vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Диплом не имеет значения, часть 3 123

Дата публикации: 18.04.2014
Количество просмотров: 14683
Автор:

Иногда полезно оглянуться и оценить пройденный путь. Но это если путь хоть как-то пройден. Если впереди вся жизнь, а из пройденного имеется только десять заваленных сессий, пустая голова и эргодическая неопределенность, то оглядываться можно только на опыт предыдущих поколений. Но проблема заключается в том, что соответствующего опыта у отцов и дедов не было - интернет (в широкой трактовке и 50-ти процентной пенетрации) появился буквально пять минут назад по историческим меркам.

Вообще, написать что-то про образование и его развитие меня подмывает не реже раза в два года. Старожилы Наг.ру вспомнят первую "Диплом не имеет значения", где я наивно думал, что проблемы образования и квалификации кадров можно решить стандартами. Как показала практика - не решила. Причин и следствий назвать не могу, но могу предположить, что заинтересованные стороны в стандартах не нуждаются.

Второй заход со статьей про диплом был два года назад. Концепция "как нам обустроить Россию" была сменена в связи с завышенными ожиданиями от работы "Агентства Стратегических Инициатив", которое, как и все начинания, идущие сверху, начало свою работу с гиперпиара при общей импотентности проводить структурные изменения в обществе.

Впрочем, АСИ изначально бралось за задачу невыполнимую, ибо каждому (кто изучал такую штуку, как "менеджмент") известно, что наиболее трудно поддающимся изменениям является культура. Тем более, если это культура национальная в масштабах сотен миллионов людей, да еще и с опытом проживания при "развитом социализме".  Задача невыполнимая в принципе при заданных горизонтах планирования, принятых в нашем Отечестве. Это должно смениться ни много, ни мало - поколение. То есть, лет двадцать минимум.

За прошедшие пару лет, я несколько переосмыслил педагогико-экономическую проблему в плане решения задач практически. Переосмыслению, кроме внутреннего стремления "изменить Мир", помог еще опыт преподавания в нашем Федеральном Университете, куда меня пригласили прочитать краткий курс о развитии дистанционного образования для преподавателей вузов. Что уже смешно - человек, который не преподает, учит преподавательский состав учить.

Впрочем, смеяться я перестал после первого занятия, когда понял, что преподавательский состав квалифицирован гораздо хуже иных студентов, которые попадали ко мне на собеседования. На самом деле, нужно плакать. Мне очень не хочется обижать этих людей - они славные и хорошие (как и  любой ученик, пусть даже он тебя вдвое старше), но восприятие окружающего мира у них примерно такое же, как если бы последние двадцать лет эти люди провели в бункере, изолированном на случай ядерной войны, или на необитаемом острове. Но я их очень понимаю.

Первопричиной образовательной катастрофы в современной России является, на мой взгляд, время. Да-да. Всего лишь время. Изменения, произошедшие в обществе, оказались слишком быстрыми для изменения академической среды. Она не выдержала, пытаясь законсервироваться внутри себя, оставив кусочек Советского Союза в сердце. Не выдержала конкуренции с внешним миром, и сломалась.

Исправлять сложившуюся ситуацию уже поздно - нужно ломать. Как старое обветшавшее здание, которое вот-вот развалится, похоронив под собственными обломками и "красную профессуру", и новоявленных "менеджеров" от образования. Причем, процесс сломки будет (да почему будет? во весь рост уже идет) весьма болезненным для всех участников - студентов, их родителей, преподавателей, госуправления, потребителей кадров - вообще всех. Достаточно вспомнить плач Ярославны по "порушенной" Российской Академии Наук.

Но сломка неизбежна, как вращение Луны. Это такой культурно-экономически-социальный процесс, который идет не только, и даже не столько в России, сколько вообще в мировой истории. Возможно, лет через пятьдесят, этот период оценят как "великую образовательную революцию" по примеру революций аграрной и индустриальной.

Для иллюстрации образовательной революции, я призываю сэра Кена Робинсона, человека незауряднейшего, который просто и в красках описал нынешнее состояние образовательной парадигмы, состояние желаемое. Между этими двумя состояниями имеется разрыв, заполнение которого и происходит на наших глазах прямо вот в эту самую минуту, пока вы смотрите это видео:

 

Хочу предупредить, что не посмотрев видео, вы не поймете о том, что я хочу донести. Возможно, моя жизненная миссия - это показать этот ролик как можно большему числу людей, так что посмотрите обязательно.

У сэра Робинсона есть и вторая часть выступления на TED Talk. Книги и статьи, разумеется, тоже есть. Но эти ролики, на мой взгляд, гениальны по подаче материала в краткой и сжатой форме. И довольно убедительны. То самое "клиповое мышление", кстати, которое клеймят сторонники академизма.

Хотя, на самом деле, это просто другое отношение к знаниям, другое восприятие, другое мировоззрение. Причем, с этим мировоззрением придется мириться, ибо новое всегда побеждает старое.

Лично для себя, из просмотренного, прослушанного в процессе работы с группами преподавателей, я сделал вывод простой и незамысловатый: лично мне в процессе обучения никто не поможет. Как никто не поможет тем молодым ребятам, которые пытаются учиться в современных российских вузах сейчас. Кроме них самих. В мире, где любую информацию можно найти в пределах одного клика мышью, надобность в преподавателях отпадает вообще.

Преподаватели (столь многочисленные, как сейчас) не нужны.

Да, я опять впадаю в интеллектуальный экстремизм, но вы же читаете мои статьи, а затем яростно их камментите, потому что я даю эмоции. Посему, спорьте и не соглашайтесь. Это можно только приветствовать. Я же попробую в несколько абзацев рассказать, почему преподаватель в эпоху ВОР (Великой Образовательной Революции) не нужен.

По пунктам:

1. Как уже говорилось выше, добыть любую информацию практически по любому предмету сегодня не составляет труда. Гугл, Яндекс, Байду и Википедия выполнили 80% всей рутиной работы преподавателя - проиндексировали практически весь объем знаний, накопленных человечеством. Теперь любой ученик может быть умнее своего преподавателя, потому что у них равный доступ к информации.

2. Деятельность классического преподавателя в вузе легко автоматизируется. Смотрите: лекции можно записать на видео и  демонстрировать многократно различным группам студентов, вплоть до персонального. Книги и учебники тоже копируются без фактических затрат на конкретную персону. Проверка знаний гораздо эффективнее (экономически) в виде тестов и дифференцируемых задач.

3. Хороший преподаватель - это незаурядная личность. Тут есть, конечно, логический изъян и элемент демагогии, но давайте примем за аксиому -  незаурядную личность может воспитать только незаурядный педагог. Но это большая редкость. Хорошего преподавателя найти еще труднее, чем хорошего сетевого инженера. При этом в свете первых двух пунктов, мы можем сделать хорошего преподавателя более доступным ширнармассам. Как? Просто записав отличные лекции на видео, опубликовав прекрасные книги и учебники, сделав компьютерные тесты на основе великолепных задач. В конечном итоге, это приведет к тому, что действительно хорошие преподаватели станут такими же популярными, как рок-звезды и хоккеисты КХЛ. И при этом доступными.

 

Объединив все эти три возможности в десятки-сотни-миллионы образовательных он-лайн курсов, появляется возможность непрерывного образования у всех людей Планеты, что и станет основной ВОР.

Этому явлению уже имеются вполне реализованные проекты, которые получили название MOOC - Massive Open Online Course (читается, как mu:k) - Открытые массовые он-лайн курсы.

Разумеется, у описываемого явления имеется масса недостатков, которые в большинстве случаев связаны с классическим педагогическим подходом к интернет-деятельности. Просто правильные методики пока не нащупали.

К недостаткам можно отнести:

1. Неприложимость классического Знания-Умения-Навыки (ЗУН) к интернет-среде. Поскольку у студента имеются кнопки Ctrl-C -> Ctrl-V, то можно подозревать каждого в плагиате и злоупотреблению Гуглом.

2. Мотивация дохождения курса до конца - только 5% студентов доходят курс до конца.

3. Прежде, чем учиться в интернете, необходимо научиться им пользоваться - особенно эта проблема остра в начальной и средней школе, а так же в развивающихся странах.

4. Не связанность и непредсказуемость образовательной траектории и, как итог, конечного результата. В классической педагогике это называется нарушением принципа целесообразности - у каждого образовательного действия должна быть цель в плане ЗУН, но целеполагание каждого отдельного индивида отличается.

5. Нарушение причинно-следственных связей между различными курсами, включая принцип "от простого к сложному", ибо для того, чтобы начать изучать сетевые технологии, необходимо понимать что-такое электричество вообще - вспоминаем ТОЭ, которому всегда предшествует физика и банальные законы Ома и Кирхгоффа.

 

Ну и клиповое мышление тоже проблема, если хочется получить полную картину каких-то сложных процессов, а не кусочно-лоскутное образование.

Все эти проблемы предстоит решить. И я верю, что они будут решены. Хотя бы потому, что проблемы выявлены и ими занимаются лучшие умы Человечества.

Пока же, хочу пропиарить несколько образовательных ресурсов по теме сетевых технологий и компьютерных наук, которыми весьма рекомендую воспользоваться всех, кто дочитал до этого места.

 

Начну с… Наг.ру.

На вот этом самом ресурсе имеется замечательная подборка Видео инструкций, которые пользуются заслуженной популярностью. Тут можно научиться пользоваться различным специализированным инструментом, увидеть как развариваются оптические муфты и собираются телекоммуникационные шкафы. Я считаю, что таких видео должно быть больше. Еще больше! Они полезны и востребованы.

 

Следующий проект: "Сети для самых маленьких", цикл видеолекций Марата Сибгатулина, постоянного автора Нага, известного в форумах как eucariot. Я лично с большим удовольствием посмотрел все серии, и желаю MOAR! Марат, спасибо за прекрасную работу.

 

Еще один проект, который я с удовольствием рекомендую - российско-казахский HEXLET.org. Сделанный по образу и подобию Coursera, он пока не содержит много курсов - всего десяток. Но курсы отличаются добротностью и качеством. Проект существует на пожертвования и гранты, посему призываю поддержать его рублем - лично я это сделал суммой, правда, не большой, но от души. И обязательно перечислю еще.

 

В завершение статьи, хочу организовать yet another survey. С целью пощупать рынок образовательных услуг среди читателей, которые, хочется верить, умеют и любят учиться. А возможно и учить. Опрос простой и по традиции анонимный, но если есть желание вступить в деловые отношения по вопросу организации образовательных курсов, покупки и продаже образовательных услуг, то укажите, пожалуйста, свои контактные данные - я планирую четвертый "Диплом не имеет значения", где опубликую спрос/предложение в данной области, и еще некоторые свои мысли по данному поводу. Спасибо!

 

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/25251/diplom-ne-imeet-znacheniya-chast-3.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться