vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Сотни мегабит в обход кавказских хребтов 21

Дата публикации: 26.01.2017
Количество просмотров: 8902

Несколько лет назад перед "МегаФоном" встала задача: обеспечение беспроводным интернетом пользователей в курортном поселке Архыз. Поскольку расположен Архыз среди горных вершин на Кавказе, то организовать прямую радиорелейную линию невозможно. Следовательно, у "МегаФона" была два варианта решения задачи:

  • Первый - это арендовать канал связи у "Ростелекома", но он завышает цены конкурентам.
  • Второй вариант - это строительство собственной радиорелейной линии. Собственно, это и  было сделано.

 

С 2013 года связь в поселке обеспечивалась через пассивный ретранслятор, расположенный на горе Джамараклитеб на высоте 2937 метров. Пассивная ретрансляция представляет собой две антенны с хорошим коэффициентом усиления (КУ), соединенные между собой волноводом. Существенный минус в том, что чем больше коэффициент усиления, тем больше диаметр антенн. При расчете же РРЛ пролета просчитывается бюджет РРЛ линии, то есть какой уровень сигнала придет на конечную точку. Чем больше будет сигнал при приеме - тем лучше, и тем большую модуляцию можно поднять, а соответственно получить большую скорость на пролете РРЛ.

В 2013 году скорость на антеннах диаметром 2,4 метра достигала 36 Мбит. В 2016 году такая скорость стала уже неактуальной, в результате чего в "МегаФоне" приняли решение модернизировать линию, поставив активный ретранслятор параллельно пассивному.

Непосредственно саму работу, которая должна быть проделана, можно разделить на несколько этапов:

  1. Прояснить детально, что уже построено.
  2. На основании этих данных сделать необходимые металлоконструкции. Они должны быть крепкие, разборные и подходить к башне с первого раза.
  3. Монтаж антенн и оборудования со стороны п.Архыз.
  4. Монтаж антенн и оборудования со стороны транспортного узла на г. Чапал.
  5. Непосредственно монтаж ретранслятора на горе Джамарклитеб.
  6. Юстировка антенн/пролета в сторону Архыз и Чапал.

 

Когда цели ясны, пора приступить к исполнению.

Первым делом пришлось начертить в полный рост нижнюю часть башни.

Так шкаф с батареями будет крепиться к башне.

Две солнечные панели по 100вт 12в.

Рама будет вариться на месте.

Примерка панелей к раме.

Вот такую конструкцию нужно будет доставить к башне.

Башня, расположенная в поселке Архыз. Нижние антенны диаметром 2,4 метра - это существующий пролет.

С башни отлично видна гора, на которой расположен ретранслятор.

На башне была смонтирована небольшая антенна.

Для сравнения, как выглядят большие антенны 2,4 метра диаметром и маленькая только что установленная антенна.

Так выглядит внутреннее оборудование. Здесь располагается оборудование нескольких операторов.

Следующим этап - монтаж антенны на транспортном узле на горе Чапал.

Отсюда открываются отличные виды. На горизонте величественно вырисовывается силуэт Эльбруса. Неподалеку БТА ("большой телескоп азимутальный") — крупнейший в Евразии оптический телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 метров.

Ну и еще один пейзаж на радость глазам.

Сигнал нужно направлять в эту сторону.

Туда, где расположен ретранслятор.

Антенна смонтирована

И можно взглянуть на результат работы снизу.

Подъем на Джамарклитеб

Изначально подъем к ретранслятору планировалось совершить на вертолете, но сделать этого не дал сильный ветер, который поднялся на высоте. Снегоходы не могли проехать из-за малого количества снега в горах, а на лошадях идти было бы слишком долго. Несколько дней ушло на то, чтобы найти местного жителя, который уже ездил на собственном автомобиле на гору. Однако даже наш проводник предупредил нас, что последние 300-400 метров придется идти пешком - из-за крутизны подъема машина просто не сможет заехать.

Рано утром машина была загружена.

