. региональный бизнес принес "Комстару" $270 млн. выручки. "Мы хотим, чтобы региональный бизнес приносил не менее 30% выручки", - заявил на пресс-конференции в Самаре вице-президент по региональному развитию ОАО "Комстар-ОТС", генеральный директор ЗАО "Стрим-ТВ" Виктор Кореш. Сейчас компания занимается реорганизацией региональных активов, в результате которой 1 августа будет ликвидировано ЗАО "Стрим-ТВ", а его активы перейдут к ЗАО "Комстар-Регионы".

После этого к ЗАО "Комстар-Регионы" будут присоединены другие региональные "дочки" "Комстара" - ЗАО "Цифровые Телефонные Сети Юг" (Ростов-на-Дону), ЗАО "Стратегия" (Екатеринбург, управляет ЗАО "Уральская телефонная компания"), ЗАО "Интерсвязь-Сервис", ЗАО "Интер-ТВ медиа" (обе компании оказывают услуги связи в Рязани, входят в группу "Интерлинк"), ЗАО "Телерадиотехника" (Смоленск), ЗАО "Сенди сервис" (Нижний Новгород).

К концу 2009 г., присоединение к ЗАО "Комстар-Регионы" всех "дочек" завершится. В итоге ЗАО "Комстар-Регионы" будет иметь филиалы в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. О некоторых нюансах слияний порталу NAG.ru рассказал президент "Комстар-ОТС" Сергей Приданцев.

Сергей Приданцев: В сделках стоимость абонента будет зависеть от качества сети

NAG.RU: Насколько успешно слияние со «Стрим-ТВ» с точки зрения бизнес-процессов и ИТ-платформы?

Пока рано подводить итоги, процесс еще не закончился. Консолидировать активы группы начали только в январе, и, хотя в финансовых показателях Комстара за I квартал «Стрим-ТВ» учитывается, на местах еще продолжается процесс реорганизации бизнеса.

В чем основные управленческие сложности в интеграции компаний?

На мой взгляд, самое важное, что всегда необходимо учитывать – это человеческий фактор, проблема того, как сохранить квалифицированный персонал в новых условиях. Когда объединяешь 80 дочерних компаний и филиалов в одно, понятно, что 80-ти гендиректоров не останется. Здесь необходимо найти подход к каждому, войти во все детали кадровых расстановок. Например, часто бывает так, что заместитель директора оказывается больше подготовлен к ведению бизнеса, чем его начальник.

Как вы оцениваете итоги слияния «Вымпелкома» и «Голден Телекома»?

Комментировать конкурентов не могу. Скажу только, что мы пристально следили за их слиянием, и сейчас у нас работает много хороших людей из этих двух компаний.

Вы сейчас рассматриваете возможность новых поглощений? Предложения поступают?

Предложений по продаже бизнеса поступает множество. Мы сохраняем интерес к тем из них, где речь идет о компаниях с собственной инфраструктурой, магистралью, опорными сетями и абонентской базой. Интересны города с населением от 200-250 тыс. чел. По данным Госкомстата их в России порядка 98, а мы присутствуем в 70-ти. Среди поступающих сегодня предложений попадаются приличные варианты, но зачастую предлагают компании, в которых нет ничего, только частоты откуда-то вдруг взялись… Такие нам не подходят.

В начале июля было объявлено об образовании филиала в ПФО. Какие-то конкретные активы интересны в Поволжье?

Записывайте… (смеется). На самом деле до завершения сделок мы не имеем права ни подтверждать, ни опровергать информацию о сделках, и все свои тайны держим при себе.

Из чего складывается оценка компаний в текущих условиях?

Из денежного потока, генерируемого компанией, финансовых показателей: выручки, маржинальности, EBITDA. Долги, естественно, вычитаются из стоимости компании. До кризиса цена предложения была завышена, так как оценивались абоненты, вне зависимости от качества сети. Сейчас все опустились с небес на землю и готовы рассматривать самые разные предложения.

С каким коэффициентом к EBITDA вы рассматриваете вероятные приобретения?

Если я назову коэффициент, это раскроет все наши карты.

Виктор Кореш, вице-президент компании по региональному развитию, сообщил сегодня, что в 2009 г. капитальные затраты «Комстар-ОТС» составят 6% от выручки. Это намного меньше, чем в прошлом году, и по словам г-на Кореша, недостаточно даже для модернизации оборудования. В чем причина?

Нормальный уровень инвестиций операторов связи в условиях стабильной экономики — 12% от выручки. Мы в 2007 и 2008 годах, на фоне растущей экономики, вкладывали около 22% от выручки. Сейчас, когда ситуация нестабильная, мы перешли на поквартальное бюджетирование и считаем, что 6% - абсолютно оправданная величина. Если станет ясно, что кризис закончился, но роста экономики ждать не приходится, увеличим затраты до 12%. Если же будет и рост — начнем тратить столько, сколько будет необходимо.

Несмотря на низкие расходы на развитие, вы показываете заинтересованность в поглощении операторов. Идет процедура due-diligence "Синтерры" в пользу «Комстара». А какие ресурсы планируете использовать для покупки компаний?

У нас есть 11% собственных торгуемых на бирже акций, для сделок планируем использовать их.

Согласно стратегии, ваша компания намерена стать мультисервисным оператором, идет подготовка к поглощению «Комстар-ОТС» сотовым оператором «МТС». Значит ли это, что дни специализированных провайдеров сочтены?

Это вопрос из разряда философских. В исторической перспективе, тем более в условиях кризиса, выживет только тот, кто предоставит максимально полный пакет услуг. Мультисервисные игроки расширяются и приходят во все сегменты рынка, и даже на своей территории компаниям с минимальным набором услуг будет тяжело конкурировать. Полагаю, что со временем на рынке останутся операторы большой тройки сотовиков, Связьинвест, некоторые операторы кабельного ТВ.

Сейчас важнее другое. Если правительство осенью утвердит концепцию реформировния Связьинвеста, и будет создаваться единая госкорпорация, станет не до конкуренции. Вся картина на телекоммуникационном рынке существенно изменится. Одно дело сейчас: есть 7 межрегиональных распределительных компаний и магистральный провайдер Ростелеком, который развивается независимо от семи МРК. Совсем другое дело, если эти структуры объединят, и на рынке появится игрок, который будет обладать одновременно и магистралью, и развитой последней милей. Гигант сможет легко решать и вопрос с себестоимостью трафика до Москвы, которая сейчас составляет львиную долю затрат в телекоммуникационном бизнесе любого оператора, и вопрос с новым оборудованием, кредитными ресурсами. В лучшем случае конкурировать с этой госкорпорацией в каждом регионе сможет только один оператор, а остальные просто не выживут.

Каким может быть решение проблемы?

Если допускать реформирование Связьинвеста в единую госкорпорацию, то необходимо одновременно проводить политику недискриминационного доступа к магистралям и последней миле. Тогда владеющий инфраструктурой оператор будет обязан допускать к ней всех остальных операторов на равных условиях.

Можно обратиться к германскому опыту. С одной стороны, Deutsche Telecom обязан допускать к своей инфраструктуре всех. С другой стороны, вопрос стоимости услуг регулируется так: демпинговые цены устанавливать не позволяют, зато верхняя планка не ограничена. Если у нас подобную регуляторику не реализуют, то после слияния Связьинвеста в единую госкорпорацию конкуренции на рынке не будет.


Created with Admarket's flickrSLiDR.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Справка:
$334,4 млн консолидированная выручка по US GAAP (с учетом поглощенного в январе ЗАО «Стрим-ТВ») «Комстар-ОТС» в 1 квартале 2009 г.

Абоненты и ARPU по итогам 1 квартала 2009 г.

Услуга

Рынок

Число абонентов в Москве, тыс.

Число абонентов в регионах, тыс.

ARPU в Москве, руб.

ARPU в регионах, руб.

Телефония

домохозяйства

3595

261

299

307

ШПД

домохозяйства

795

310

323

306

Платное ТВ

домохозяйства

137

1 953

496

103

ШПД

корпоративный

54

18

3830

1174

Источник: Данные неаудированные консолидированные финансовые результаты деятельности Группы компаний «КОМСТАР-ОТС» за первый квартал 2009 год по стандартам US GAAP.

3 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Гость Дмитрий
Гость Дмитрий

Какая-то ерунда в цифрах ARPU в Москве у аудиторов по "Платному ТВ"....Откуда там 496 рублей ?

Большинство абонентов не имеют доступа к ADSL2+, значит у них только один контракт,

самая дорогая абонентка 450р, самая дешёвая - 110р...За счёт чего такое высокое ARPU ??

Видео по запросу+абонентка+аренда оборудования ...???

Navu
Navu

В начале июля 2009 г., компания «Комстар-ОТС» объявила сразу о двух важных инициативах в области регионального развития.

Во-первых, компания несмотря на кризис, увеличивает вложения в развитие региональной сети, во-вторых, отказывается от

планов строительства WiMax в регионах до 2011 г.

 

Полный текст новости

Попов Сергей
Попов Сергей
Какая-то ерунда в цифрах ARPU в Москве у аудиторов по "Платному ТВ"....Откуда там 496 рублей ?

Большинство абонентов не имеют доступа к ADSL2+, значит у них только один контракт,

самая дорогая абонентка 450р, самая дешёвая - 110р...За счёт чего такое высокое ARPU ??

Видео по запросу+абонентка+аренда оборудования ...???

угумс.

ну я так это понял из общения с Комстаровцами