В потрепанный жизнью Зил-131 залили полные баки бензина. На дорогу, которая составила 34 километра езды в соседний поселок, 29 километров по перевалу и четыре часа подъема, было потрачено 160 литров бензина. Естественно, что это путь туда-обратно.

Начало пути по перевалам.

Примерно 25 километров пройденного пути.

Потом на колеса "зилка" пришлось устанавливать цепи. Дальше он уже просто не ехал.

До ретранслятора остался один километр.

Пока что можно оглянуться по сторонам и увидеть всю эту красоту.

Вот и цель.

Ретранслятор находится на высоте 2937 метров. Последний подъем был очень крутым (около 230 метров) Заехать на нее на автомобиле не получалось. Поэтому оборудование пришлось тащить на себе, а это около двухсот килограмм. На это пришлось потратить полтора часа времени.

Вот так выглядит с этой точки Архыз и башня, куда недавно была смонтирована антенна.

До темноты необходимо было собрать конструкцию

и смонтировать ее железо и антенны на башню.

Однако сделать все запланированное до темноты не удалось. Смонтировали лишь металлоконструкции, а подключение и монтаж кабеля пришлось отложить.

Погода в горах переменчива. Она способна меняться по нескольку раз за день. И зачастую может серьезно подпортить даже краткосрочные планы. На следующий день пришлось ждать, потому что циклон поднял снежную бурю на высоте.

Прогноз погоды не вызывал оптимизма, потому как через день погода могла испортиться надолго и еще серьезней. Для юстировки антенн на башне в Архызе и Чапале пришлось вызывать на подмогу службу эксплуатации "МегаФона".

Непогода привела к обледенению горы.

Дорога наверх заняла около пяти часов. Несмотря на то, что на всех колесах была натянута цепь, последние 250 метров все равно пришлось идти пешком. Водитель же ради принципа пытался заехать на гору в течение часа, и все-таки сделал это.

Заканчивать монтаж пришлось при порывах ветра до 20 метров в секунду и температуре воздуха -9 градусов. Откровенной удачей было то, что "Зил" поднялся на вершину, потому как погода не позволяла работать в течение длительного интервала времени. Через 20 минут труда приходилось отогреваться в машине.

Из-за этой тучки на стальных конструкциях появился лед толщиной 1-2 миллиметра.

После монтажа началось юстирование антенн со стороны Чапала и Архыза.

Вот так выглядит собранный шкаф с батареями.

Контроллеры показывают заряд. Солнечная батарея была выставлена под углом по максимуму тока.

Вот что получилось в итоге.

Наводятся последние штрихи.

Пора отчаливать.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/30932/sotni-megabit-v-obhod-kavkazskih-hrebtov.html

Комментарии:(21) комментировать

26 января 2017 - 12:20
Robot_NagNews:
#1

Материал:
Фоторепортаж о модернизации ретранслятора “МегаФона” в горах. Отличные горные пейзажи. Преодоление крутых подъемов с тяжелым оборудованием за спиной. Установка и монтаж оборудования при сложных погодных условиях. Все это ради 350-мегабитного канала в курортный поселок Архыз.

Полный текст


26 января 2017 - 12:20
BeHalf:
#2

Как-то шкаф под оборудование не внушает совсем...и интересно было бы посмотреть расчеты связанные с выбором солнечной панели.


26 января 2017 - 12:52
stas_k:
#3

Цитата

На дорогу, которая составила 34 километра езды в соседний поселок, 29 километров по перевалу и четыре часа подъема, было потрачено 160 литров бензина. Естественно, что это путь туда-обратно.

Последний подъем был очень крутым (около 230 метров) Заехать на нее на автомобиле не получалось.

Несмотря на то, что на всех колесах была натянута цепь, последние 250 метров все равно пришлось идти пешком. Водитель же ради принципа пытался заехать на гору в течение часа, и все-таки сделал это

Откровенной удачей было то, что "Зил" поднялся на вершину, потому как погода не позволяла работать в течение длительного интервала времени. Через 20 минут труда приходилось отогреваться в машине.



Шоферу респект и уважуха.


26 января 2017 - 13:51
Asco:
#4

Сначала смутила компоновка шкафа с АКБ, но погуглили.
2 контроллера заряда MORNINGSTAR SUNSAVER MPPT, 2 АКБ EnerSys PowerSafe SBS. Все в диапазоне -40 +50.

Но полиэтиленовый клемничек для подключения нагрузки - доставляет.


26 января 2017 - 14:18
zoro:
#5

Шкаф предсобранное изделие...
Изменять нельзя...
В этом году добавим ветер, бо через неделю под льдом не хватает инсоляции, и пролет все таки ложился, чуть позже Дмитрий добавит фото, и одно видео...


26 января 2017 - 14:35
Asco:
#6

Просмотр сообщенияzoro (26 января 2017 - 13:18) писал:

В этом году добавим ветер, бо через неделю под льдом не хватает инсоляции, и пролет все таки ложился, чуть позже Дмитрий добавит фото, и одно видео...



А что с влажностью в горах? Шкаф то жестяной и не герметичный, обмерзания изнутри не бывает?
Мы вот на ветродуе с влажностью, алюформом выкликиваем изнутри.


26 января 2017 - 14:48
Saab95:
#7

Просмотр сообщенияstas_k (26 января 2017 - 11:52) писал:

Цитата

На дорогу, которая составила 34 километра езды в соседний поселок, 29 километров по перевалу и четыре часа подъема, было потрачено 160 литров бензина. Естественно, что это путь туда-обратно.

Последний подъем был очень крутым (около 230 метров) Заехать на нее на автомобиле не получалось.

Несмотря на то, что на всех колесах была натянута цепь, последние 250 метров все равно пришлось идти пешком. Водитель же ради принципа пытался заехать на гору в течение часа, и все-таки сделал это

Откровенной удачей было то, что "Зил" поднялся на вершину, потому как погода не позволяла работать в течение длительного интервала времени. Через 20 минут труда приходилось отогреваться в машине.



Шоферу респект и уважуха.



Конечно. Только этот зил на такую же дорогу по асфальту может сжечь 160 литров бензина. Будто не нашлось машины получше, которая заехала к башне вообще без вопросов, потратит всего литров 40-50 горючего. Рассказ же ведется так, будто район совершенно не проходимый, и хотели поднять вертолетом, а в итоге везли на ржавом зиле еще советской постройки. Получается на вертолет деньги были, а на нормальную технику что бы заехать не нашлось, распилили что ли?=)

Просмотр сообщенияAsco (26 января 2017 - 13:35) писал:

А что с влажностью в горах? Шкаф то жестяной и не герметичный, обмерзания изнутри не бывает?
Мы вот на ветродуе с влажностью, алюформом выкликиваем изнутри.



В шкафу не надо утеплять нижнюю стенку, тогда конденсат будет оседать на ней, и вытекать через специальные отверстия, при наличии обмерзания нужно периодически ее отогревать. Либо поддерживать внутри заведомо высокую температуру, обеспечив вентиляцию при превышении влажности.


26 января 2017 - 15:02
zoro:
#8

Просмотр сообщенияAsco (26 января 2017 - 13:35) писал:

А что с влажностью в горах? Шкаф то жестяной и не герметичный, обмерзания изнутри не бывает?
Мы вот на ветродуе с влажностью, алюформом выкликиваем изнутри.


С Влажностью там проблема- намерзает ветром Башня, сейчас выложу фото с зумом...
По самомой конструкции меня многое что раздражает, но Производитель Искрател утверждает что все ок, не один такое переприём построен, все функционирует нормально.
Внутри не должно по идее, источников тепла как таковых нету, ящик вентилируется нормально, намерзать нечего не должно... Но кто же знает, туда сейчас не кто не хочет ехать. Только вертушкой заброс, и спуск на лыжах.


26 января 2017 - 16:14
Asco:
#9

А на фото - наклонная плоскость, это панели или экран ветрозащиты?


26 января 2017 - 16:39
Nakhodka Telekom:
#10

Пассивный ретранслятор не рассчитывали?


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться